Мини-музей "Народные мотивы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Организация мини - музея  в группе ДОО в рамках музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.docx686.01 КБ

Предварительный просмотр:

         Организация мини-музей «Народные мотивы»

Воспитатели :Цыганова  Т.Н.

Народное декоративно - прикладное искусство сегодня осознается современным обществом как самобытный фактор духовности и преемственности поколения. Развитие общества и национальной культуры становится возможным только тогда, когда сохраняются традиции творческого осмысления наследия, корнями уходящего вглубь многовековой культуры народа. И самое главное, чтобы в юном сердце жила святыня.

Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик, помогающий воспитать творческую, духовно целостную личность.

С этой целью в нашем детском саду был создан мини-музей «Народные промыслы».                               

Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.

Перспективный план работы с детьми  средней группы

 мини-музее «Народные мотивы»

Разделы экспозиции

Тема занятий-экскурсий

Содержание

1.Филимоновская игрушка

декабрь

«Филимоновские свистульки»

Знакомить с игрушками села Филимоново, учить выделять их среди других народных игрушек.

« Такие разные игрушки»

Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с  особенностями украшающих их узоров.

« Мы – филимоновские мастера»

Предложить детям вылепить филимоновские игрушки.

« Веселая мастерская»

Роспись вылепленных игрушек.

2.«Дымковская

игрушка»

январь

« Радуга дымковских узоров»

Познакомить с историей дымковской игрушки.

« Дымковское царство – государство»

Особенности дымковской игрушки, сравнение с филимоновской.

«Мы – дымковские мастера»

Лепка по мотивам дымковских игрушек.

«Дымковская ярмарка»

Практическое занятие по освоению элементов дымковской росписи.

  1. «Русская

матрешка»

февраль

« Матрешка-Матрена»

История русской деревянной матрешки как символа народной культуры.

« Семеновская матрешка»

Особенности семеновской матрешки, стиль росписи лица и костюма.

«Раскрасим Матрешку»

Практическое занятие по росписи силуэтного изображения матрешки.

  1. «Золотая Хохлома»

Март

 «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломским промыслом, рассказ об истории промысла.

«Сказочные узоры»

Предложить детям расписать силуэтные изображения посуды хохломской росписью.

  1. «Гжельская

керамика»

февраль

« Гжельская керамика»

Знакомство с гжельской керамикой.

«Рукотворная Гжель»

Практическое занятие по освоению элементов гжельской росписи, составление композиции узора.

Конспект НОД в старшей группе по теме: Народные промыслы

Цель: Развитие речи и творческих способностей через закрепление мотивов  народного орнамента.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).

Развивающие задачи: Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.  Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы: изображения дымковских игрушек, филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая презентация.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей.

ХОД:

Организационный момент:

•        Д/И «Доброе утро»

- Давайте поздороваемся друг с другом не просто, а пропоем приветствие!

Основная часть:

 - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

- Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица перьем, а человек уменьем? (человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

- А чтобы нам определить, кто в какую мастерскую пойдет, давайте разделимся таким способом: я называю по порядку виды росписи, а вы как стоите, друг за другом запоминайте в какую мастерскую вы пойдете.

- Вы разделились на 4 группы. Теперь каждая группа пройдите к своему столу.

Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Ребята, теперь  давайте вспомним, какие же узоры присутствуют в каждой росписи. Для этого на столах лежат  заготовки с орнаментом, вам нужно вспомнить элементы росписи и закончить рисунок. Работаем дружно и аккуратно!

Пальчиковая гимнастика:

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

(Дети выполняют узоры, присутствующие в их орнаменте).

- Кто хочет рассказать про свою работу?

- Что такое Дымка?  Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?

(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

- Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета?

Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор? (Гжельская роза). Что расписывают этой росписью? ( Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом сине- голубого цвета. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.)

- Что такое Хохлома? Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

- Что такое Филимоновские игрушки? Почему она названа Филимоновская? (Деревня Филимоново) Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).

Физ. Минутка:

Конь меня в дорогу ждёт.

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой

Быстро на коня вскочу,

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой,

Помашу тебе рукой.

- Давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей узор?». На столе будут разложены карточки, на них изображены элементы определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.

- А теперь я вам предлагаю посмотреть презентацию по мотивам народного орнамента и закрепить знания о видах росписи.

(Просмотр презентации).

Дети рассказывают  стихи о росписях.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев! Вам понравилось? Какие виды росписи вы закрепили?


E:\таня\народные мотивы\IMG-7682e22703cbea4f2aeef4fc2bacbd21-V.jpgE:\таня\народные мотивы\IMG-a4efac96ce6010cc93a33f5a1dea1e9e-V.jpgE:\таня\народные мотивы\IMG-e00b78a5269607f60933b8f3b8d131cd-V.jpg

E:\таня\народные мотивы\IMG-5c87471da88c14ee2cce957cdbac3fde-V.jpg

E:\таня\народные мотивы\IMG-42a86cc413a568ea20e717e492270742-V.jpgE:\таня\народные мотивы\IMG-78cbf1b0651c9f0e0e2ab3e7ab04dc32-V.jpgE:\таня\народные мотивы\IMG-e1141a216df5c32a804e9ba63c878de7-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Содержание работы кружка тестопластики "Кубанские мотивы"

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у д...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Развлечение старший возраст "Волшебный компас" по мотивам по мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс"

Волшебный компас, или Путешествие вокруг света - увлекательное путешествие со сказочными героями из сказкипо  мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс" для детей от пяти лет....