Организация работы с родителями детей особой заботы
консультация (старшая группа)

Воробьева Екатерина Александровна

Оргонизация работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Воробьева Екатерина Александровна

                  Воспитатель

                                                               Бюджетное дошкольное образовательное

                                        учреждение города Омска

                              «Детский сад № 342

                                      комбинированного вида»

                  Город Омск

Организация работы

с родителями  детей особой заботы

В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует

себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей".

                                                                                                В.А. Сухомлинский  

          В основе  концепции взаимодействия организации работы с родителями детей особой заботы   лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагога  проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Для успешной работы воспитателю, необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Организация работы  может быть успешно решена в том случае,  если между воспитателем  и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

            В процессе взаимодействия формируются у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего ребёнка,  повышается уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а так же, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.

           Организации работы с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Работая непосредственно в группе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР)  необходимо знать что, задержка психического развития это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции,  быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы. [3,с.3].

            Цель работы с родителями, воспитывающими детей с особой заботой – создание и реализация  взаимодействия, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

-Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.

-Вовлечение родителей в деятельность детей для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей.

-Формирование взаимного доверия в системе отношений между педагогом и семьёй.

В основу построения  организации работы с родителями воспитанников  взаимодействие выстраивается поэтапно.

              1 Этап – взаимопознание  это этап диагностики

  Собирается  информация об особенностях функционирования семьи, выявляются ее скрытые ресурсы,  их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами  индивидуальными  диагностическими беседами с родителями, анкетирование. Проведение анкетирования и опросов  с родителями, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, на наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации: «Как прошла адаптация ребенка в детском саду»,  так же уделяется внимание освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях  детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Благодаря этому этапу, выявляются  проблемы, которые испытывают дети и родители.

            2 Этап – взаимопонимание

На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации. Разрабатываются  индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей формы работы, методы, используемые технологии.

          3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.

Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

Наглядно-информационные  - ознакомление родителей с особенностями воспитания детей с особой заботы, с педагогами, настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте, выставки, буклеты,  на разную тематику.

Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с особой заботой. Полезным для родителей является посещение открытых занятий, мастер - классов, тренингов, практических занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться приемам коррекционной работы.

 Формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей. Через конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры.

Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогам, родителями и детьми установление доверительных отношений. Воспитанникам  и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.

           4 этап –  анализ эффективности достигнутых результатов в работе с родителями  воспитанников.

Работа с родителями  проводится в течение  длительного времени, и дала следующие результаты.  У родителей  формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к педагогу.

Такое сотрудничество  помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявления.

                                                   Литература:

1. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.

2.Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н.П., Занкевич С.Ю. // Дет. сад. управление. - 2007. - № 2. - С. 5-6

 3.  Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №3. - С.3-9.

4. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-statja-yefektivnye-formy-vzaimodeistvija-dou-s-semjami-vospitanikov-s-ovz.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание детей особой заботы путем формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"

Предлагаю доклад с презентацией собственного выступления, проходившего на педагогическом марафоне "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения" в городе Омске (октябрь 2012г)....

Презентация к докладу "Воспитание детей особой заботы путём формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности воспитанников дошкольной шруппы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"

Предлагаю презентацию к выступлению на педагогическом марафоне в городе Омске по теме "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения"....

Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста

В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....

ННОД в подготовительной группе по ознакомлению с Конвенцией о правах ребенка «Детям-инвалидам - особую заботу»

Цель ННОД: Знакомство детей с «Конвенцией о правах ребенка», с положением о том, что дети-инвалиды имеют право на особую заботу.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с положениями Конвенции о прав...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

особым детям особая забота права ребенка

календарные планы права ребенка старшая группа...