консультация
консультация (средняя группа)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ

 ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ

Индивидуальный подход может придать педагогическому про¬цессу целостный, последовательный и перспективный характер, когда проблемы дошкольного и начального общего образования решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвя¬зи, что позволяет школе опираться на достигнутое в ДОУ. Это возможно лишь при условии реализации единой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ

 ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ

Индивидуальный подход может придать педагогическому про¬цессу целостный, последовательный и перспективный характер, когда проблемы дошкольного и начального общего образования решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвя¬зи, что позволяет школе опираться на достигнутое в ДОУ. Это возможно лишь при условии реализации единой линии развития ребенка на этапах детского сада и начальной школы. Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между этими ступенями образования по-прежнему остается декларацией, хотя, по признанию ученых и практиков всего мира, именно данный возрастной период наиболее важен в развитии человека, формировании личностных качеств, необ¬ходимых в течение всей последующей жизни и служащих фунда¬ментом для приобретения специальных знаний и навыков.

Проанализируем причины разрыва между важнейшими зве¬ньями образования.

В большинстве новых программ для детей дошкольного возраста акцент делается на полноценном развитии личности ребенка, рас¬крытии его уникальных способностей. Однако обучение в началь¬ной школе ориентирует педагога на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. Поэтому учителя, принимая де¬тей в первый класс, проводят тестирование по предметной логике, оценивая, какими знаниями учебного материала обладает ребенок. Воображение, любознательность, волевая регуляция, а также умствен¬ное и физическое развитие детей оказываются на заднем плане. Вос-питатели же, предвидя это, стремятся подготовить детей, ориентиру¬ясь на конкретный объем знаний, умений и навыков и фактически занимаясь «натаскиванием» на школьную программу. Цели общего развития ребенка отходят на второй план, уступая место специаль¬ной подготовке к школе. Нивелируется сама идея самоценности до¬школьного детства, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Важная проблема — резкая смена стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к ученикам преподаватель применяет более жесткие, авторитарные формы педа¬гогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошколь¬ники. Это часто воспринимается детьми как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, рождает неуверенность в себе. Поэтому первоклассники нередко теряют интерес к школе и учению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на развитии их личности. С учетом приведенного анализа, при проектировании целост¬ного педагогического процесса в образовательном учреждении для детей 2—10 лет, мы исходили из того, что вся деятельность долж¬на строиться на единой организационно - методической основе, по-ложительно зарекомендовавшей себя на ступени дошкольного об¬разования. Эта основа предполагает:

—  создание общей среды развития детей от 2 до 10 лет;

—  использование гибких графиков работы учителей и воспи¬тателей в соответствии с их новыми функциональными обязан¬ностями;

—  разнообразные формы организации обучающих занятий-уроков (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и нерегламентированной деятельности детей 2—10 лет (студии, сек¬ции, клубы, факультативы);

—  применение нетрадиционных форм взаимодействия вос¬питателей и учителей (совместных клубов, мастерских), детей, родителей и педагогов (семейных клубов по интересам).

Особое внимание было уделено разработке общих принципов ре¬жима дня для воспитанников детского сада и учащихся начальной школы. Дети младшего школьного возраста, как и дошкольники, находятся в образовательном учреждении 12 ч, получают 4-разовое питание и весь комплекс услуг (физиолечение, массаж, сауна, плавание и др.). Первоклассники-шестилетки днем спят, а дети 2— 4-х классов имеют возможность в это время просто отдохнуть или заняться по выбору любимым делом. Нерегламентированная дея¬тельность организуется в разновозрастном сообществе, создающем уникальную возможность контактов между детьми. Введены также классные воспитатели, организующие режим¬ные процессы, нерегламентированную деятельность учащихся; присутствующие на уроках, проводящие с детьми индивидуаль-ную работу. Следует подчеркнуть, что роль классного воспитате¬ля (а также воспитателя дошкольных групп) как инициатора раз¬вивающего процесса чрезвычайно важна. Именно он координи¬рует все педагогические воздействия на ребенка, обеспечивает баланс различных видов деятельности и предупреждает физи¬ческую и интеллектуальную перегрузки. Такое стало возможным благодаря переходу коллектива на гиб¬кие графики работы, позволившие внести изменения в штатное расписание при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы.

Экономическая эффективность данного процесса позволила вы¬делить в штатном расписании ставки педагогов-специалистов по словесности, математике, английскому языку, компьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др. для занятий с детьми 4—10 лет. При этом переход дошкольников в 1-й класс не вызывает каких-либо адаптационных трудностей, поскольку педагоги работают с детьми в течение всех лет, прослеживая развитие каждого ребенка. Кроме того, они имеют соответству-ющее образование и опыт работы с дошкольниками и младши¬ми школьниками, позволяющий осуществлять дифференциро¬ванный подход к детям в процессе обучения и общения. Благо¬даря специалистам уроки в начальной школе, как и занятия в детском саду, в основном проводятся с подгруппами. Напри¬мер, одна подгруппа занимается английским языком в линга¬фонном кабинете, другая — ручным трудом и конструировани¬ем в мастерских, после чего они меняются местами. Всё это по¬могает педагогам обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения. На специалистов в разных образовательных областях была воз¬ложена самая ответственная миссия — на основе имеющихся программ разработать последовательные парциальные програм¬мы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, объединив их затем в комплексную программу «Синяя птица», построенную на единых подходах и принципах:

—  непрерывности и преемственности педагогического про¬цесса, в котором программный материал располагается после¬довательно, с учетом возрастающей детской компетентности;

—  интеграции программных областей знаний, которая по¬зволяет осваивать не только содержание их отдельных направле¬ний, но и все в целом;

—  развивающего характера обучения, основанного на дет¬ской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенного подхода в действиях;

— рациональном сочетании разных видов детской деятельно¬сти (интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагруз¬ках, адекватных возрасту);

—  обеспечении психологического комфорта, повышенном внимании к здоровью детей;

—  уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

—  сотрудничества между детьми и педагогами, предоставле¬ния им самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

—  формировании универсальных, для последующих уровней образования, человеческих способностей (рефлексии, коммуни¬кативности, самооценки, умения разрешать проблемные и меж¬личностные ситуации)

Таким образом, практическое обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием связано со значительными проблемами и трудностями. Их преодолению способствует реализация индивидуального подхода к детям с 2 до 10 лет, обеспечивающая целостность педагогического про¬цесса на всем протяжении этого периода.

Проектирование непрерывного педагогического процесса предполагает:

—  построение его на единой организационно-методической основе (общие развивающая среда, режим дня, формы воспита¬ния и обучения детей дошкольного и младшего школьного воз¬раста; графики работы воспитателей и учителей и др.);

—  пересмотр штатного расписания с целью введения новых специалистов на основе экономической эффективности деятель¬ности коллектива;

— использование нетрадиционных форм сотрудничества учи¬телей и воспитателей;

—  взаимодействие всех участников педагогического процес¬са: детей дошкольного и младшего школьного возраста, их ро¬дителей и педагогов.

Экспериментальная работа подтвердила эффективность орга¬низационно-методических принципов реализации индивидуаль¬ного подхода в системе непрерывного дошкольного и начально¬го общего образования. В процессе данного проектирования была создана комплекс¬ная программа, обеспечивающая в каждый период развития ребенка создание условий для выбора и самоопределения в соот¬ветствии с индивидуальными способностями и интересами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...