Проект с детьми 3-5 лет на тему: "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vokrug_nas_dlya_3-5_let.docx160.15 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ детского сада «Буратино» с. Ясная Поляна – детский сад «Солнышко» с. Пионер

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей  дошкольного возраста (3-5 лет)

«Мир вокруг нас»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2da560096ccb6f80e36a0755d64d5392_l-4567188-images-thumbs&n=13

               Воспитатель:  Гринькина Елена Александровна

                                      2023 – 2024 учебный год

 « Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы растём.

И берёзки у дороги

По которой мы идём»

В.Степанов

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – дело сложное, длительное и крайне важное. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве,  остаются в памяти человека на всю жизнь, поэтому воспитывать в детях чувство патриотизма  необходимо начинать с самых ранних лет.  Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Знакомство дошкольников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими,  особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Актуальность проекта

Я  считаю, что воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным селом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек.

Начиная работу с детьми и беседуя с ними, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят не знают название родного села,  улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в лесу, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда взрослых, отсутствует гордость за своё село.

Считаю, что дети должны знать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель и задачи проекта.

Цель: формирование первичных представлений детей о малой Родине, о социокультурных ценностях села Пионер.

Задачи:

Формировать  у детей нравственно-патриотических  чувств к своей семье, к окружающей природе на основе исторических  и природных особенностей родного села Пионер;  

Формировать  нравственно - патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Формировать  основы  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Воспитывать  любовь  и уважение к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям всех национальностей, уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитывать  у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых.

Педагогические принципы проекта

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о  патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и  усвоение материала на основе ценностных ориентиров.

Проект рассчитан на 1 год. Она охватывает два возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа).  Определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

Цель: воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Младшая группа

Средняя группа

Задачи

Познакомить с понятием «семья».

Формировать умения  детей называть членов семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине, через  её познание.

Младшая группа

Средняя группа

Задачи

Знать и называть здания, находящихся рядом с домом, детским садом.

Знать название окружающих улиц села.

Формировать умения  называть свой домашний адрес.

3 раздел «Село, в котором я живу».

Цель: формирование элементарных представлений об истории, героях труда и

Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села.

Младшая группа

Средняя группа

Задачи

Дать элементарные представления об истории, героях труда, о защитниках Отечества, о достопримечательностях  села.

Расширять представления о

достопримечательностях

села и его истории.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: формирование представлений дошкольников о народах, живущих в селе;  элементарные представления о культуре этих народов.

Младшая группа

Средняя группа

Задачи

Формировать представление о народах, живущих в селе, об основных профессиях жителей села.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей; дать элементарные представления о культуре и традициях народов, живущих в нашем селе.

              Комплексно - тематический план реализации проекта

                           Младший возраст ( 3-4 года, младшая группа)

Тема

Количество занятий

Задачи

Время проведения

1

Экскурсия «Наш детский сад».

1

Формировать умения  детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение.

сентябрь

2

 Беседа «Моя семья».

Рассматривание фотографий «Моя семья»

2

октябрь

3

Игра «Еду –еду к бабе, деду».

4

Просмотр презентации «Наше село - Пионер»

1

Познакомить детей с  селом, в котором они живут,  называть его. Закреплять и расширять знания  детей о родном  селе, объяснять, что село – это результат труда людей разных поколений.

ноябрь

5

Экскурсия по близлежащей улице

2

6

Беседа «Кто живет в лесу»

1

Помочь детям замечать сезонные изменения,  происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

декабрь

7

Рассматривание снежинок

3

8

Рисование «Снегопад»

1

9

Рисование «Матрешка в гостях у ребят»

1

Знакомить детей с русским народным творчеством, Развивать интерес к устному народному творчеству.

январь

10

Кукольный театр «Колобок»

1

11

Просмотр презентации «Масленица»

1

Знакомить детей с народными  и календарными

праздниками.

февраль

12

Развлечение «Мой папа самый лучший»

1

13

Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички»

1

Воспитывать любовь к  матери. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу.

март

14

Беседа «Я и моё имя»

2

15

Познавательное ос «Знакомство с символикой родного края»

1

Дать представления о значении символики родного края.

апрель

16

Изготовление поздравительных открыток ко дню победы

1

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

 

май

17

Акция «Спасибо за победу»

1

Воспитывать тёплые чувства детей, чтить память об участниках ВОВ

                             Средний возраст (4-5 лет, средняя группа)

Тема

Количество занятий

Задачи

Время проведения

1

Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

2

Расширять представления детей о семье.

 Формировать  у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи. Формировать представление о том,  что у каждого члена семьи есть свои обязанности.

Обогащать словарный запас терминами родства.

 

   сентябрь

2

Беседа «Мы помощники» (об обязанностях которые дети выполняют дома)

1

3

Занятие  «Мы пешеходы»

1

Познакомить с достопримечательностью села - Пионер.

Продолжать уточнять у детей представления о  селе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей  родному  селу. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада.

октябрь

4

Турпоход «Золотая осень» (территория детского сада)

1

5

Создание с детьми фотоальбома «Моё родное село – Пионер»

2

6

Занятие - «Зимующие птицы нашего села»

1

Формировать умения детей вести наблюдения за объектами   природы.

 Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

  Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,

  Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

   

ноябрь

7

Природоохранная акция «Помоги птицам»

1

8

Рассматривание изделий русских мастеров.

1

Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей.

декабрь

9

Рисование «распиши матрёшку»

1

10

Рисование «Украшение национальной одежды».

1

11

Зимние забавы

3

январь

12

Развлечение «масленица»

1

Продолжать знакомить детей с календарными и национальными праздниками. Воспитывать уважение к национальной культуре.

февраль

14

Праздник «Старый новый год»

1

15

Развлечение «Защитники Отечества»

1

16

Занятие -  «Открыточка для мамочки»

1

март

17

Праздник «Мамочку любимую очень я люблю»

1

18

Посев семян цветочных культур

1

Воспитывать желание участвовать в озеленении и облагораживании прогулочного  участка и прилегающей территории

апрель

19

Изготовление поздравительных открыток ко дню победы

1

Чтить память об участниках ВОВ.

май

20

Акция «Спасибо за победу»

1

21

Встречи с выдающимися людьми города (спортсменами)

2

Приобщать детей к культуре села.

Ожидаемый результат реализации проекта.

Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах,  социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села - Пионера, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Предполагаемый результат:

2 младшая группа

Средняя группа

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно

относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать

посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного села; без надобности не срывать

растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего села; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в

мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы

порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном селе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию  (стать

военным, пожарным, полицейским и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном

труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не

ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия,  посвященные изучению  государственных  символов  России  (история возникновения села Пионер).

Занятия о происхождении села, географическом расположении,климате.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной ...»

Тематические досуги «Моя семья», «Мой папа».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном  селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.

Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы.

Тематическое мероприятие  «День Победы» с приглашением ветеранов войны и  пожилых людей

Экскурсия  к «Стеле памяти»,  посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет  тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Никто не забыт, ничто не забыто» (письма, фото, одежда военных лет), «Мир глазами детей», «Моя семья», «Я и мой мир»

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

 Акции «Георгиевская ленточка», «Цветок ветерану», создание «Экологической тропинки», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми:  в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии  речи, музыке, изобразительном искусстве.

Материально-техническое сопровождение.

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моя семья»;

художественная литература;

аудиозаписи с песнями военных лет.

Используемая литература

  1. Антонов Ю.Е., Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  2. Данилина Г.Н.,  Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003. – 184с.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.
  4. Кондрыкинсая Л.А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми первой младшей группы на тему: "Фрукты".

Настоящий проект разработан для использования в качестве методического пособия и тематического плана при проведении непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в первой младшей группе ...

Краткосрочный проект с детьми II младшей группы 1 Тема "Репка"

Цель проекта: развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей....

Рекомендации для родителей по работе с детьми в период самоизоляции на тему: «Насекомые вокруг нас» 2 младшая группа.

РекРекомендации для родителей по работе с детьми в период самоизоляции на тему: «Насекомые вокруг нас» 2 младшая группа.Цель: : развивать познавательные и творческие способности детей.Зада...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр ЦИП Тема: «Мир вокруг нас»

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр ЦИПТема: «Мир вокруг нас»...

Проекта для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Доброта вокруг нас»

Цель:  формирование толерантных установок у дошкольников, развитие в них эмпатии, воспитание стремления сопереживать друг другу, желания помочь и поддержать другого, а так же  обогащени...

Поисково-исследовательский проект в дошкольной группе (4-5 лет) тема: «Воздух вокруг нас»

Идея реализации проекта «Воздух вокруг нас» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей. Дети стали задавать вопросы: Можно ли воздух услышать? Где находится во...

Реализация проекта с детьми 3-5 лет на тему: "Мир вокруг нас" (Фотоотчёт)

В рамках проекта "Мир вокруг нас" дети средней группы, под руководством воспитателя Гринькиной Е.А., совершили  ряд экскурсий по детскому саду.Задачи наших экскурсий: расширить и уточни...