Адаптационные игры с детьми.
картотека (младшая группа)

Некрасова Елена Викторовна

         С поступлением ребенка  в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: новое помещение и люди,  строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.

         Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая  может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

         Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводит к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяя  формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

  Цель  игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

  Задачи игр:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 

  Основные принципы организации и проведения игр:

  • Добровольность участия в игре. 
  • Взрослый  непосредственный участник игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
  • Игры  многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsionnye_igry_s_mladshimi_doshkolnikami.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=312a50ce0ac81e0a8f6b196fe490fafbf2f71f48-5351536-images-thumbs&n=13

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ.

Раздел 1. Формирование доверительных отношений с новым взрослым.

«Мой малыш»

Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Взрослый считает стихотворение и обнимает малыша:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

                          Н. Пикулева 

«Маленькая детка»

Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Воспитатель сажает ребёнка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до частей тела:

Маленькая детка,

      Головушка - репка,

Роток - говорок,

Зубок да зубок,

Носик - вопросик,

Щёчки - колобочки,

Глазок с глазком,

Брови домиком,

Ушко да ушко,

Выше всех макушка.

                           Л. Яхнин

«Попрыгушки»

 Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Воспитатель обнимает малыша, ставит его перед собой и поднимает, держа за подмышки:

Тешки-тетешки,

Овсяные лепѐшки.

Тюшки, тютюшки,

С творогом ватрушки.

Тешки-тетешки

Встали на ножки.

С пятки на носок

Прыг-скок, прыг-скок!

                         JI. Яхнин

«Баю-баю» 

Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

         Ход: Воспитатель сажает ребёнка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивая, читает стихотворение:

Скачет-скачет по волнам

Лодочкою зыбка.

Качи-качи, прямо к нам

Приплывает рыбка.

Полдня рыбка с нами,

Спи-спи, рыбка, с нами.

«Догонялки-обнималки» 

     Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

   Ход: Воспитатель организует игру в догонялки:

«Догоню, догоню...», а потом обнимает малыша, говорит: 

Ах ты, моя девочка, ласковая белочка,

Ой ты, моя деточка, тоненькая веточка.

  Или

Ах ты, мой сыночек, ягодный кусочек,

Ой ты, мой сынок, пшеничный колосок.

              Л. Яхнин 

«Наши пальчики»

Цель: Установление тактильных контактов с ребёнком, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Воспитатель обнимает ребёнка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:

Пальчик толстый и большой

В лес по ягоды пошёл.

 Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний следом побежал.

Безымянный топал рядом

И корзиночку держал.

 А мизинчик, младший братец,

 На печи весь день лежал.

«Ку-ку»

Цель: установить положительные эмоциональные контакты со взрослым, снятие эмоционального напряжения.

Вариант 1

Ход: ребёнок сидит на коленях у взрослого, взрослый читает стихотворение и выполняет действия ручками ребёнка, закрывая и открывая его лицо:

Где же, где же наш малыш

- Где же, где же наша крошечка,

Где же, где же наша (Анечка),

Где же, где же наше солнышко!

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наша (Анечка),

Вот, вот наше солнышко!

            Н. Пикулева 

Вариант2

Ход: взрослый играет с ребёнком, побуждая его прятаться и читает стихотворение (имя ребёнка заменяется):

 Тю-тю! Нету Любушки!

 Любушки-голубушки!

 Ой да нет её нигде!

 Мы искать ещё пойдём

 И найдём, найдём, найдём!

            Н. Пикулева 

«Ладушки» 

Цель: Установление доверительных контактов со взрослым на телесно игровом уровне, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Взрослый сажает ребёнка на колени и играет, выполняя движения его ручками и читая стихотворение:

Ладушки, ладушки,

Курочки-Рябушки,

Ладушки, ладушки,

Курочки-кладушки.

Петушок с хвостом,

          Гребешок торчком.

Крылышками - хлоп-хлоп!

А мы их - хоп-хо!

И поймали.

          Л .Яхнин

«Скачем на лошадке» 

     Цель: Установление доверительных контактов со взрослым на телесно игровом уровне, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Взрослый сажает ребёнка на колени и качает в такт словам:

Мы скачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы не плачем, нет, не плачем

 - Всё у нас в порядке!

           Н. Пикулева

Или

Ехали дорожки

По стёжке-Дорожке

По стёжке –Дорожке

Ровнее ладошки,

Лугом, лесочком,

Через реку Мосточком,

С кочки на кочку

Вприпрыжку,

Вприскочку.

По оврагам,

По камням,

По ухабам,

По корням.

Прямо в яму - БАМ!

          Л. Яхнин

«Топ-топ»

     Цель: Стимулирование подражания взрослому, развитие умения действовать по речевой инструкции, снятие эмоционального напряжения.

     Ход: Воспитатель вместе с ребёнком топает ногами, изменяя ритм в соответствии с текстом стихотворения.

Ай, деточка, Попляши!

Твои ножки Хороши.

Левая - смелая.

Правая - упрямая.

Левая - первая,

Топы - топы.

 А вторая - правая,

Топ-топ.

         JI. Яхнин

«Пичужки»

      Цель: Стимулирование подражания взрослому, развитие умения действовать по речевой инструкции, снятие эмоционального напряжения.

     Ход: Воспитатель вместе с ребёнком размахивает руками, изменяя движения в соответствии с текстом стихотворения:

Тюшки, тютюшки,

На горе пичужки.

 На гору, Ванюшка

- Ух-ух-ух!

От него пичужка

- Фыр-фыр-фыр,

Улетела!

          Л. Яхнин

«Зонтик»

        Цель: Привлекать внимание к действиям взрослого, вызывать положительные эмоции.

     Материал: разноцветный зонт.

     Ход: Воспитатель раскрывает зонт, крутит его и говорит:

 Зонтик разноцветный

 Подружись со мной.

 Ты такой красивый,

 Яркий и большой.

 Зонт закрывается, игра повторяется снова. Можно спрятать малыша под зонтик. 

«Солнечные зайчики»

      Цель: Привлекать внимание к действиям взрослого, вызывать положительные эмоции.

     Материал: зеркальце.

     Ход: Воспитатель пускает солнечных зайчиков и читает стихотворение, побуждая ребёнка выполнять соответствующие действия:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе.

           А. Ануфриева

«Катаем мяч»

     Цель: Вызвать интерес к действиям взрослого, вызывать положительные эмоции.

    Материал: яркий мяч.

    Ход: Воспитатель на глазах у ребѐнка выполняет действия с мячом, читая стихотворение, и побуждает его ловить, катать, толкать мяч:

Толкаю мой мяч,

Толкаю опять,

Толкаю туда, толкаю сюда.

Мой мячик, катись,

Обратно вернись.

          А. Ануфриева

«Дождик»

     Цель: Стимулировать подражание действиям взрослого, вызывать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения.

     Ход: Взрослый выполняет вместе с ребёнком действия и читает стихотворение:      

Дождик, дождик, кап-кап-кап!     (пальчики одной руки ребёнка тычем в

Мокрые дорожки                           ладошку другой)

Нам нельзя идти гулять                (ребёнок топает ножками)

Мы промочим ножки.

Раздел 2. Формирование ориентиров в пространственно - игровой среде. 

«Ванька-встанька»

      Цель: Вызвать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать подражание действиям с игрушкой, вызвать положительные эмоции.

    Материал: Неваляшка.

    Ход: Воспитатель качает неваляшку на глазах у ребёнка и читает стихотворение:

Ванька-встанька, Ванька-встанька,

Будь послушен, ишь, какой!

Нам не справиться с тобой!

           Н. Пикулева    

 Затем снова читает стихотворение и побуждает ребёнка выполнять действия.

«Собачка» 

     Цель: Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать ответные игровые действия.          

    Материал: игрушечная собака, ширма.

    Ход: Воспитатель привлекает внимание ребёнка звукоподражанием, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

 Гав-гав! Кто там?

Это пёсик в гости к нам (показывает собачку)

 Я собачку ставлю на пол

 Дай собачка, Ане лапу!

           А. Ануфриева

    Затем собачка прячется снова, и игра повторяется. 

«Прятки»

     Цель: Вызывать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого, учить ориентироваться в новом помещении.

     Материал: кукла.

     Ход: Воспитатель читает стихотворение и выполняет на глазах у ребёнка действия, имя ребёнка заменяется в стихотворении.

Вариант 1       

Кукла Ляля убежала,

Ах, куда она пропала?

Аня, Аня, поищи,

С нашей Лялей попляши.    Н. Пикулева

Вариант 2

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу,

Оля к куколке пойдёт,

Оля куколку найдёт.

С куклой Машей

Оленька попляшет.

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки.     А. Ануфриева

         

« Будем спать»

      Цель: Учить ориентироваться в нескольких игрушках, подражать действиям взрослого, действовать по инструкции.

     Материал: ставят рядом игрушки: собачку, корову, петуха.

     Ход: Воспитатель читает стихотворение и побуждает ребёнка выполнять действия сначала совместно, а потом самостоятельно:

Ай, бай, бай, бай, бай, бай, бай.

          Ты, собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи! (показывает пальчиком на игрушки и грозит им, после каждой строчки воспитатель произносит соответствующее звукоподражание, при повторении игры воспитатель делает паузу, чтобы вызвать у ребёнка звукоподражание)

А наш мальчик (девочка) будет спать (приседает на корточки,

                                                                   кладёт ладошки под щѐчку),

Станет глазки закрывать (закрывает глазки).

              Н. Пикулева

«Наши уточки»

      Цель: Развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия, стимулировать речевое подражание.

    Материал: игрушки: уточка, гуси, курочки, домик.

    Ход: Воспитатель поочерёдно в соответствии с текстом показывает ребёнку игрушки, а затем снова их прячет в домик:

Наша уточка с утра: Кря-а-а, кря-а, кря-а.

Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко!

          Русская народная потешка.

         Игра повторяется несколько раз. Создаются коммуникативные паузы, чтобы вызвать у ребёнка звукоподражание. 

Куколка «Катюша»

      Цель: Учить детей объединять в сюжет несколько действий с игрушками, развивать интерес к бытовому процессу.

     Материал: кукла и кроватка, мыло, полотенце, расчёска.

     Ход: Воспитатель привлекает внимание ребёнка к кукле, читает стихотворение и выполняет соответствующие игровые действия:

Вот красивая игрушка

- Наша куколка Катюшка.

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться,

Надо Кате спать ложиться.

Катя, глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

 Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась,

Всем ребяткам поклонилась.

Захотелось ей опять

 Веселиться и плясать.

 Ну, ребята, выходите!

Вместе с Катей попляшите.

         А. Ануфриева

 При повторении игры воспитатель побуждает ребёнка выполнять действия куклой, а также привлекает внимание к общим действиям других детей. 

             Раздел 3. Формирование положительных контактов с ровесниками

  «Прилетела птичка»

      Цель: Развивать внимание к сверстнику.

     Материал: игрушечная птичка.

     Ход: Воспитатель показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

Птичка прилетела,

Синичка-невеличка.

К Лене прилетела (сажает на ручку Лене птичку и по очереди другим детям).

На деток посмотрела.

                  Дальше полетела.

«Колечки»

     Цель: Развивать интерес к действиям сверстников, желание им демонстрировать свои умения.

     Материал: ленты с колечками, скатанными в рулоны и уложенные в коробку колечками вверх.

     Ход: Воспитатель приносит коробку с лентами, подходит к каждому ребѐнку, побуждает его выполнять действия в соответствии с текстом:

За колечки потяни,

Свою ленту разверни.

Яркой лентой помаши,

Всем ребятам покажи.

Каждый ребёнок достанет по одной ленте и свободно играет с ней. Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку и обращает внимание на других детей: «У Оли лента. У Никиты лента. У тебя лента. Красиво».

 

«Прячемся от дождика»

     Цель: Стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находиться вместе.

     Материал: зонт.

     Ход: Воспитатель привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик.

Кап-кап-кап!                          (движения пальчик о ладошку)

Не промочат дети ножки     (поднимают ножки)

Кап-кап-кап!                         (движение пальчик о ладошку).

Всех их зонтик соберет.       (открывает зонт и крутит его) 

От дождя убережёт .             (все прячутся под зонтик). 

          Воспитатель комментирует: «Все-все-все сюда. И Маша, и Вадим... Все здесь. Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонтик».

«Разноцветные клубочки»

     Цель: Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

     Материал: корзина с разноцветными клубочками.

    Ход: Воспитатель показывает детям корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят.               (высыпает клубочки)

 Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.       (подходит к каждому ребёнку и обращается к нему)

Ты клубочек отыщи

И в корзину положи.

         Когда клубочки собраны, воспитатель показывает детям полную корзину и говорит: «Лена собирала, Рома собирал...Все дети собирали. Много разноцветных клубочков».

«Зайки»

      Цель: Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

     Материал: игрушечный заяц.

     Ход: Воспитатель привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

          В. Антонова

«Топ-топ-топ»

      Цель: Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

     Материал: салютики.

     Ход: Воспитатель размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздаёт каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп!

По дорожке мы шагаем

И в ладоши ударяем.

Toп-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

             А. Ануфриева

«Флажки»

      Цель: Развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.

     Материал: ведёрко с флажками.

     Ход: Воспитатель показывает детям ведёрко с флажками и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут из ведёрка по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

                  Воспитатель помогает детям обменяться флажками, а затем все вместе машут флажками.

«Катаем мяч»

     Цель: Развивать умение обмениваться со сверстниками действиями.

    Материал: мяч.

    Ход: Дети сидят в кругу, взрослый катает детям, а дети друг другу мяч в соответствии со словами:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

           Н. Пикулева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные игры с детьми раннего возраста

Игры для детей раннего возраста  в период адаптации...

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (3-4 года)

Материал дя педагогов ДОУ...

Адаптационные игры с детьми

Адаптационные игры с детьми ...

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Основная задача игр в период адаптации в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на...

Адаптационные игры с детьми раннего возраста.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУво многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада....