Методическая разработка по теме: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в младшей группе в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа)

Актуальность разработки состоит в том, что инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_2021.docx293.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№ 15 «Солнышко»» городского округа город Шарья

Костромской области (МБДОУ «Детский сад № 15 «Солнышко»)

Методическая разработка по теме:

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в младшей группе в условиях ФГОС ДО»

        

        

Автор: воспитатель

Ширяева Наталья Николаевна

        

Шарья 2021 г

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка

3

2. Цель

6

3. Задачи

6

4. Технологическая карта (содержание)

7

5. Ожидаемые результаты

17

6. Список использованных источников

19

7 Приложение

20

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность ребенка является основой формирования всех ключевых компетенций. Неспособность ребенка к самостоятельной активной деятельности ведет к невозможности приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных компетенций, т. е. ведет к социальной незрелости. Именно через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной.

Инициативностьпроявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Проблема проявления инициативы не нова. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане».

Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:

  • Стремление к самореализации
  • Познавательная активность
  • Развитая эмоционально-волевая среда
  • Самостоятельность
  • Произвольность поведения
  • Общительность и коммуникативность
  • Творческий подход к деятельности

Значимость данной методической разработки заключается в том, что детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. 

Актуальность разработки состоит в том, что инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений.

Таким образом, детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Цель данной работы: создание условий по поддержке детской инициативы и самостоятельности в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Определить формы работы, направленные  на поддержку детской инициативы и самостоятельности.
  2. Обеспечить наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, для развития инициативы и самостоятельности  дошкольников.
  3. Расширить взаимодействие с родителями по вопросу развития   детской инициативы и самостоятельности.

Технологическая карта (содержание)

        

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит  и решает игровые проблемные ситуации.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

  • когда ребенок действует самостоятельно в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
  • ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Маша без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф.
  • возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Самостоятельность у младшего дошкольника формируется в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности помогаю ребенку освоить новые способы и приемы действий, показываю пример  поведения и доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Своим примером поддерживаю стремление к положительным поступкам, способствую становлению у ребенка положительной самооценки.

В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдаю следующие  требования:

развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

В своей работе  использую разнообразные формы деятельности, направленные  на поддержку детской инициативы и самостоятельности:

  • самостоятельные сюжетно-ролевые,
  • режиссерские и театрализованные игры;
  • развивающие и логические игры;
  • музыкальные игры и импровизации;
  • речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
  • самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
  • самостоятельные опыты и эксперименты и др.
  • Рекомендую использовать  следующие методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы:

Методы

и приемы

Аспекты развития

Игровая деятельность.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Дидактическая игра.

Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Трудовая деятельность.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Познавательно -исследовательская деятельность.

Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей.

Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Игровые развивающие технологии.

Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Создание и своевременное обновление РППС

РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Важным условием успешного развития   детской инициативы и самостоятельности  в детском саду является создание условий, что предполагает организацию определенной развивающей предметно – пространственной среды.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.  

Предметно - пространственная  развивающая среда нашей  группы направлена на  развитие инициативы и самостоятельности  детей.

Все групповое пространство  распределено на центры активности:

  • центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, опыты и эксперименты);
  • центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, изобразительная деятельность);
  • игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно – ролевых игр;
  • центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников;
  • спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Пребывание ребенка в детском саду стараюсь организовать так, чтобы он смог участвовать в разнообразных делах: в двигательных упражнениях, в играх, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.

Предметная среда нашей группы стимулирует восприятие детей, способствует развитию анализаторов, подсказывает способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики имеются дидактические игрушки (вкладыши, шнуровки, пирамидки, игры с прокатыванием шариков), так же есть пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров,  коробки.Наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.Имеются магнитные и крупные пластиковые мозаики, пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения. Используем игрушки, которые отражают реальную жизнь: грузовая и легковая машины, машина «скорой помощи», «пожарная машина» и т. п.

 Материал  для познавательно-исследовательской деятельности размещён  на полках: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, сита, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки). В центре творчества  настольный театр («Колобок», «Теремок» и др.), пальчиковый театр («Коза с козлятами», «Заюшкина избушка» и др.), маски персонажей, музыкальные инструменты, уголок ряженья, театр теней.

Дети младшего возраста проявляют активный интерес к рисованию. Рекомендую использовать простые белые обои и восковые мелки, рулон обоев закрепляется на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематывается по мере использования. Игра пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.Мальчики играют в конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, «мастерская слесаря с инструментами» в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Купаем малыша», «Магазин».

Самостоятельно играют в сюжетно-ролевые игры такие как: «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская», «Автопарк», «Дом», «Кухня».Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. В центре книги выкладываю книжки с яркими картинками, подобранные по возрасту и по текущей теме, иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками. Ребенок может порвать страницы, познавая свойства бумаги.  Предлагаю внести в группу старые газеты и журналы, разместить их подальше  от книжного уголка. Разрешение рвать газеты и запрет на порчу книг поможет решить  эту проблему верно.

        В группе имеется спортивное  оборудование, доступное детям и  размещено таким образом, чтобы  способствовать  проявлению двигательной активности: мячи большие, средние, маленькие;  обручи; флажки; мешочки для метания;  кегли;  дорожки здоровья. Так же есть оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, мат, на котором дети прыгают, лежат, ползают. Для стимулирования ходьбы вношу в группу крупные, разноцветные надувные мячи и мячи меньших размеров.

Дети младшего возраста познают не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе - себя. Для того  чтобы ребенок в своем поведении мог учитывать чувства и интересы  других людей, предлагаю на уровне глаз детей прикреплять картинки с изображениями людей разного возраста, пола, с разным  выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, одежды, обуви, прически. Обращаю внимание детей на эмоциональные проявления человека, находить общее и отличное во внешнем виде людей. В группе имеются зеркала, благодаря которым дети наблюдают за своими движениями, мимикой, внешним видом.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, чтонаполняемость развивающей предметно - пространственной среды нашей  группы обеспечивает разностороннее развитие детей, возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, отвечает принципу целостности образовательного процесса и направлена на  развитиедетской инициативы и самостоятельности.

Положительных результатов можно добиться,  сделав своими союзниками родителей, постаралась вызвать у них интерес к  вопросу развития   детской инициативы и самостоятельности.

Рекомендую  использовать  следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания. Например, «Поддержка детской инициативы и развитие самостоятельности», «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей младшего возраста» и т.д.
  • консультации. Например, «Развитие детской инициативы дома», «Как воспитать самостоятельность у детей» и т.д.
  • анкетирование  с целью: выявить отношение родителей к самостоятельности детей.
  • буклеты и памятки  для родителей. Например, «Как развивать детскую инициативу?», «Как поддержать детскую инициативность и самостоятельность?», «Как вырастить ребенка самостоятельным» и т.д.
  • картотека игр для поддержания детской инициативы.Например, «Большие и маленькие ножки», «Зайка шёл», «Найди предмет», «Сундучок» и т.д.
  • беседа. Например,   «Чему мы можем научить малышей?», «Создание условий для поддержки детской инициативы» и т.д.
  • изготовление совместного фотоальбома о детях группы. Например, «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души»

Атмосфера  творчества, добра  в детском саду  положительно влияет на родителей. Наши родители с удовольствием принимают участие в различном анкетировании,  просят советов, сами интересуются проблемой развития детской инициативы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, развития самостоятельности. Поддержка родителей обеспечила готовность семей воспитанников к партнерским взаимоотношениям с сотрудниками детского сада в этом направлении.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:

  1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
  2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
  3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
  4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
  5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.
  6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
  7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.
  8. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  10. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  11. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  12. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  13. Общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Ожидаемые результаты

  1. Определены  формы работы, направленные  на поддержку детской инициативы и самостоятельности.
  2. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, для развития инициативы и самостоятельности  дошкольников.
  3. Родители принимают активное участиепо вопросу развития   детской инициативы и самостоятельности.

Список использованных источников

  1. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность

//Дошкольное воспитание. 2009.

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В «ДЕТСТВО» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.
  3. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.
  4. Дуброва  В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст]: методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 2010.
  8. Юсупова  Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002.
  9. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990.

        

Приложение

Игры для детей младшего дошкольного возраста  на развитие инициативы и самостоятельностичерез активное взаимодействие друг с другом.

C:\Users\Ольга\Desktop\27251339-Children-play-with-a-board-game-on-the-floor-Stock-Photo.jpg

«Большие и маленькие ножки»

Цель: развивать координацию движений, координацию слов с движениями, умение действовать по сигналу. Учить играть вместе, дружно.

Ход: Дети берутся за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами в такт текста.


Большие ноги, 
Шли по дороге,
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки, 
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ, 
Топ-топ-топ-топ-топ

«Зайка шел»

Цель: продолжать учить детей ходить по кругу держась друг с другом за руки; развивать и активизировать речь; учить детей взаимодействовать друг с другом.

Ход:  Дети, берутся за руки, образуя круг, двигаются по кругу в такт текста.
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - остановиться и присесть на корточки.

«Мы по лесу идем»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться.  Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход: дети берутся за руки и ходят по кругу в такт текста.


Мы по лесу идем, 
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка

громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису

позовем». 

«Медведь»

Цель: продолжать учить детей ходить по кругу держась друг с другом за руки; развивать и активизировать речь; учить детей действовать по сигналу, взаимодействовать друг с другом.

Ход: Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

«Ровным кругом»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться.  Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть

«Кошки – мышки»

Ход:  Дети, берутся за руки, образуя круг, двигаются по кругу в такт текста.

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

Е.Серова

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другим котом и мышкой.

«Солнышко и дождик»

Ход:  Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,                Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,                        Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!                        Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!                Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

 На сигналдождь идет, скорей домой        

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.                

Игра повторяется.

«Аленький цветочек»

Ход:  

Аленький цветочек,

словно огонечек                дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

«Подарки»

Ход:  Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок становится в центре.  Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

«Колпачок и палочка»

Ход:  Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать,        Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. –  Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок        

Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

«Вокруг домика хожу»

Ход:  Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:

- Вокруг дерева хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:

- Кто там?

- Это я… (имя)

_Что угодно?

-Давай побегаем!

Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.

«Дедушка Водяной»

Ход:  
Дедушка Водяной 
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку
.

«Сороконожка»


Ход:  Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой». 
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут – 
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний, 
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

Анкета для родителей«Проявление  инициативы  детей

в  домашних  условиях».

1. ФИО родителя __________________________________________________

2. Группа (возраст) ________________________________________________

3. По Вашему мнению, инициативный ребенок, он какой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как часто Ваш ребенок задает вопросы исследовательского характера? (вопросы чаще поверхностные, удовлетворяющие любопытство, проблемные, позволяющие узнать об устройстве, происхождении чего-либо)______________________________________________________________

5. Какие действия Вы предпринимаете, если  Ваш сын хочет Вам помочь забить гвоздь (дочь хочет помочь помыть посуду) ____________________ __________________________________________________________________

6. Как часто ребенок самостоятельно создает игровые ситуации, условия для игр _______________________________________________________________

7. Создаете ли Вы игровые ситуации (играете в «Дочки-матери») __________________________________________________________________

8. Какие условия для проведения инициативы созданы у Вас дома?

  • Имеется «игровая зона» с уголком для творчества (бумага, пластилин, акварель, клей). Конструкторами, развивающими играми (глобус, микроскоп, энциклопедии, настольные игры);
  • Поощряете самостоятельность, выполнение элементарных поручений успехами;
  • С ребенком   постоянно разговаривают, выслушивают, интересуются успехами;
  • Не создаются «особые» условия;
  • Другое _______________________________________________________

9. Побуждаете ли Вы к поиску ответов на возникшие вопросы. Если ДА, то как? ______________________________________________________________

10. Что предпринимаете в ситуации, если затрудняетесь ответить на вопросы ребенка? __________________________________________________________ __________________________________________________________________

Консультация для родителей«Развитие детской инициативы».


Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали — это все "первый шаг", дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания.
Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит?
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
Выделяют три уровня творческой инициативы:


1-й уровень

Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.



Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы.


1. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п., необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

2. Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

3. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

4. Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.


5. Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе — закрутить шуруп. Тут важно: во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь"; во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.

6. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.


7. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.


Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей?
Пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать.
Планирование — основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти; хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка; "капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию; предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики в тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в интернете и т.д.).


Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.


Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.


Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать.


Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).

Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.


Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить.


Не скупитесь на знаки внимания!

Консультация для родителей: «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность дома?»

Родители часто жалуются, что дети не дают им спокойно вздохнуть; они отнимают слишком много времени, им вечно что-то надо от родителей. На самом деле это не так. Если вы внимательно понаблюдаете за собой, то, возможно, заметите, что взрослые отнимают у детей ещё больше времени. И слишком часто берут инициативу на себя. Они предлагают игры, они исправляют ошибки, они ведут разговор. Казалось бы, а что тут плохого?

Тест:   Для начала ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Как поступить?»

Первая часть теста

 1. Ваш малыш попросил почитать ему сказку, но вы были очень заняты и пообещали сделать это позже. Наконец, выкроив свободное время, вы подходите к нему с книжкой, но видите, что ребёнок увлечённо играет и до сказки ему нет никакого дела. Вы будете настаивать?

 2. Вы хотите (собираетесь, намерены) поболтать со своим ребёнком или спросить его о чём-то, то есть пообщаться. Заходите в детскую и видите, что он сидит у окна, смотрит на улицу и о чём-то размышляет (а может, просто рассматривает что-то, невидимое вам). Вы прервёте его размышления? 

3. Ваш любимый подросток уже с час валяется на кровати и ничего (ну ничегошеньки!) не делает. Что вам хочется ему сказать? (Вас это возмущает?Вы посчитаете, что он бездельничает?) 

Большинство родителей отвечают «да». Что означает этот положительный ответ, вы сейчас поймёте сами.

Вторая часть теста

 Сделайте разворот на 180° и спроецируйте на себя эту ситуацию (проще говоря, поставьте себя в подобные условия).

 Представьте на минутку: вы упорно ломаете голову над какой-то проблемой, и вдруг

  • вас осенило! Пришла идея, свежая, сильная, оригинальная. Ещё немного, ещё немного
  • и проблема будет решена! И тут (в самый ответственный момент) заявляется приятельница. Так вот, является ваша приятельница и начинает безумолку болтать, требуя внимания к своей персоне. Вы намекаете, что сейчас вам не до неё; собственно, вам вообще ни до кого
  • вы боитесь потерять нить своих рассуждений. А приятельница не унимается: то настырно что-то предлагает, то чего-то требует от вас... Скажите честно, как вы отреагируете?

 

Впрочем, и так понятно: вы возмутитесь (внешне или внутренне - в зависимости от воспитания), или выйдете из себя, или просто печально вздохнёте и вступите в беседу. Но в любом случае вы будете не в восторге. Уж верно, такое поведение вам не покажется верхом тактичности.

 А теперь представьте, что вы не обдумывали очень-очень важную проблему, а просто сидели и отдыхали от суеты, а в голове у вас кружились приятные воспоминания. И вот врывается ваша приятельница и требует заняться тем, что в данную минуту кажется ей самым интересным (нужным, важным, подходящим). Вам это понравится? Вы сможете в ту же секунду перестроиться и прийти в восторг от такого вмешательства?

 

А интересно, догадается ли ваша знакомая, что она проявила неуважение к вам как к личности?

Большинство родителей отвечают «нет». Вот вам и ответ на вопросы теста. 

Также чувствует себя ребёнок, когда он занят, а вы пытаетесь переключить eго на себя.

 Внезапно врываясь в дела и занятия своего ребёнка (хоть малыша, хоть подростка), 

мы:

  • ведём себя бестактно, так как отвлекаем ребёнка, мешаем ему, то есть проявляем неуважение к его личности;
  • гасим детскую инициативу.

Многие родители опасаются, что не успеют сделать для своего ребёнка всё, что нужно: объяснить, поиграть, научить... И буквально рвутся на части и стараются каждую свободную минутку посвятить детям. Они организуют игры, разжёвывают сложные понятия, тщательно отвечают на детские вопросы. В результате ребёнок, который всегда получает готовое (готовенькое), отучается думать сам. Его серые клеточки отвыкают активно работать. Мысли бегут по проторенным дорожкам, а новые прокладывать лень.

Что делать? Всего лишь две вещи:

  • Не перебивайте инициативы ребёнка. Занят он - и слава богу, пусть занимается. 
  • Не торопитесь давать готовых ответов на все вопросы, которые задаёт вам ребёнок. Если вопрос пришёл в голову, значит, эта голова уже на 50 % знает, как на него ответить. Ваша задача - подтолкнуть к размышлению, наводящими вопросами или ассоциациями помочь найти правильный ответ. 

И ещё: прежде чем вмешаться, постой рядышком и  подожди.

Не поучать, а побуждать.

Вот дочка готовит своим куколкам обед, но делает это как-то странно: вместе с тарелочками и ложечками на кукольный столик сажается плюшевая собачка.

Сознательная мама, конечно, должна непременно вмешаться и объяснить, как сервируется столик и где на самом деле сидят собаки, так ведь? Нет, не так.

Когда мы даём ребёнку готовый совет или чётко объясняем «как делать правильно», 

мы:

  • лишаем ребёнка инициативы;
  • даем некий трафарет действий, заготовку, стандартную схему.

Конечно, в жизни без трафаретов не обойтисьименно так, по трафарету, мы, например, прививаем малышу определённые гигиенические и культурные навыки. (Как чистить зубы, держать в руке ложку, как вести себя за столом...) Но такие «домашние заготовки» (трафареты) не побуждают малыша думать. (За «а» всегда идёт «б», а дважды два - четыре, чего ж тут голову ломать?) Сегодня объяснили, как и что делать правильно, завтра объяснили, послезавтра объяснили-разжевали, и в результате мы закладываем в сознание ребёнка готовые схемы действий.

(Обратите вниманиееё, эту схему, не сам ребёнок нашёл, а взрослый внушил!) Вот и выходит, что мы не побуждаем думать, самостоятельно искать правильный ответ или правильное решение, а попросту программируем человека: «если это... делай то-то...»

Чем меньше трафаретов - тем лучше! Ребёнок, не привыкший сам искать выход, растеряется в любой нестандартной ситуации (взрослый, впрочем, тоже).

Чтобы развивалась гибкость ума и мышление, необходимо не поучать ребёнка, а побуждать его к мыслительной деятельности.

Вот простые советы-правила:

  • Если ваш любимый человечек часто возмущается, или бурно ведёт себя при вашем приближении (так делают те дети, что поменьше), или как-то подозрительно часто отказывается общаться с вами (так делают те, что постарше), попробуйте последовать этим тезисам:
  • Не отвлекайте ребёнка, когда он сосредоточенно что-то обдумывает или играет. Уважайте мысли другого человека.
  • Не берите постоянно инициативу на себя.
  • Не спешите показать, как надо правильно действовать Спросите: а как ты думаешь?
  • Не вмешивайтесь без крайней нужды в игры. (Не предлагайте постоянно свои игры, развлечения, занятия.Придумывайте их вместе.)
  • Не закладывайте в сознание ребёнка готовых схем.

Позитивная установка.

Итак, с позитивной установкой наши советы выглядят примерно так:

  • Позвольте ребёнку думать самостоятельно. Уважайте его личность.
  • Оставляйте инициативу за ребёнком.
  • Прежде чем прийти на помощь, выдерживайте паузу. Старайтесь наводящими вопросами, подсказками, параллелями, ассоциациями и др. подвести его к правильному решению.
  • Принимайте участие в игре, когда ребёнок приглашает; предлагайте игры сами, но так, чтобы выбор оставался за ребёнком.
  • Трафареты и готовые схемы мешают развивать гибкость мышления. Побуждайте ребёнка искать и самостоятельно делать открытия.

Рекомендации родителям «Как воспитать самостоятельного ребенка».

  • Вы, наверное, согласитесь со мной, уважаемые взрослые, что   требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту.самостоятельность, самостоятельность ребенка, воспитание самостоятельности, самостоятельный ребенок  

То есть то, что будет достижением для ребенка в 3 или 4 года, и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на кофточке), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. В то же время, требовать от двухлетнего малыша  завязывания шнурков на ботинках, как вы сами понимаете, это абсолютно неразумно, ведь даже мелкая моторика его рук еще не готова к этому.

  • Необходимо помнить, что самостоятельность ребенка - это не только умение что-то делать без помощи взрослого, это еще и способность находить свои новые решения поставленных задач, стремление сегодня сделать больше, научиться большему, чем вчера. И развитие этих способностей, умений,  стремлений ребенка  нужно поощрять нам, родителям.
  • У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту.  То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность поупражняться.

самостоятельность, самостоятельность ребенка, воспитание самостоятельности, самостоятельный ребенок


  • Принцип от простого к сложному, а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.
  • Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях. Что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.
  • Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.
  • Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. И каким бы ни был результат действий малыша, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность. Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы», на мой взгляд, гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»
  • Не делайте за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес (завязать шапочку, застегнуть пуговицу, отнести чашку и прочее), ведь его очень легко «отбить». А как говориться, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка - это возможность ненавязчиво его научить чему-то полезному. А как часто у родителей не хватает времени и терпения ждать, когда малыш самостоятельно застегнет замочек или завяжет шапочку.
  • Не забывайте хвалить ваших детей  за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в  том, что у ребенка все получиться: «Если ты поупражняешься, то все получиться. У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты  старался. Ты очень способный».  Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».
  • Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.
  • Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой».
  • Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления. Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность  выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости. Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать младшей сестренке. А ей будет интересно слушать и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с поддержкой детской инициативы «Колыбельная».Для детей младшей группы.

Ход  игры: Звенит колокольчик. Ребятки приглашаю вас поиграть.  Обратите внимание дети, что изменилось в нашем кукольном уголке? Молодцы эта кроватка называется колыбелька. Как вы думаете дл...

Методическая разработка на тему: Сценарий новогоднего утренника для детей 1 младшей группы " В гости елочка пришла"

Разработанный вместе с музыкальным руководителем сценарий новогоднего праздника для 1 младшей группы....

Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....

Методическая разработка на тему:"Развитие культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"

Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государствен...