"Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Евстифеева Татьяна Михайловна

 

 

Актуальность.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

 

Цель проекта:

 Укрепление здоровья дошкольников путём внедрения инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.

Задачи:

* Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение.

*Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения.

* Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ.

*Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

 

*Интеграция в работе специалистов ДОУ  в решении  вопросов укрепления здоровья детей.



Объект проекта: МБДОУ «ЦРР - детский сад №26».

 

Субъекты проекта:  педагоги, дошкольники, родители.

Срок проведения:  долгосрочный.

 

Принципы:

* Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания.

* Систематичность и последовательность.

* Индивидуально - дифференцированный подход.

 


Нормативно – правовая база.

 

*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666;

*Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 (ред. от 24.09.2010 г.);

*Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 (ред. от 24.09.2010 г.);

*Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2.2660-10, утверждённые постановлением Главного государственного врача  РФ от 22.07.2010 г. № 91;

*Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. №655.

 

Условия реализации проекта:

*Реализация здоровьесберегающих технологий во всех областях образовательной программы.

 

*Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.


*Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

* Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

*Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

* Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

* Реализация различных форм систематической работы с родителями.
 

 Ожидаемые результаты: 

* Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

* Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);

*Совершенствование навыков самостоятельности;

* Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
 

Цели  здоровьесберегающих  технологий:


1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.


2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды технологий:

1) Медико-профилактические технологии.

Задачи:  сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты:

• мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• рациональное питание;

• рациональный режим дня;

• закаливание;

• организация профилактических мероприятий в детском саду;

• контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

• здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

• оценка физического развития;

• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.

 В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:

• Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром;

• Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи;

• Анализе первичных навыков по основным видам движений.

В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья». Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.
 

2) Физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты:

• двигательный режим дошкольников;

• оздоровительный режим дошкольников;

• динамические паузы  (комплексы физ. минуток,  которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);

• подвижные и спортивные игры;

• контрастная дорожка, тренажеры;

• утренняя гимнастика;

• физкультурные занятия;

• закаливание;

• спортивные развлечения, праздники;

• «День здоровья»;

• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

Организация двигательного режима.

Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.

Кроме того, модель двигательного режима должна содержать самостоятельную двигательную активность детей и физкультурно-массовые мероприятия.

 

3) Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
 

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.

 

4)Технологии обеспечения социально – психологического благополучия.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

 

5)Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:

  • поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
  • выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
  • определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • реабилитационные мероприятия  (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.

 

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

*Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

*Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

 

*Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

 

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая  деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

Современные здоровьесберегающие технологии в нашем ДОУ:

I. Комплексная  диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

  • осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • осмотр детей специалистами детской поликлиники;
  • диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
  • выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
  • диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

II. Приёмы и методы оздоровления детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
  • бодрящая гимнастика после сна, «кишечная» гимнастика  (Приложение 2);
  • ежедневный режим прогулок;
  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности (Приложение 9);
  • музыкальные занятия (Приложение 14);
  • логоритмика (Приложение 13);
  • занятия по формированию здорового образа жизни – валеологическое воспитание (план и цикл занятий «Познай себя» Фролова Е.С., Цветкова Е.Э.) (Приложение 1);
  • гимнастика для глаз, ушей, шеи, стоп, рук  (Приложение 3);
  • пальчиковая и артикуляционная  гимнастика (Приложение 4);
  • стретчинг;
  • дыхательная и звуковая гимнастика (Приложение 5);
  • точечный массаж по Уманской А.А.  и самомассаж (Приложение 6);
  • коммуникативные игры;
  • коррекция поведения;
  • занятия в кружке «Медуница» (Приложение 10);
  • праздники здоровья;
  • тематические дни и недели «Я здоровье берегу» (Приложение 12);
  • викторины «Азбука здоровья» (Приложение 11);
  • адаптационный эмоциональный психологический комплекс по Малахову А.Б. (Приложение 7);
  • сказкотерапия;
  • релаксация (Приложение 8);
  • игротерапия.

III. Система эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей:

  • босохождение;
  • контрастное закаливание (способ «Ручеёк» по А.Б.Малахову);
  • умывание;
  • полоскание рта и гортани;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
  • воздушные ванны в облегченной одежде;
  • гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;
  • гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

IV. Лечебно – профилактическая работы. В её рамках проводится следующие мероприятия:

  • постоянный контроль осанки;
  • контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • сбалансированное питание;
  • вакцинация против гриппа;
  • потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  • употребление соков и фруктов;
  • кварцевание групп.

V.  Консультативно – информационную работу:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  • ознакомление родителей с результатами диагностики;
  • проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
  • оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  • информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;
  • активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;
  • организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
  • проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.

Результативность.

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно  снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей,  имеющих  высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет 36 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно - развивающая среда в группах (приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие «Школа здоровья», в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.

Новизна.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу     жизни;

- использование информационно-коммуникативных технологий;

- использование современного оборудования. 

Выводы:

  1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
  2. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.
  3. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информации технологии в дошкольном учреждении

Материал по созданию  центра в учреждении по изучению и сопровождению профессиональной деятельности сотрудников...

П Р О Е К Т на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

П Р О Е К Тна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»....

ПРОЕКТ «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»

Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ....

Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

Консультация для воспитателей детского сада  «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...

Мастер-класс "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказ...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровьесберегающие   технологии - это   технологии,   направленные   на сохранение здоровья....