Проект с детьми 3-5 лет на тему: "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vokrug_nas_dlya_3-5_let.docx | 160.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБДОУ детского сада «Буратино» с. Ясная Поляна – детский сад «Солнышко» с. Пионер
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста (3-5 лет)
«Мир вокруг нас»
Воспитатель: Гринькина Елена Александровна
2023 – 2024 учебный год
« Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В.Степанов
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – дело сложное, длительное и крайне важное. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь, поэтому воспитывать в детях чувство патриотизма необходимо начинать с самых ранних лет. Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.
Знакомство дошкольников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Актуальность проекта
Я считаю, что воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным селом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек.
Начиная работу с детьми и беседуя с ними, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят не знают название родного села, улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в лесу, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда взрослых, отсутствует гордость за своё село.
Считаю, что дети должны знать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель и задачи проекта.
Цель: формирование первичных представлений детей о малой Родине, о социокультурных ценностях села Пионер.
Задачи:
Формировать у детей нравственно-патриотических чувств к своей семье, к окружающей природе на основе исторических и природных особенностей родного села Пионер;
Формировать нравственно - патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.
Формировать основы экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям всех национальностей, уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитывать у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых.
Педагогические принципы проекта
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.
Проект рассчитан на 1 год. Она охватывает два возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа). Определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
Цель: воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. | |
Младшая группа | Средняя группа |
Задачи | |
Познакомить с понятием «семья». Формировать умения детей называть членов семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью. Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. |
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине, через её познание. | |
Младшая группа | Средняя группа |
Задачи | |
Знать и называть здания, находящихся рядом с домом, детским садом. | Знать название окружающих улиц села. Формировать умения называть свой домашний адрес. |
3 раздел «Село, в котором я живу».
Цель: формирование элементарных представлений об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села. | |
Младшая группа | Средняя группа |
Задачи | |
Дать элементарные представления об истории, героях труда, о защитниках Отечества, о достопримечательностях села. | Расширять представления о достопримечательностях села и его истории. |
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: формирование представлений дошкольников о народах, живущих в селе; элементарные представления о культуре этих народов. | |
Младшая группа | Средняя группа |
Задачи | |
Формировать представление о народах, живущих в селе, об основных профессиях жителей села. | Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей; дать элементарные представления о культуре и традициях народов, живущих в нашем селе. |
Комплексно - тематический план реализации проекта
Младший возраст ( 3-4 года, младшая группа)
№ | Тема | Количество занятий | Задачи | Время проведения |
1 | Экскурсия «Наш детский сад». | 1 | Формировать умения детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение. | сентябрь |
2 | Беседа «Моя семья». Рассматривание фотографий «Моя семья» | 2 | октябрь | |
3 | Игра «Еду –еду к бабе, деду». | |||
4 | Просмотр презентации «Наше село - Пионер» | 1 | Познакомить детей с селом, в котором они живут, называть его. Закреплять и расширять знания детей о родном селе, объяснять, что село – это результат труда людей разных поколений. | ноябрь |
5 | Экскурсия по близлежащей улице | 2 | ||
6 | Беседа «Кто живет в лесу» | 1 | Помочь детям замечать сезонные изменения, происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края. | декабрь |
7 | Рассматривание снежинок | 3 | ||
8 | Рисование «Снегопад» | 1 | ||
9 | Рисование «Матрешка в гостях у ребят» | 1 | Знакомить детей с русским народным творчеством, Развивать интерес к устному народному творчеству. | январь |
10 | Кукольный театр «Колобок» | 1 | ||
11 | Просмотр презентации «Масленица» | 1 | Знакомить детей с народными и календарными праздниками. | февраль |
12 | Развлечение «Мой папа самый лучший» | 1 | ||
13 | Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички» | 1 | Воспитывать любовь к матери. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу. | март |
14 | Беседа «Я и моё имя» | 2 | ||
15 | Познавательное ос «Знакомство с символикой родного края» | 1 | Дать представления о значении символики родного края. | апрель |
16 | Изготовление поздравительных открыток ко дню победы | 1 | Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. |
май |
17 | Акция «Спасибо за победу» | 1 | Воспитывать тёплые чувства детей, чтить память об участниках ВОВ |
Средний возраст (4-5 лет, средняя группа)
№ | Тема | Количество занятий | Задачи | Время проведения |
1 | Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье). | 2 | Расширять представления детей о семье. Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи. Формировать представление о том, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Обогащать словарный запас терминами родства. |
сентябрь |
2 | Беседа «Мы помощники» (об обязанностях которые дети выполняют дома) | 1 | ||
3 | Занятие «Мы пешеходы» | 1 | Познакомить с достопримечательностью села - Пионер. Продолжать уточнять у детей представления о селе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей родному селу. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. | октябрь |
4 | Турпоход «Золотая осень» (территория детского сада) | 1 | ||
5 | Создание с детьми фотоальбома «Моё родное село – Пионер» | 2 | ||
6 | Занятие - «Зимующие птицы нашего села» | 1 | Формировать умения детей вести наблюдения за объектами природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. |
ноябрь |
7 | Природоохранная акция «Помоги птицам» | 1 | ||
8 | Рассматривание изделий русских мастеров. | 1 | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. | декабрь |
9 | Рисование «распиши матрёшку» | 1 | ||
10 | Рисование «Украшение национальной одежды». | 1 | ||
11 | Зимние забавы | 3 | январь | |
12 | Развлечение «масленица» | 1 | Продолжать знакомить детей с календарными и национальными праздниками. Воспитывать уважение к национальной культуре. | февраль |
14 | Праздник «Старый новый год» | 1 | ||
15 | Развлечение «Защитники Отечества» | 1 | ||
16 | Занятие - «Открыточка для мамочки» | 1 | март | |
17 | Праздник «Мамочку любимую очень я люблю» | 1 | ||
18 | Посев семян цветочных культур | 1 | Воспитывать желание участвовать в озеленении и облагораживании прогулочного участка и прилегающей территории | апрель |
19 | Изготовление поздравительных открыток ко дню победы | 1 | Чтить память об участниках ВОВ. | май |
20 | Акция «Спасибо за победу» | 1 | ||
21 | Встречи с выдающимися людьми города (спортсменами) | 2 | Приобщать детей к культуре села. |
Ожидаемый результат реализации проекта.
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села - Пионера, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Предполагаемый результат: | |
2 младшая группа | Средняя группа |
Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. Знать некоторых домашних и диких животных родного села; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. Знать название своего села; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них. | С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей. Уметь рассказывать о своем родном селе. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.). Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им. |
Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения села Пионер).
Занятия о происхождении села, географическом расположении,климате.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной ...»
Тематические досуги «Моя семья», «Мой папа».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Тематическое мероприятие «День Победы» с приглашением ветеранов войны и пожилых людей
Экскурсия к «Стеле памяти», посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Никто не забыт, ничто не забыто» (письма, фото, одежда военных лет), «Мир глазами детей», «Моя семья», «Я и мой мир»
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Акции «Георгиевская ленточка», «Цветок ветерану», создание «Экологической тропинки», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.
Материально-техническое сопровождение.
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моя семья»;
художественная литература;
аудиозаписи с песнями военных лет.
Используемая литература
- Антонов Ю.Е., Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Данилина Г.Н., Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003. – 184с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.
- Кондрыкинсая Л.А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми первой младшей группы на тему: "Фрукты".
Настоящий проект разработан для использования в качестве методического пособия и тематического плана при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе ...
Краткосрочный проект с детьми II младшей группы 1 Тема "Репка"
Цель проекта: развивать интерес детей к театрализованной игре, развитие их творческих способностей....
Рекомендации для родителей по работе с детьми в период самоизоляции на тему: «Насекомые вокруг нас» 2 младшая группа.
РекРекомендации для родителей по работе с детьми в период самоизоляции на тему: «Насекомые вокруг нас» 2 младшая группа.Цель: : развивать познавательные и творческие способности детей.Зада...
Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр ЦИП Тема: «Мир вокруг нас»
Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр ЦИПТема: «Мир вокруг нас»...
Проекта для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Доброта вокруг нас»
Цель: формирование толерантных установок у дошкольников, развитие в них эмпатии, воспитание стремления сопереживать друг другу, желания помочь и поддержать другого, а так же обогащени...
Поисково-исследовательский проект в дошкольной группе (4-5 лет) тема: «Воздух вокруг нас»
Идея реализации проекта «Воздух вокруг нас» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей. Дети стали задавать вопросы: Можно ли воздух услышать? Где находится во...
Реализация проекта с детьми 3-5 лет на тему: "Мир вокруг нас" (Фотоотчёт)
В рамках проекта "Мир вокруг нас" дети средней группы, под руководством воспитателя Гринькиной Е.А., совершили ряд экскурсий по детскому саду.Задачи наших экскурсий: расширить и уточни...