"Традиции русского народа"
проект (младшая группа)

Носова Нина Витальевна

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта:

Носова  Н.В.- воспитатель МБДОУ №8 «Зоряночка».

Прокопюк Ю.А.– воспитатель МБДОУ №8 «Зоряночка».

Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2023 – май 2024).

Вид проекта - практико-ориентированный, ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта.

Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов  произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта.

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта.

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую  и творческую деятельность детей;

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной  позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

 Современное российское общество остро переживает кризис духовно нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

 Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.  В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного

познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

 С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

 Особое внимание в деятельности детского сада уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной

творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные

ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста

устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта. для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно- образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию. для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта.

- Воспитатели;

- дети в возрасте от 3 до 5 лет;

- родители (законные представители);

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного

процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей

драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО

Основные мероприятия проекта.

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с

учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения,

становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность : сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе

сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка подвижных, дидактических игр,

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сроки

Методы и приёмы

Вид детской деятельности

Работа с родителями

Предварительная работа

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Малый фольклор»,

«Персонажи русских сказок»,

«Русская народная одежда»,  «Народная игрушка»,

«Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье

Консультации для педагогов , «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Сентябрь

Осинины – осенняя ярмарка (выставка работ из овощей).

1.Ознакомление детей с народно –прикладным искусством «Золотая Хохлома»  2.Рисование на тему «Укрась ложку»

3. Д/игра; «Разложи в корзинки» (овощи)

4.Игры с пальчиками « Салат»

Конкурс для  родителей «Генеалогическое древо  семьи».

Октябрь

Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное

лукошко».

1.«Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром

2.Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

3.Апплмкация- «Осенняя красавица» - коллективная работа.

4.Д/игра; «Найди пару»

Консультация для родителей : «Как научить детей охранять природу».

Ноябрь

Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником»

1.Изготовление открыток к Дню Матери.

2.НОД «Посуда вчера и сегодня»-  беседа с детьми.

3.Лепка- «Красивая тарелочка»

4.Развлечение «День Матери»

Консультации для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

Декабрь

Заучивание стихотворений и потешек о зиме.

1.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; 2.Изобразительная деятельность на тему: «Роспись тарелки»

3. Д/игра; «Разрезные картинки»

4.Чтение потешек о зиме

Совместный поход родителей с детьми в зимний лес.

Консультации для родителей «Что такое Новый год».

Январь

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

1.«У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам  русской народной культуры)          2.Занятие по изобразительной деятельности на тему; «Разноцветные матрешки»

3. Д/игра «Наряди матрешку»

4.Конструирование из бумаги – «Ангелочек»

Конкурс для воспитанников и родителей

Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

1.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Дымковские игрушки»

2.Рисование - «Дымковская лошадка»

3.Изготовление открыток для пап.

4. Д/игра «Собери картинку»

«Прогулки с детьми по родному городу».

Выставка детских работ на тему «Мы защитники».

Март

Беседа с детьми о своих мамах Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.

1.Изготовление подарков для мам.

2.Ознакомление детей с народно –прикладным искусством «Жостово»

2.Рисование – «Жостовский поднос»

3.Д/игра «Собери картинку»

4.. Разучивание песен и стихов о мамах,

Консультации для родителей «Совместный труд сближает взрослых и детей», «Воспитание юного патриота в семье».

Апрель

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

1.«Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника.

2.Коллективная работа «Пасхальное дерево»

 3.Пластилинография -  «Украшаем пасхальное яйцо».

4. Д/упр. «Составь целое из частей»

Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

Папка-ширма «Что такое Пасха? »-

Май

Беседа «Город, в котором я живу». Никто не забыт

Итоговая диагностика.

1.«Городец» Декоративное рисование «Городецкая роспись»  

2.НОД «Этот день Победы…»

3.Изготовление «Звезды памяти»

4.Анализ диагностики

Участие в выставке «Подарок ветерану» -совместная деятельность детей и родителей.

Заключение

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалом добра и правды

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 Я уверена, у нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».

Список литературы

 1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2009г.

2.Бобков В.Г.В этом доме пребудет любовь. Сборник детских и юношеских песен. Минск :2008г.

3. .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2017г.

 4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -2012г.

5.Васильева Г.Г. На Пасху солнце восходит пританцовывая // Ребенок в детском саду. – 2014г .- №2.

6.Владимирова Е.В. Великие святые России.- Москва:ЭКСМО,2015г.

7 . Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : Детство-Пресс, 2010г.

8.Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. – Курск.гос.ун-т, 2008 г.

9. Ермолаева С. Д «Русская народная песня детям» – Издательство «Детство пресс», 2012 г.

10. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «КрасикоПринт», 2004г.

11. Зацепина М.Б., Мещанинова З.Н.,  Лисицина О.А .Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей //Детский досуг.- 2012г.

12.Зинченко З.И.Детям о православной вере. Москва «Смирение»2010г.

13. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2016г.

14.Касаткина О.В. Православный мир. Образовательное пособие для детей. -М,:ИД «Православный мир»,2015г.

15. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...