Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста "Мукасолька"
методическая разработка (младшая группа)

 Земцова Ольга Петровна

Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста "Мукасолька". Программа направлена на развитие творческих способностей воспиттанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemtsova.docx531.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения  «Полысаевский дом ребенка «Родничок»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей раннего дошкольного возраста                                                                             «Мукасолька»

Полысаевский ГО, 2022

Составитель:

О. П. Земцова, старший воспитатель ГКУЗ ПДР «Родничок

Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста «Мукасолька» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Государственного казенного учреждения здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок»            

Программа направлена на развитие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка.      

Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего дошкольного возраста «Мукасолька» [Текст] / сост. О. П. Земцова,  – Полысаево, 2022. 14 с.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Учебно-тематический план……………………………………………………... 8  Содержание программы………..………………………………………………..8  Критерии, показатели результативности освоения программы……………..12

Информационно - методическое обеспечение программы……………….....12

Приложения……………………………………………………………………...13        


Пояснительная записка

Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизируют работу обеих рук;
  • Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • А также способствуют формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса.

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому дошкольный возраст считают «золотым веком» детского творчества. Ребенок переносит в свою работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир , но и познает его.

Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающий эстетике наших дней.

В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста – падарки к праздникам, сувенирные украшения.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой, объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Цель программы – Создание условий для развития творческого потенциала детей 3-4 лет через практическое освоение различных техник художественной лепки из соленого теста.

Задачи: 

Обучающие:

Обучить различным методам и приемам лепки.

Формировать и закреплять познавательные и творческие способности.

Расширять представления детей о нетрадиционном материале для лепки, соленом тесте.

Воспитательные:

Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческой самореализацией.

Развивающие:

Развивать художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Принцип доступности  – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
  2. принцип систематичности и последовательности – постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  3. принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
  4. принцип демократичности и гуманизма – взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;
  5. принцип обратной связи – совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;
  6. принцип стимулирования  – поощрение и вознаграждение;
  7. принцип интереса – построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;
  8. принцип деятельности  – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
  9. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
  10.  принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;

Ожидаемые результаты реализации Программы :

Воспитанники должны знать:

-приёмы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

-инструменты и приспособления для лепки;

-правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

-правила оборудования рабочего места.

 

Воспитанники должны уметь:

-отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

-скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

-раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

-последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из солёного теста;

-соблюдать технику безопасности;

-уметь работать в коллективе.

Условия реализации программы

Программа ориентирована на детей  3 - 4 лет.

Срок реализации  – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 25 минут.

Общее количество занятий в год — 18.

Форма обучения – подгрупповая,индивидуальная

Структура занятия

Вводная часть

Приветствие

(Игры и упражнения на сплочение детей, развитие эмоций. создание игровой ситуации)

Основная часть

Работа по теме (объяснение, показ приемов лепки., лепка детьми, индивидуальная помощь

динамическая минутка)

Заключительная часть

Продуктивная деятельность детей. Подведение итога (положительный анализ детских работ)

Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приѐмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Знакомство с тестом. (Вводное занятие)

1

2

Волшебные столбики (карандаши)

1

3

Печенье для куклы Кати.

1

4

Баранки и сушки для медвежонка.

1

5

Веточка рябины.

1

6

Яблочки для ежонка

1

7

Грибочки для белочки

1

8

Украшения для ёлки

1

9

Снеговик

1

10

Лепка по замыслу.

1

11

Коллективная работа «Бусы»

1

12

Гусеница. Солнышко

1

13

Цветок для мамы

1

14

Божья коровка

1

15

Бабочка.

1

16

Мишка

1

17

Грибок-теремок.

1

18

Лепка по замыслу.

1

Содержание программы

Сентябрь

Знакомство с тестом. (Вводное занятие)

Цель: познакомить воспитанников с ингредиентами для приготовления солёного теста, показать инструменты для лепки, рассказать об их назначении. Побуждать детей выполнять простые приемы лепки скатывание шарика и расплющивание. Дощечки для лепки по количеству детей, мука, вода, соль, блюдо для замешивания теста, готовое тесто для лепки, салфетки для рук.

Волшебные столбики (карандаши)

Цель: Побуждать детей выполнять простые приемы лепки делить кусок теста на несколько частей, раскатывать тесто колбаской (столбиками) разной величины. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук.

Октябрь

Печенье для куклы Кати.

Цель: Учить скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить делить тесто на части. Показать прием расплющивания.

Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, кукла Катя, блюдо для печенья

Баранки и сушки для медвежонка.

Цель: Учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, соединять их в колечки разного размера, примазывая место соединения. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, игрушка Медвежонок, блюдо для баранок и сушек.

Ноябрь

Веточка рябины.

Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, веточка рябины в вазе. 

Яблочки для ежонка

Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка Ёжик, яблоки разного цвета и размера.

Декабрь

Грибочки для белочки)

Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить соединять отдельные элементы между собой для создания целого предмета (гриба). Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка белка, корзинка для грибов.

Украшения для ёлки.

Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить делать поделку на ёлку, используя формы для выпечки печений. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, трубочки для коктейля, верёвочки или тесьма, ёлка

Январь

Снеговик

Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Учить детей украшать поделку, добавляя детали природного материала. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка снеговик.

Лепка по замыслу.

Цель: Закреплять разнообразные приёмы лепки из солёного теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции.

Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Февраль

Коллективная работа «Бусы»

Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, нитка для бус

Гусеница. Солнышко.

Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1

Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, лепить шар, сплющивать его. Добавлять детали лучики, вылепленные из столбиков разной длины. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1

Март

Цветок для мамы

Цель: Учить создавать красивую форму цветка. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять навыки работы с цветным тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Божья коровка

Цель: Продолжать учить детей делать поделку из целого куска теста. Закреплять умение детей скатывать большой шарик и украшать его недостающими деталями (глаза – горошины, ножки – семена гвоздики, точки на теле – горошины душистого перца). Развивать фантазию и творческие способности при работе с тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Апрель

Бабочка.

Цель: Учить детей делать поделку из нескольких частей, располагая части симметрично относительно друг друга. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Мишка

Цель:  Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Соединять детали между собой в правильной последовательности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Май

Грибок-теремок.

Цель: Закреплять умение детей делить кусок теста на две неравные части. Лепить шляпку гриба из куска теста, скатанного сначала в шар, а затем сплющенного в лепёшку. Ножку гриба лепить в форме морковки. Закреплять умение соединять детали между собой с помощью воды. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Лепка по замыслу.

Цель: Закреплять разнообразные приёмы лепки при работе с тестом. Учить выбирать замысел, использовать разные цвета теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук

Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы

При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводиться 2 раза в год. Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май. (Приложение 1).

Информационно - методическое обеспечение программы

  1. Кадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на – Дону «Феникс», 2006- 217с.
  2. Кискальт И.. Соленое тесто.  Москва «Аст–пресс», 2002- 142с.
  3. Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс», 2005-316с.

  1. Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
  2. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 - 250 с.
  3. Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – Москва: Айрис-пресс, 2008 –32с.
  4. Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 - 63с.
  5. Хананова И. Н.. Соленое тесто. Москва: «Аст-пресс», 104с.
  6.  Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва,2005.
  7. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. – Театр – творчество – дети. – Москва, 2004.

Приложение 1.

Диагностическая карта развития детей 3-4 лет

Дата проведения на начало года  ___________

Дата проведения на конец года    ___________

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знает приемы лепки

Знает инструменты и приспособления для лепки

Знает -правила техники безопасности при работе с инструментами и красками

Знает правила оборудования рабочего места.

Умеет отламывать от большого куска теста небольшие кусочки

Умеет скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики

Умеет раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

Умеет оследовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

Умеет пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из солёного теста;

Умеет соблюдать технику безопасности;

Умеет уметь работать в коллективе.

Итого                        ( количество баллов)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

4

5

Уровни овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке из соленого теста

Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тесто пластике. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют сформированному уровню усвоения программы, 2 балла – на стадии формирования; и 1балл – не сформировано.

28 -  33 баллов  – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке сформирован;

23 -  28 баллов  – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке на стадии формирования;

18 -  23 баллов  – уровень овладения детей раннего дошкольного возраста навыков в лепке не сформирован.

28 -  33  - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов.  Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.

23 - 28 – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается за помощью к педагогу

18- 23 – характеризуется у ребенка желанием лепить. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их. Не владеет приемами работы стеками. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик"  рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»

Использование программы в образовательной деятельности  предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»

Программа  предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...