Консультация "Кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)

Советы родителям по развитию самостоятельности у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3-h_let.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 3-х летнего возраста носит говорящее название "Я сам"

До трёх лет идет формирование самостоятельности, которое и закрепляет способность к достижениям. От того, насколько успешно (на сколько процентов) пройден это кризис, зависит будущая реализация человека.

Что происходит в этот период?

Сначала, исследуя мир, ребёнок трогает его и пробует его на вкус.

Задача родителя не оградить его от мира, что не набил шишек и не ругать его за самостоятельные исследования, постараться рассказать и показать. 

Вместо окриков:
— Не трогай!
— Обожжешься!
— Порежешься!
— Ударишься!
— Упадешь!

Нужно показать ему что будет если…

Это — холодное,

 это — острое,

смотри под ноги, чтобы не споткнуться,

будь внимательней и т.д.

Ребёнок хочет сам одеться, потому что ему это интересно.

Но мама спешит в садик, на работу и не может ждать, пока он оденется, пока обуется, пока застегнет пуговки…

«Давай быстрее!» А хуже того: «Давай я».

Особенно, если что-то уже надел не так: наизнанку, задом наперед, не на ту ногу…
Мама раздражённо добавляет: «Что ты не смотришь! Горе моё»

Ребёнок хочет помочь маме на кухне, но слышит:

— Уронишь,
— Рассыплешь,
— Прольёшь,
— Разобьёшь…
И т.д.

— Я сама! – говорит мама. Маме так быстрее.

А для ребёнка в этом читается: мама говорит ему, что он не справился.

И все её посылы воспринимаются как команды к выполнению. Он тут же споткнётся, уронит, разобьёт. Потому что они звучат тоном, не допускающим возражения.

Мама же боится,  и ребёнок чувствует её страх и тоже пугается… и падает.

А вдогонку ещё получает раздосадованное:
— Я же говорила!!!

И некоторые ещё добавляют:
«Руки не из того места растут»

И даже когда это делается с юмором, ребёнок юмора не воспринимает.

У ребёнка пропадает всякое желание пробовать.

Потому что:
— «Мама же огорчается, когда я что-то делаю»
— «Я ни на что не способен»
— «Мама в меня не верит.»
— «Я ничтожество» (первый намек на суицидальные мысли которые очень ярко проявляются в пубертатном возрасте) .

Там ребёнок ещё будет делать попытки доказать маме:
«Я могу! Я справлюсь!»
И это основной всплеск протеста, поскольку — кризис пубертатного возраста — это окончательное закрепление самостоятельности. 

Но если не получится самоутвердиться, доказать, поверить, то он

либо перестанет действовать вообще:
• Ничего не хочу
• Ничего не могу
(и тут апатия, депрессия, суицидальные настроения и т.п.)

Либо будет всю жизнь доказывать, что со всем справится сам. Он, в конечном итоге, не сможет никому ничего доверить.

Из таких получаются хорошие трудоголики, взваливающие на себя всё и сразу.

Как мама, которая говорила:
«Я сама!»
Которая по сути, сама этот кризис прошла не до конца.

Настолько, что даже домашние задания за ребёнка стала делать!

Что делать со всем этим?

Сначала помочь Себе!

Принять тот факт, что есть уже взрослая жизнь и вам не нужно никому доказывать, что вы можете справиться. Вы уже со многим в своей жизни справились.

Как и ваш ребёнок.

Первое Упражнение и для вас, и для ваших детей одинаково (если они уже старше 6-7 лет).

1.Составить список своих достижений. Того, что вы можете делать самостоятельно!

Того, чем вы можете гордиться!

Даже если это умение наводить порядок или печь пироги (для мамы).

2. Помочь ребёнку увидеть его самостоятельные действия.

В первую очередь, увидеть их самой (особенно для совсем ещё маленьких), отметить это для себя, начать уважать за них своего ребёнка!

И потом непременно озвучить это ребёнку, с уважением, поддержкой, похвалой, или даже восхищением! Обязательно делая акцент на том, что ОН САМ СПРАВИЛСЯ! Закреплять его веру в себя.

Ребёнку очень важна поддержка и вера в него. Как, в общем-то, и взрослому. Но вы сами уже можете себе её обеспечить. А ребенок — пока нет.

Верьте в своих детей! Поддерживайте их! Помогайте им становиться самостоятельными!