"Волшебный мир танграма"
учебно-методический материал (средняя группа)

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуется Танграм. Танграм, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Программа «Волшебный мир Танграма» обеспечивает равные стартовые возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_tangarm_poprygushi.docx260.88 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Прогимназия Олимпионик»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

 «Волшебный мир Танграма»

Средняя группа

«Попрыгуши»

на 2023-2024 учебный год

Воспитатели: Рыжакова Е.М.

Филонова Н..И.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности. Танграм – известная головоломка, пришедшая к нам из Древнего Китая. Суть этой восточной игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой, обозначенной контуром, фигуры. Это могут быть самые различные силуэты: люди, животные, транспорт, предметы быта, растения, игрушки и даже цифры и буквы. Основное правило: нужно обязательно использовать все элементы танграма и никогда не накладывать их друг на друга. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Танграм (кит. 七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. Головоломка- это игра, задача или игрушка, которая проверяет изобретательность или знания человека. В головоломке ожидается, что решатель логически сложит кусочки вместе, чтобы прийти к правильному или забавному решению головоломки. Существуют различные жанры головоломок, такие как кроссворды, головоломки для поиска слов, числовые головоломки, реляционные головоломки и логические головоломки.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую направленность. Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

 Актуальность образовательной программы

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуется Танграм. Танграм, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Программа «Волшебный мир Танграма» обеспечивает равные стартовые возможности.

Педагогическая целесообразность образовательной программы. Программа «Волшебный мир Танграма» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской изобретательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки.

Практическая значимость образовательной программы

Игры с Танграм проводятся в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков. Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально исследовательскую деятельность детей.

Цель образовательной программы.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: развитие логико- математического мышления.

Задачи образовательной программы.

 Образовательные:

 - формировать математические представления и развивать математические способности;

 - учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки;

Развивающие:

- развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов;

 - развивать умения сравнивать предметы по их свойствам;

- развивать способности к логическим действиям и операциям;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитать умение работать в команде;

- формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;

-поддержать умение работы в команде;

-способствовать развитию навыков.

Адресат программы: Программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Танграма» разработана для детей 4-5 года жизни и реализуется в течение одного года. Из группы воспитанников формируются подгруппы – 12 человек. У ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Ребенок способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов он успешно выбирает больший или меньший. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Обычно ребенок может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. Ребенок действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения.  Режим занятий: Длительность занятия 20 минут

Количество занятий в неделю 1

Форма обучения: очная с применением наглядно-практического материала (шаблонов).

Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период освоения программы - 36 часов.

 Виды занятий: учебное занятие и другие формы: экспериментирование, беседа, практическое занятие, обыгрывание моделей, обыгрывание сказок-рассказов, творческая мастерская, творческий проект.

№ п\п

Тема

Основное содержание

Ожидаемые результаты

Форма подведения итогов

Раздел 1 «Введение- 1 час»

1

«Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу»

Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях, контроль ЗУН

Знакомство с содержанием программы

Наблюдение, беседа

Раздел 2 «Знакомство с танграмом- 3 часа»

2

Тема: «Сказка, рассказанная танграмом»

Знакомство детей с головоломкой «Танграм».

Знания о геометрических фигурах. Развитие творческих способностей

Наблюдение

3

Тема: «Ознакомление с набором фигур к игре»

Упражнение в сравнении треугольников по размеру

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

4

Тема: «Знакомство со схемами»

Составление из треугольников новые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. «Танграм»

Знания о геометрических фигурах. Развитие творческих способностей

Рефлексия

Раздел 3 «Основы танграма-32 часа»

5

Тема: «Осень». Дерево

Составить фигуру- силуэт по образцу

Знания о геометрических фигурах. Счет до 10. Развитие творческих способностей

Рефлексия

6

Тема: «Огород». Овощи (Помидор, тарелка)

Составление фигур-силуэтов овощей

Развитие логико-математическое мышление и творческих

Рефлексия

7

Тема: «Сад». Фрукты (Яблоко, тарелка)

Составление фигур-силуэтов фруктов

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родите лей

8

Тема: «Мой город». Дом

Составить фигуру по собственному замыслу

Развитие творческих способностей

Развивать у детей умение анализировать предметы и изображения.

Коллективная выставка рисунков

9

Тема: «Лес». Грибы

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и воспитание эстетического вкуса

Рефлексия

10

Тема: «Игрушки» (Зонтик, змейка)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

11

Тема: «Игрушки» (Вертушка)

Составить фигуру по собственному замыслу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

12

Тема: «Посуда» (Чайник)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка

13

Тема: «Посуда» (Чашка)

Составить фигуру по собственному замыслу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

14

Тема: «Одежда». (Рубашка)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

15

Тема: «Обувь» (Туфли)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

16

Тема: «Мебель» (Стол, стул)

Составить фигуру по собственному замыслу

Раскрытие творческих способностей

Рефлексия

17

Тема: «Мебель» (Шкаф, комод)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Раскрытие творческих способностей

Участие в выставке

18

Тема: «Дикие животные» (Лиса, заяц)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

19

Тема: «Дикие животные» (Медведь, волк)

Составить фигуру- силуэт

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

20

Тема: «Зима». (Елка)

Составить фигуру по собственному замыслу

Раскрытие творческих способностей

Конкурс

21

Тема: «Зима». (Снежные горы)

Составить фигуру по собственному замыслу

Обучение новым техникам и приёмам изображения

Рефлексия

22

Тема: «Зимующие птицы» (Ворона, дятел)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

23

Тема: «Домашние птицы» (Курица, петух)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родите лей

24

Тема: «Новый год» (Елочный шар)

Составить фигуру по собственному замыслу

Воспитание эстетического вкуса

Рефлексия

25

Тема: «Новый год» (Дед мороз и Снегурочка)

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

26

Тема: «Зимние забавы» (Снежок)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родите лей

27

Тема: «Зимние забавы» (Снежный замок)

Составить фигуру по собственному замыслу

Воспитание эстетического вкуса

Опрос, конкурс

28

Тема: «Профессии». (Строитель, молоток)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

29

Тема: «Профессии». (Спортсмен-бегущий человек)

Составить фигуру по собственному замыслу

Воспитание эстетического вкуса

Рефлексия

30

Тема: «Транспорт» (Вертолет)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Рефлексия

31

Тема: «Транспорт» (Корабль)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Опрос

32

Тема: «Домашние животные» (Кошка, собака)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

33

Тема: «Домашние животные» (Лошадь, корова)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

34

Тема: «Продукты питания» (Конфета, конфетница)

Составить фигуру- силуэт по образцу

Развитие логико-математическое мышление и творческих способностей

Выставка для родителей

35

Тема: «Продукты питания» (Силуэт человека, пьющий чай)

Составить фигуру по собственному замыслу

Раскрытие творческих способностей

Выставка

36

Тема: «Праздник Танграм» Составление фигур-силуэтов по собственному замыслу

Составить фигуру

Раскрытие творческих способностей

Выставка

Планируемые результаты.

В результате совместной продуктивной деятельности:

- Происходит раскрытие творческих способностей;

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью).

 - Различать величины; длину (ширину, высоту), и способы их измерения.

- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)

- происходит воспитание эстетического вкуса.

Список литературы

  1. Мациевский, С. В. Математическая культура. Игры: учебное пособие / С. В. Мациевский.— Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 120 с.
  2. Драко, М. В. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки. — Попурри, 2009. — 56 с.
  3. Владимирова Е. Е., Васильева С. Н. Танграм: от истории к современности // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 88-9
  4. Кац Евгения. Танграм. Сказка с заданиями. 32 с. ИЗД. МЦНМО, 2019
  5. Надеждина Вера. Танграм. 1000 +1 фигура. 2007 г. 3. Танграм//Занимательные головоломки. – Де Агостини, 2012 - № 5 – с. 13 – 16

Приложение 1

Правила игры в «Танграм» Танграм (кит. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задается в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

Для игры в танграм необходимы следующие материалы (см. рис.1.):

  5 прямоугольных треугольников: 2 маленьких, 1 средний, 2 больших;

 1 квадрат;

 1 параллелограмм.

File:Make a tangram.svg

Рис.1

Принцип игры.

Головоломка состоит из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной, фигуры в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки  требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур Танграма, и второе - фигуры не должны перекрываться между собой. Используя все 7 частей головоломки, плотно присоединяя, их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Правила игры: 1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов. 2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. 3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

В обучении дошкольников игре можно выделить три этапа:

1 этап: составление фигуры из двух-трех элементов; из треугольников составить квадрат, трапецию; прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.

2 этап - упражнения по складыванию фигурок по шаблону. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

 3 этап: воссоздание фигур по образцам-контурам. Это требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. С такими заданиями дети 5 лет справляются.

Схемы для игры в танграм

Шаблоны для игры                                          Образцы – контуры для игры

https://shareslide.ru/img/thumbs/3b234aa56faf77f7830fd57baa4e5d58-800x.jpg

https://images.satu.kz/71676564_w640_h640_igra-magnitnaya-golovolomka.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование и его виды. Изготовление танграма своими руками.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно...

"Какие бывают танграмы" (примеры разрезных картинок)

Данный материал представляет собой хороший практический материал для создания серии дидактических игр на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

ТАНГРАМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ....

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе с использованием «Танграма» «Смолеты».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениед/с «Рябинушка»     Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе с использованием &la...

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: «СКАЗОЧНЫЙ ПРИНЦ ИЗ ТАНГРАМА»

Образовательная:- учить детей составлять из геометрических фигур силуэты по расчлененным образцам.Развивающая:- развивать у детей пространственные представления, конструктивное мышление, логику, ...

Проект Волшебный мир Танграма

Проект направлен на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников через использование игры-головоломки "Танграм"...

Мастер-класс для родителей и детей в подготовительной группе по изготовлению танграма

Мастер-класс для родителей и детей в подготовительной группе по  изготовлению танграма и составлению картинки по схемамЦель мастер-класса: Повысить мотивацию родителей к использованию геомет...