Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры
учебно-методический материал

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье говорится о разнообразии игр с дошкольниками с целью развития нравственно-патриотических чувств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrav_patr_vosp_posredstvom_igry.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

посредством игры

Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Любовь к отечеству. С чего она начинается? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина своей страны.

 Актуальность нравственно – патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

  Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

 Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Игру необходимо использовать как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

 В работе по воспитанию у детей патриотических чувств и качеств используются различные виды игр: (игры-приветствия, различные дидактические игры, настольно-печатные игры, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые, строительные, игры – путешествия, народные, военные игры.)

Игры-приветствия ориентируют педагогов на использование наиболее доступных, специально отобранных средств для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Игры-приветствия могут использоваться в часы утреннего приема или как начальная часть структуры построения организованной – образовательной деятельности с детьми. Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. («Здравствуй, небо голубое…», «Я люблю свой детский сад», «Собрались мы все в кружок», «Заглянуло солнышко…», «Здравствуй правая рука…»)

Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу. Много словесных игр используются при воспитании нравственных чувств. 

 (Дидактическая игра «Кто главный?»

 Дидактические игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, способствуют развитию стремления ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия.

 Настольно - печатные дидактические игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты». С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, воспитываем у детей дух патриотизма.

 Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Перед игрой знакомим детей с культурой и бытом того или иного народа. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. (Игра «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Карусели» ...

Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами. 

«Большие ноги», «По ровненькой дорожке», «Раздувайся, пузырь», «Зайчик шёл, шёл», «Водят пчёлы хоровод», «Ходим, ходим хороводом»

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников в процессе формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: (муку хранили в амбарах, сусеках), с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, (заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей.  Использование сюжетно-ролевой игры позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей, воспитывать у детей патриотические чувства. 

Строительные игры. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

Процесс формирования нравственно-патриотических чувств будет проходить более успешно, если в работе с дошкольниками будут использованы все виды игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".

           Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...