Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении
материал

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни.

В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Педагоги дошкольного учреждения ведут поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми по ФГОС придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Поэтому основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться в любом виде деятельности. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей воспитанников;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

- возможность проектирования образовательного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Использование технологий на практике.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике работы элементов разных технологических подходов, их анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • игровые технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • технология портфолио дошкольника и педагога.

Остановимся на наиболее современных педагогических технологиях, в свете реализации ФГОС ДО:

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • учат ребенка отделять
  •  вымысел от реального;
  • воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на воспитанников и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством образования.

Использование педагогических технологий способствует достижениям дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Используемая литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  2. Современное образование: теория и практика: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции/гд.ред. Е.М. Артемьева.-Чебоксары: Центр образования т воспитания, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информации технологии в дошкольном учреждении

Материал по созданию  центра в учреждении по изучению и сопровождению профессиональной деятельности сотрудников...

"Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении"

Актуальность.Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, дви...

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

Консультация для воспитателей детского сада  «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...