Кружок "Веселый этикет"
методическая разработка (старшая группа)

Людмила Геннадьевна Кузьмина

 Цель:Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlennyy_kruzhok.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

 развитию детей № 31»

Асбестовского городского округа

Утверждаю

Заведующий детского  сада №31

_______________О.А.Ветюгова

Приказ от 30.08.2023  года №58

Программа кружка

для детей от 5 лет до 6 лет   

«Веселый этикет »

(социально-коммуникативное развитие детей)

Срок реализации:

 01.09.2023 года - 31.05.2024 года

Составитель: воспитатель

Кузьмина Л.Г. ВКК

Принято:

Решением педагогического Совета

детского сада №31

 (протокол  №1 от 30.08.2023 года)

Пояснительная записка

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

    Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога  огромных душевных сил.

    Данный кружок «Веселый этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Цель кружка:

- знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

- развивать  психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

-формировать навыки этического поведения;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет».

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

-эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми ,договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве,способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Формы работы:

1.Непосредственная образовательная деятельность.

2. Беседа.

3. Совместная деятельность.

4. Игра.

5. Консультации для родителей.

Организация и проведение

Кружок «Веселый этикет» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Веселый этикет» - 19 человек.

Возраст детей от 5 до 6 лет.

Оборудование.

Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Учебно-тематический план по реализации программ дополнительного образования

Месяц

Содержание работы

Цель

Количество часов

Сентябрь

«Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет».

Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час

Почему говорят «Здравствуй».

Чтение

отрывка

из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!»).

Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших;
уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым
).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час

Фея учит вежливости.

Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:

доброжелательности, честности, правдивости.

Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час

«Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

1 час

Октябрь

Чтение художественной литературы:

«Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час

Д/и:

«Кто знает больше вежливых слов».

Отгадывание загадок о вежливости.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час

Беседа «Культура поведения в общественных местах».

Чтение  художественной литературы

 «Торопыжка».

Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час

Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города».

Развивать речь детей, память, внимание,   закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

1 час

Ноябрь

Беседа «Принимаем гостей».

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки»

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение  вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

1 час

Как дети могут заботиться о взрослых?

Сюжетно-ролевая игра «У врача»

Учить осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.

Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами; воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас.

1 час

Кто кого обидел?

Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своимтоварищам

Учить детей видеть проявления несправедливости не только по отношению к себе, но и к другим.

1 час

Беседа на тему:

«Обиженные друзья».

Изготовление подарков друзьям.

Учить принимать любой подарок с благодарность, не обижать своих гостей.

Развивать творчество, мышление, мелкую моторику рук.

1 час

Декабрь

С чего начинается дружба?

Просмотр произведения

Э. Успенского («Гена и его друзья»).

Учить приветливости, проявлению внимания.

Объяснить:

взаимопомощь помогает подружиться.

Создание эмоционального настроения.

1 час

Беседа «Что такое бескорыстная помощь»?

Чтение и обсуждение отрывков из произв.

С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Дать понятие слова «бескорыстный».

Познакомить детей с новым произведением, полным доброты и юмора.

1 час

«Беседа о  героях сказок».

«Мальчики и девочки».

Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

1 час

Беседа на тему:

«Дружба, какая она?»

Путешествие по полянам вежливости и доброты.

Закрепить у детей понятие «дружба», «друг», дорожить дружбой, беречь.

Закрепить навыки вежливого, доброжелательного отношения друг к другу.
Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

1 час

Январь

«Учусь прощать»

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».

Научить представлять всевозможные последствия своих неосторожных действий для других.Научиться в конфликтах сдерживаться, уступать).

Создание эмоционального настроения. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к друзьям.

1 час

Беседа на тему: «Мы и взрослые».

«Почему взрослые трудятся?»

Игра «Звуки перепутались».

Представить общий ход развития человека:

младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Объяснить, на какой стадии развития сейчас находится сам ребенок.Дать понятие социальных ролей взрослого. Подвести к пониманию детей о необходимости труда, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести не только заработок, но и радость, удовольствие.

Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.

1 час

Мастерская доктора Буквоежкина.

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад»

Воспитывать бережное отношение к книгам. Учить производить мелкий ремонт книг.

Закрепление знаний детей о работе медсестры, повара, прачки, дворника и других работников детского сада. Воспитание и уважение к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь. Развитие умение применять полученные знания в коллективной творческой игре.

1 час

Февраль

Просмотр развивающего мультфильма.

«Лунтик и его друзья». 42 серия

Чтение пословиц.

Хорошая возможность обратить внимание ребенка на важность интонации и мимики во время разговора. 

Воспитывать любовь, доброжелательность, внимательность; развивать речь, память.

1 час

«Почему нельзя дразниться?»

Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов» 

Раскрыть смысл понятия «доброжелательность», рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям.

Воспитывать у детей отрицательное отношениек грубости.

Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя. Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.

1 час

«Тайное всегда становится явным».

Рассматривание сюжетных картинок на тему 

«Хорошо — плохо».

Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.

Развить внимание, усидчивость; научить, ясно выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.

1 час

«Все работы хороши,

 выбирай на вкус».

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Познакомить дошкольниковс различнымипрофессиями.

Познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

1 час

Март

Чтение и обсуждение стихотворения

 А. Кушнир

 «Кто разбил большую вазу».

Д/и «Настроение»

Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Развивать умение понимать свое настроение и настроение

 других людей и животных; формировать

 коммуникативные навыки; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Развивать речь детей, используя сюжетные картинки;воспитывать выдержку.

1 час

Беседа на тему:

«Надо вещи убирать,

не придётся их искать».

Инсценировка Л. Воронковой «Маша-растеряша»

Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

Напомнить о необходимости беречьсвое время. Учить следить за порядком в своих шкафчиках.

Умение детей входить в роль; развивать внимание, разговорную речь и интонацию. Привить навыки бережного отношения к своим вещам.Воспитать аккуратность.

1 час

«Телефон и мы».

Просмотр мультфильма К.Чуковского «Телефон».

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Учить детей набирать номер телефона, пользоваться телефонной рубкой.

Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.

Создание эмоционального настроения.

Умение правильно и грамотно разговаривать по телефону.

1 час

Беседа на тему:

«Накроем на стол».

Просмотр мультфильма

«Винни -Пух» серия «День рождения Тигра»

Работа над понятиями: блюдо (большая тарелка и угощение), бульонная чашка, посуда, порядок и чистота стола, приборы для раскладывания угощения, рассадка за столом, салфетки, сервировка стола, скатерть, столовые приборы, угощение.

Создание эмоционального настроения. Умение внимательно слушать, развивать память, речь.

Учить правильно сервировать стол.

1 час

Апрель

«О спорт- ты мир!».

Сюжетно-ролевая игра

«Мы - спортсмены»

Сформировать у детей четкие представления  о физкультурно-оздоровительной работе по отношению к своему организму. Воспитывать в детях чувство коллективизма.

Дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, глазомер.

1 час

Беседа на тему: «Будь добрым и отзывчивым». Обсуждение ситуаций.

П/и : «Угадай, что делали?»

Формировать этические представления и гуманные чувства; побуждать к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

1 час

Беседа на тему:

«Прощание перед сном».

Сюжетно-ролевая игра

«Уложим куклу Олю спать».

Познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким.

Учить снимать одежду в правильной последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.

1 час

Вечер загадок «Столовый этикет».

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин».

Закрепить знания о столовом этикете; расширять словарный запас.

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

1 час

Беседа  о животных.

Чтение художественной литературы А. Бабоджан «Муравьишки – торопыжки»

Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к животным.

Воспитывать уважительное отношение к трудолюбивым муравьям.

1 час

Май

Беседа на тему:

«Что такое доброта».

Просмотр мультфильма приключения поросенка Фунтика «Песня о доброте».

Подведение итогов совместной жизни группы, изначального опыта общения, поведения и деятельности детей;

ориентация детей на доброе общение;создание комфортных условий для всех детей.

Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

1 час

Рассматривание иллюстрации.Составление рассказа по картинке

«Этикет».

П/и: «Ловля бабочек» 

Консультация для родителей

 «Побеседуйте с ребёнком о волшебных словах».

Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.

Развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.

1 час

Беседа на тему:

«Прощание с близкими перед отъездом».

Д /и : «Утро радостных встреч».

Соединить добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить перед расставанием. Это слова прощания, пожелания, обещания писать и звонить.

Повторить добрые слова, учить благодарить.

1 час

«Путешествие в страну этикета».

Итоговое занятие родителям.

Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.

1 час

                                                                                                                                       36 занятий

К концу дети должны:

Знать – название игр и упражнений, изучаемые в течении года.

Уметь –  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Быть – эмоционально отзывчивыми. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Литература

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..

2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.

3. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.

4. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.

5. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.

6. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.

7. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.

8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.

9. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996

10. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

Сведения об авторе:

Кузьмина Людмила Геннадьевна

Воспитатель высшей категории, педагогический стаж работы 40 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...