Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.   

Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста.

Подготовила: Воспитатель МБДОУ ДС №7

Гладкова Татьяна Андреевна

Актуальность

Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал.

Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:

  • Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию).
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Итогом встает проблема: как совершенствовать в ребенке познавательное развитие, развить критическое мышление и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Изучая методическую литературу по данному вопросу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Чтобы решить данную проблему, я сформировала гипотезу: Если активно применять кубик Блума в работе с детьми, то познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе.

Я поставила перед собой цель: Совершенствование познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».

Для достижения поставленной цели мной были выявлены следующие задачи:

  1. Разработать Кубики Блума для детей младшего дошкольного возраста по темам.
  2. Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
  3. Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
  4. Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
  5. Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
  6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

Новизна моего опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а воспитатель партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста совместное применение приема «Кубик Блума» и «Круг вопросов».

Ожидаемые результаты моего проекта: Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать.

Для достижения результатов, мною были разработан практический материал: Кубики Блума по темам образовательных деятельностей по познавательному и речевому развитию, дидактический материл для работы с кубиком Блума.

Используя теорию Б. Блума, в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), были включены приемы: «Кубик Блума» и метод технологии «Круг вопросов».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».

Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?

Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?

Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день

Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?

Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?

Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления. Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.

При наблюдении на прогулке, я также использую Кубик Блума, детям нравится вовлекаться в игру, наблюдая за погодой, деревьями или каким-либо предметов.

Использование приема Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

Также в своей работе я использую метод «Круг вопросов» с применением Кубика Блума. Этот метод помогает детям в сравнении предметов, развитии памяти, обогащении словарного запаса. Суть этого метода в том, что на круге написаны определенные вопросы, на которые дети должны ответить. Ребенок, бросая кубик Блума на котором нарисованы определенные объекты, должен ответить на все вопросы.

Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью.

Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума» и «Круг Вопросов». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.

Список литературы.

1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб: Альянс-Дельта, 2017. –192 с.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2016. –223 с.

3. Курьянов, М.А., Половцев, В.С. Активные методы обучения [Текст] / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2016.– 78 с.

4. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019. - с.102.

5. Учимся думать вместе с детьми / Э.Э. Байрамова Т.А. Сидорчук -2018.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование КУБИКА БЛУМА в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: Гладкова Татьяна Андреевна Воспитатель МБДОУ ДС № 7

Слайд 2

Актуальность Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников - явление очень редкое. А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Слайд 3

В этом педагогу помогают разнообразные методики и технологии . Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как: Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию). Креативность Коммуникативные навыки Командность Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Слайд 4

Одной из эффективных педагогических техник развития качеств Модели «4К» у детей, является Кубик Блума .

Слайд 5

Бенджамин Блум - американский психолог и педагог. Он является автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Слайд 6

Методика использования «Кубика Блума ». 1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись. 2. Формулируется тема Образовательной деятельности . То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать. 3. «Кубик Блума » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один из детей бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 7

Г рань «Назови » - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например , «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Грань « Почему » - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой? Грань «Объясни » - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных сторон. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока : - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?

Слайд 8

Грань « Предложи » - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Н апример: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день Грань « Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать? Грань « Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например , «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?

Слайд 9

Применение «Кубик Блума » можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения материала, то работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только собрать все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Слайд 10

Кубик Блума можно использовать как часть образовательной деятельности. Отвечая на вопросы, дети обобщают свои знания полученные на занятии.

Слайд 11

Активно используется кубик Блума на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекаю детей в игру с помощью которой, мы отвечаем на вопросы по содержанию произведения.

Слайд 12

Кубик Блума можно использовать для физминутки или утренней зарядки. Дети кидают кубик и выполняют упражнение, которое выпадает на грани.

Слайд 13

На прогулке при наблюдении так же используется кубик. Мы с детьми, наблюдая за явлением или объектом, включаемся в игру. Кидая кубик, отвечаем на вопросы и так узнаем о чем-то новом.

Слайд 14

С помощью кубика проходит рефлексия после занятия. М ы с ребятами вспоминаем что мы делали, что нам понравилось, что было трудно и т.д.

Слайд 15

Использование приёма «Кубик Блума » оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кубика Блума в работе с детьми

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развит...

Использование «Кубиков Блума» в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассказано, где и как можно использовать  технологию «Кубик Блума».  Почему для работы  выбираются вопросы на основе лексических тем.Ключевые слова: &laq...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...

"Использование Кубик Блума в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Не внушайте чего-либо вашим детям. Научите их думать самостоятеельно, тому, как оценивать доказательстваи как не соглашаться с вами ."             ...

Проект «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»...