"Творческая мастерская - территория партнёрского взаимодействия."
статья

Шаулина Анжела Викторовна

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.s.malysh_vystuplenie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Доклад

на тему: «Творческие мастерские – территория партнёрского взаимодействия».

Подготовила:

ст. воспитатель

Шаулина А.В.


«Воспитание детей надо начинать

с воспитания родителей.

Именно родители должны стать

нашими помощниками, союзниками,

участниками единого педагогического процесса,

коллегами в воспитании детей».

(В.А. Сухомлинский)

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Для успешной реализации данной цели педагоги нашего ДОУ поставили перед собой следующие задачи:

  • установить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
  • разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
  • способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада;
  • компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
  • повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.

Главное во взаимодействии –убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. А это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей.

Без родительского участия и партнёрства процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание мы стараемся уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей. Эффективность выбранных методов работы подтверждается тем, что родители наших воспитанников из «зрителей» и «наблюдателей» становятся нашими активными и полноправными партнёрами.

Проанализировав формы работы, мы определили 4 основных направления взаимодействия с родителями:

  • познавательное - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста;
  • информационно-аналитическое - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
  • наглядно-информационное - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме;
  • досуговое - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Познавательное направление.

        С чего начинается взаимодействие коллектива ДОУ с родителями воспитанников?

1. Официальный сайт дошкольного учреждения.

В соответствии с открывшимися компьютерными возможностями МБДОУ «Детский сад «Малыш» имеет официальный сайт, на котором размещена вся информация о его деятельности, доступная каждому родителю. Родители знакомятся с режимом работы, уставом учреждения, программой развития и коллективом педагогов, фотоотчётами о жизни детского сада, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, о возможности дополнительного образования и многое другое.

Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.

2. Организация онлайн – взаимодействия:

  • мобильные приложения Viber, WhatsApp и пр. – максимальная оперативность по обмену информацией, коллективная и индивидуальная рассылка сообщений;
  • мультимедийные презентации и видеоролики –возможность представить совместную досуговую деятельность, утренники и праздничные мероприятия, события из жизни группы и детского сада;
  • связь посредством телефона и электронной почты – личные звонки и СМС – рассылки.

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией, эти формы работы стали актуальными и необходимыми. Мы полагаем, что они так же помогают строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяют возможности семьи на получение качественной информации.

Наглядно – информационное направление.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Местом размещения информации служат уголки и стенды для родителей («Визитная карточка детского сада», «Это интересно», «В здоровом теле – здоровый дух», «Закон на защите детства»).

Мы используем различные формы подачи информации: информационные листки, памятки педагога – психолога и учителя - логопеда, буклеты, папки – передвижки, фотовыставки, стенгазеты.

В использовании информации стараемся соблюдать принцип целенаправленности и систематичности. Информация обновляется по запросам родителей (выявляются в результате анкетирования и индивидуальных бесед).

Информационно-аналитическое направление.

Ежегодно работу начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводим анкетирование. Личные беседы помогают нам правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать актуальные формы взаимодействия с семьей.

На основе анкетных данныхоцениваем уровень «включенности» родителей в образовательный процесс, а также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Выработанная тактика общения с каждым родителем помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.

Анкетирование и консультации проводим по различным, возникающим в работе вопросам:

«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Анкета – знакомство», «Приобщение ребёнка к художественной литературе»,«Роль родителей в воспитании ребёнка», «Организация работы с социумом», «Здоровье ваших детей – в ваших руках», и т.д.

Обязательно, ежегодно среди родителей проводится анкетирование «Удовлетворенность родителей услугами ДОУ».

Досуговое направление

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг, где родители (законные представители) выступают полноправными участниками. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью и педагогами в целом.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагогов, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.

В своей работе мы используем такие формы как:

  • творческие мастерские - проведение совместных мастер – классов для детей и родителей («Театр на прищепках», «Сделаем мир ярче (нетрадиционные техники рисования», «Семейные чтения по произведениям А. Барто», «Дизайн – клуб «Семья талантов», «Мастер – классы в рамках проведения Дня защиты детей», «Пасхальный сувенир»);
  • творческий поиск и нестандартные решения в тематических акциях «Книга памяти», «Защитим детей от насилия (поделки из ремней)», «Трудно птицам зимовать», «Подарим улыбки друг другу», «Ребёнок – главный пассажир», «Благоустройство участка» и т.д.;
  • экскурсии выходного дня - посещение Рославльского музея - «Наш край в годы ВОВ», «Русский быт». Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает во взаимодействии;
  • дни открытых дверей - возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения;
  • проведение совместных праздничных и спортивных мероприятий «Новогодний праздник», «Масленица», «Мамин день», «Широкая Масленица», «А ну – ка, мамы» и т.д.
  • родительское собрание -  живой, заинтересованный диалог педагогов и родителей, это, прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное;
  • «Встречи с интересными людьми» - знакомство детей с профессиями родителей (инспектор ГИБДД, врач – стоматолог, врач скорой помощи), с содержанием их трудовой деятельности;
  • выставки работ, семейные вернисажи, конкурсы поделок демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Примеры проведенных выставок: «День Победы», «Дары осени», «Чудеса из ненужных вещей», «Здравствуй, лето», «Музей космонавтики», «Новогодняя игрушка своими руками».

В работе с родителями в основном используются традиционные формы, но также, идёт активный поиск и внедрение таких, которые бы позволили достигнуть эффективного партнёрского взаимодействия.

Одной из таких форм в нашем ДОУ стала организация творческих мастерских с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности на основе создания единого пространства общения.

Здесь для всех участников педагогического процесса организуются творческие мастер – классы. Совместное творчество формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка, стимулирует его, развивает коммуникативные навыки. Такая форма взаимодействия помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и подчёркивает потребность участия в воспитании ребенка совместно с детским садом.

В условиях пандемии жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Педагоги помогают родителям проявить себя осознанными, внимательными и понимающими, стать для детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, союзником, другом в их детском мире. Получать эмоции радости от совместного проживания текущей ситуации. В нашем детском саду традицией стала организация выставок совместного детско- родительского творчества. И родители, и дети принимают в них активное участие, а работы получаются яркими, интересными и каждая по-своему уникальна.

Стремление педагогов нашего дошкольного учреждения к изменению форм взаимодействия с родителями и использование их на практике, несомненно, является положительной тенденцией, так как эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению партнёрского взаимодействия с семьей на качественно новой основе.

И в заключении… Более семисот лет назад родилась поучительная притча: «Некто спросил у трёх мужчин, катающих тяжёлые тачки с камнями: «Что ты делаешь?». «Катаю эту тачку, будь она проклята» - ответил первый. «Зарабатываю на жизнь» - сказал второй. «Я строю Шартрский собор» - гордо ответил третий. Одна и та же работа, но, принципиально разное к ней отношение и мотивация. Хочется, чтобы и педагоги, и родители прониклись гордым и радостным мироощущением третьего строителя, осознали, насколько важно совместное выполнение задач по обучению и воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Матрёшкина сказка» (опыт взаимодействия с родителями)

Цель: организация образовательно- развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре в процессе активного взаимодействия с родителями...

Презентация "Семейная творческая мастерская, как средство взаимодействия ДОУ и семьи".

Представление одной из форм  работы  с родителями -  семейная творческая мастерская "Учимся творить вместе"....

Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями.

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами....

Конспект мастер-класса для педагогов «Творческая мастерская», как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьёй»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16078527","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","style":"width: 200px; height: 133px;","width":"480"}}]]"Творческая мастер...

«Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»

laquo;Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»...

ПРОЕКТ «Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи»

Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, хначимым фактором становления личности ребенка....