Консультация для педагогов "Говорим правильно - нам подражают дети"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

       Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

  • Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. 
  • В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
  • Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.
  • Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков.
  • Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.docx22.03 КБ
Office presentation icon govorim_pravilno_prezentatsiya_aprel.ppt906.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Говорим правильно – нам подражают дети».

       Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

  • Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.  
  • В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
  • Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.
  • Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков.
  • Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

  • Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
  • Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. 

Факторы успешного речевого развития ребенка

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Упражнение «Правильное ударение»

Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начался, звонишь, простыня, договор, алфавит, досуг, квартал, избаловать, алкоголь, каталог, танцовщица.

Упражнение «Найди и исправь ошибки»

1. Внутрь здания попасть было невозможно.

2. Позади нас ехала машина с грузом.

3. Мы сделали работу зря, ее никто не оценил.

4. Сначала  садятся девочки, а потом мальчики.

5. Первым прибежал Сережа, а после всех прибежал Саша.

6. Я здесь первый раз.

7. Все пришлось покрасить снова.

8. Длиннее всех коса у Вари.

9. Чтобы было поровну, делим пополам.

10. По лестнице идем друг за другом.

       

Семинар-практикум для воспитателей

«Говорим правильно – нам подражают дети».

 Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

          Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи. Живое слово взрослого по- прежнему остается главным средством обучения ребенка. Именно поэтому педагогам принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

             Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «документ», «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», - встречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать. В основе произносительной системы русского языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого - коммуникативное. Данный стиль используется в повседневной практике речевого общения, это основной стиль литературного произношения. Примером нейтрального стиля может служить речь дикторов телевиденья, выступления мастеров сцены.

              Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями. Его реализация происходит в условиях неофициального, непринужденного, заранее не подготовленного сообщения. Разговорный стиль характеризуется убыстренным темпом произнесения, меньшей напряженностью артикуляции, что приводит к нечеткому произношению. Особенности разговорного стиля придают высказыванию несколько сниженный, бытовой характер.

            Дети дошкольного возраста владеют именно разговорным стилем произношения. Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

 «Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду»

           Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, поэтому преобладающее место в речи взрослых должен занимать нейтральный стиль, стиль литературного произношения.

            Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму. Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

                И третья особенность ударения - изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: Кладбище, библиотека, музыка.

                Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях:

«Гремит музыка полковая». (А. С. Пушкин)

                 Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь. Игра – тренинг «Ударение» - списать слова, расставить ударение.

(Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

               Прежде всего, каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня».

Игра – конкурс «Исправь ошибки»

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

             Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать». Блиц – викторина «Почувствуй разницу» «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

Поговорим об интонационной выразительности.

              Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос - это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Упражнения на интонационную выразительность: - произнести фразы (весело, ласково, спокойно, гневно) «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Сядь на место».

Практикум по интонационной выразительности. 

Стихотворение М. Цветаевой.

- «Все перемелется, будет мукой!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой»!

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

- надо постоянно совершенствовать культуру речи;

- развивать навыки выразительности устной речи;

- критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

            И в заключение семинара потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим (подарки), не называя их, а описывая так, чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова «цветок, кукла, духи, зонтик, зеркало, платочек, кольцо, чашка, книга).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры педагогов ДОУ . Педагог – психолог: Тарасова А.Ю. Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Слайд 2

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

Слайд 3

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Слайд 4

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения. 2. Общение ребёнка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Развитие мелкой моторики рук. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Слайд 5

«Скоко повторять одно и то же» «Седня вы хорошо работали» «Ничо не надо трогать» «Щас будете заниматься» «Ляжь на правый бок» «Вот здеся у меня картинки» «Ложи сюда одежду» «Отседова можно сделать вывод»

Слайд 6

Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начался, звонишь, простыня, договор, алфавит, досуг, квартал, избаловать, алкоголь, каталог, танцовщица.

Слайд 7

Катал о г, крас и вее, петл я , св е кла, сир о ты, цем е нт, позвон и т, началс я , звон и шь, простын я , догов о р, алфав и т, дос у г, кварт а л, избалов а ть, алког о ль, катал о г, танц о вщица.

Слайд 8

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах. но вполне возможно : не делать грубых ошибок и не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.

Слайд 9

Деловая игра «Скороговорки – языколомки» Проглотил прогоркшую горчицу – порадуйся горечи, забыв огорчиться. Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории. Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Слайд 10

Упражнение «Найди и исправь ошибки» 1. Вовнутрь здания попасть было невозможно. 2. Взади нас ехала машина с грузом. 3. Мы сделали работу зазря, ее никто не оценил. 4. Сперва садятся девочки, а потом мальчики. 5. Первым прибежал Сережа, а опосля всех прибежал Саша. 6. Я сдеся впервой. 7. Все пришлось покрасить по – новой. 8. Длиньше всех коса у Вари. 9. Чтобы было поровну, делим напополам. 10. По лестнице идем один за одним.

Слайд 11

1. Внутрь здания попасть было невозможно. 2. Позади нас ехала машина с грузом. 3. Мы сделали работу зря , ее никто не оценил. 4 . Сначала садятся девочки, а потом мальчики. 5. Первым прибежал Сережа, а после всех прибежал Саша. 6. Я здесь первый раз. 7. Все пришлось покрасить снова . 8. Длиннее всех коса у Вари. 9. Чтобы было поровну, делим пополам . 10. По лестнице идем друг за другом.

Слайд 12

Дыхательные техники Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления. 1. Один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом). 2. Дыхание животом . Одновременно с дыханием животом можно сжимать – разжимать кулаки. 3. Упражнение «Ладошки» . Встать прямо, показать ладошки, локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Сделать короткий вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу после вдоха выдох уходит свободно через нос или рот, кулачки разжимаются. 4. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга – вдох, опустить руки – выдох. 5. Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.

Слайд 14

— постоянно совершенствовать культуру речи; — развивать навыки выразительности устной речи; — критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорим правильно – нам подражают дети

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невним...

Консультация для родителей "Правильное питание для детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Правильное питание для детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей "Правильное питание для детей дошкольного возраста"

Консультация родителей "Правильное питание для детей дошкольного возраста"...

Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...

Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно – нам подражают дети».

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невним...

Консультация для родителей "Правильная помощь гиперактивным детям (СДВГ)! Рекомендации врачей.

К нашему большому сожалению, сейчас входит в моду при любом, с точки зрения взрослого человека, не оптимальном поведении ребенка, будь то неусидчивость, перепады настроения, нежелание слушаться, низка...