Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
консультация

Сищук Мария Ивановна

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке к обучению детей грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx375.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольноелоготип новый.jpg

образовательное  учреждение

«Детский сад» «Теремок»

Семинар-практикум для педагогов

«Подготовка к обучению грамоте дошкольников»

Картинки по запросу обучение грамоте клипарт png

Воспитатель:

Сищук Мария Ивановна

1 квалификационная категория

г. Муравленко 2023г

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке к обучению детей грамоте.

ПОНЯТИЕ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

  1. Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
  2. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
  1. Звук- это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.
  2. Слог- это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.

5.        Слово - это языковая единица, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.

6.        Предложение- это слово, или группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

  1. Обогащение и активизация словарного запаса.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Подготовка к обучению грамоте.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ:

- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп: свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);

- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять гласный и согласный звук в слове; определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова и предложения. (Практическая часть)

БЛИЦ-ОПРОС ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

  • Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
  • Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
  • Упражнения в умении проводить звуко-слоговой анализ слов.
  • Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.
  • Познакомить с ударением(гласный ударный и безударный).
  • Упражнять в умении производить анализ предложений по словам и составлять схемы.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА?

  • развивать речевое дыхание и речевое внимания;
  • формировать правильное звукопроизношение;
  • познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
  • развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
  • познакомить со слоговой структурой слова;

- учить определять количество слогов в словах;

  • развивать просодическую сторону речи ( высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
  • упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения с правильной постановкой ударения.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ВЕДЁТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА

Цель:

- учить выделять звуки из ряда звуков и в словах;

- учить подбирать картинки на заданный звук;

- учить различать на слух гласные и согласные звуки;

- учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов;

- обучать печатанию букв.

ИТОГ:

        Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

        При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

        На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

        При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

        - с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

        - в речевом плане (проговаривание);

        - по представлению - в уме (самое трудное).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

        - слова из двух гласных (ау, уа);

        - слова из двух звуков (ум, ах, ус);

        - слова из трех звуков (дым, мир);

        - слова из двух слогов (ваза, мама);

        - слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

        - слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

        - слова из трех слогов (Лариса, работа).

ПОДАЧА ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ, НАПИСАНИЕ КОТОРЫХ НЕ РАСХОДИТСЯ С ИХ ПРОИЗНОШЕНИЕМ

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

        2. Произнеси слово по слогам

        3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

        4. Обозначь выделенный звук фишкой.

        5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

        6. Третий звук и т.д.

        7. Прочитай по фишкам слово целиком.

        8. Ответь на вопросы:

                сколько всего звуков в слове?

        сколько гласных?

        сколько слогов?

        сколько согласных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »

Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте»

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников   «Основы обучения грамоте»  Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамо...