Самообразование «Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Лебедева Любовь Ивановна

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

ПЛАН

РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников»

педагога 1 кв/категории

Лебедевой Любовь Ивановны

на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность темы

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами на мой взгляд, нужно использовать следующие инновационные методы:

  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологии речевого развития,
  • технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ,
  • использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи,
  • игровые технологии, ИКТ.

Цели и задачи

Цель: 

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Задачи: 

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
  • использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников.
  • проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников.
  • взаимодействовать с родителями и педагогами (практикумы для родителей, семинары, консультации, буклеты)
  • создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)

Планируемые результаты

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
  • родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Формы представления результатов самообразования

  • Консультация для воспитателей
  • Мастер класс для педагогов ДОУ.
  • Консультации для родителей.
  • Практикум для родителей.
  • Обмен опытом через Интернет.

Работа с детьми.

  • Разработка и проведение диагностики детей
  • Кружковая работа. «Раз- словечко, два- словечко». В течении года.
  • НОД Рассказывание по картине «Строим дом». Октябрь.
  • НОД «Рассказывание по картине «Речка замерзла». Ноябрь
  •  НОД с использованием мнемотехники для средней группы по темам «Комнатные цветы», «Транспорт». Март.
  • НОД Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком». Апрель.

Работа с родителями.

Родительское собрание. Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Консультация для родителей «Как говорит Ваш ребенок»

Работа с педагогами

  • Консультация «Речевое развитие дошкольников: методы, пути, поиск…» Декабрь
  • Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста». Апрель
  • Консультация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Семинар – практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием технологии ТРИЗ»
  • Мастер класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
  • «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Практический этап.

  • Разработать картотеку «Пальчиковые игры для речевого развития детей по лексическим темам»
  • Изготовление лэтбука «Речевичок»

Обобщающий этап.

Годовой отчет

Список используемой литературы по теме самообразования.

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1997.

2. Бородич М., "Методика развития речи детей", - М., 1981 г.

4. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. //Логопед в детском саду 2007№4 с.51-54.

5. Новиковская О.А. Скороговорки и чистоговорки для развития речи. 4—7 лет / — М, 2009.

6.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

7. Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

8. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед.2002. №2,

10.Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов /– М. ГНОМ и Д, 2004.

11.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие – М., 2003.

12. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

13.Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.

В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...