Брифинг для родителей «Портрет идеального родителя или семья глазами ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ишмикеева Юлия Викторовна

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: говорим детям, как надо себя вести, даём полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина?

Может быть, всё дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?

А может, дети смотрят на события и людей, которые рядом с ними реальными глазами, может, они говорят нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brifing_s_roditelyami.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брифинг «Портрет идеального родителя или семья глазами ребенка»

Лучше всего можно помочь детям,

помогая их родителям.

Т.Харрис

Предварительная работа

Беседа с детьми о семейных традициях, запись с ответами на вопрос «Легко или трудно быть родителем? Почему?», «Семья- это...», «Если бы я был(а) моим папой (моей мамой)» .

Материалы: медальки «Самые лучшие родители»

Поговорки: Вся семья вместе, так и душа на месте. Когда семья вместе, и сердце на месте. Где семья дружна, не страшна беда. Зачем и клад, коли в семье лад. В семье разлад, так и дому не рад.

Ход встречи

Фон. Спокойная музыка

Педагог- психолог.  Добрый вечер, уважаемые родители!  Сегодня наша встреча, посвящена теме ««Портрет идеального родителя или семья глазами ребенка». Каждый родитель стремиться вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным и умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, был  успешным, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей.  

- Предлагаю, каждому из Вас назвать одним словом, что для каждого есть семья. Игра для родителей. "Одно слово" Педагог предлагает назвать одним словом, что для каждого значит семья. (Семья-равенство, любовь, взаимоуважение и т.д.)

Вывод: Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

- Уважаемые родители, мы спросили наших ребят, что такое семья. Вам интересно, что они сказали? Прослушивается запись, на которой дети рассказывают, что такое семья. (Воспроизведение видео «Дети о семье»).

Анализ рисунков «Моя семья».

Дети не только рассуждали о семье, но и нарисовали ее. Методика «Моя семья». Данная методика позволяет лучше понять, а может быть узнать что- либо новое о взаимоотношениях в семье.  Обсуждение рисунков, родители задают вопросы.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: говорим детям, как надо себя вести, даём полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина?

Может быть, всё дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?

А может, дети смотрят на события и людей, которые рядом с ними реальными глазами, может, они говорят нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Видеозапись дети о «Если бы я был(а) моим папой (моей мамой)» .

Стили общения родителей и детей

Предложите родителям соединить понятия и определения (на 3 группы). распечатать

Авторитарный

Характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Демократический

Предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

 Либеральный

Предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения, невмешательство. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.

Попустительский стиль

Предполагает  низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Следующее упражнение «Какой я родитель?»

- Вам нужно назвать три самых…

  1. Ласковых слов ребёнку….
  2. Хороших качеств личности ребёнка…
  3. Типичных замечаний детям…
  4. Одобряющих ребенка высказываний…
  5. Плохих качеств личности ребёнка…

Игра «Цветок в ладошке»

- А считаете ли вы себя идеальными родителями? У любого идеального родителя есть как положительные, так и отрицательные качества. Согласны ли Вы с этим?

написать отрицательные черты характера родителей, или, другими словами, написать какие не должны быть родители. На другом силуэты в красном цвете, напишите на этом силуэте положительные черты характера родителей. Проводится сравнительный анализ выполненной работы.

Проблемные ситуации (распечатать)

  1. Ситуация: Отец ведёт ребёнка из садика «Ну, как дела?» - спрашивает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец – Чем занимался? Как себя вёл?» как вы оцениваете такую беседу? Верно ли отец повёл разговор с ребёнком? Есть ли у вас трудности в общении с ребёнком? Какие?
  2. Ситуация: «Куда идешь, ты весь в снегу? Мама только что вымыла пол… вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребёнка? Как бы вы поступили на месте отца?
  3. Шестилетняя Света на прогулке заполнила карманы мелкими камешками, решив, что дома будет играть с ними. Мама заметила оттопыренные карманы курточки: «Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор, только убирай за тобой!». Маша: «Это камешки… красивые… я ими играть буду». Мама: «Выбрасывай сейчас же!» настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет. Как бы вы поступили на месте этой мамы?
  4. Вы пришли со своим ребенком в детский парк, купили билет на аттракцион, но там очередь, вы встаёте в неё и ждёте. Ваш ребёнок начинает кричать и плакать, закатывает истерики: «Я не хочу ждать, я хочу быть первым».

Видеозапись дети  высказывают «Легко или трудно быть родителем? Почему?»,

- Чтобы  воспитать  ребенка,   мало  владеть  набором инструментальных знаний по педагогике, психологии физиологии данного возраста, ко всему этому нужно приложить ваше искреннее желание и обязательно знание вами своего ребенка, его интересов. Привычек. Предпочтений.

Упражнение «Что я знаю о своём ребёнке?», игра «Верно-неверно».

- Мы сейчас поиграем в  игру, которая называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо вы родители знаете своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы, на которые уже ответили ваши дети. А вы посмотрите, сколько у вас будет совпадений с детьми. Пишите ответ на бумаге, потом посмотрите совпадения.

Материал: листы бумаги для записи

Любимый мультфильм -

Любимая игрушка –

Любимое занятие в садике –

Любимая сказка –

Любимая каша –

Любимый суп –

Любимый друг –

Любимая подруга –

Любимый напиток –

Любимая игра –

- Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших

детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших

детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Анкета «Понимаем ли мы своих детей?» (бланк)

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?  Да-0, нет-10
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других людей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка? Да – 10, нет-0
  3. Ваша интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребёнка? Да – 0, нет-10
  4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы? Да-10, нет-0
  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей? Да – 0, нет-10
  6. Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение? Да -10, нет-0
  7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей? Да – 0, нет – 10
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас?

Да-10, нет-0

9.  Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребёнка? Да-10, нет-0

10.  Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом? Да – 10, нет-0

11.  Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный инструмент – физическое наказание (ремень)? Да – 10, нет - 0

12.  Ваш ребёнок именно таков, о котором вы мечтали?

Да – 10, нет-0

13.  Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости? Да – 0, нет-10

14.  Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям, поведению? Да – 10, нет-0

15.  У вас есть конфликты с собственным ребёнком? Да – 0, нет-10

ИГРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Родителям предлагается рассказать об играх, в которые они играют с детьми. Потом можно предложить те, которые знает воспитатель (игры проигрываются вместе с родителями).

 1. Игра « Холодно - горячо; Право - лево».

Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа « шаг направо, два шага вперёд, три налево» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», « горячо», « холодно».

 2. Игра « Летает - не летает»

Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребёнок поднимает руки. Если не летает - руки у ребёнка опущены.

 3. Игра «Назови имя».

Нужно назвать по просьбе взрослого женские и мужские имена. Имена не должны повторяться; тот, кто повторил, выходит из игры. Побеждает в этой игре тот, кто больше назовёт имён.

 У этой игры может быть много вариантов. Можно передавать друг другу, какой-нибудь предмет, и каждый, у кого окажется предмет, называет имя.

 4. Игра « Какого цвета не стало?».

Перед ребёнком разложены цветные карандаши, его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать; карандаша какого цвета не стало.

 5. Игра «Зеркало».

Взрослый, стоя перед ребёнком, показывает различные упражнения. Ребёнок должен повторить верно (т.е. взрослый поднимает правую руку, ребёнок левую, т.к. изображение зеркальное).

Рефлексия 

- Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых истинах. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым заповедям, как трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы наших единственных и неповторимых детей.

- Сейчас мы с вами создадим портрет идеального родителя.

Игра «Чудесный мешочек».

Материал: Бумажки с качествами со скотчем, серединка ромашки

- В мешочке записки в виде лепестков, родители вытаскивают по очереди  оттуда записку и  зачитывает ее.  Приклеивают на доску в виде ромашки, которая олицетворяет семейный очаг, символ семьи.

- Если согласны с  качеством? Приклеиваем.

Качества: Говорит ребенку ласковые слова.

Умеет веселиться, шутить, баловаться, дурачиться с ребенком

Много времени уделяет своим детям

Помогает  им во всех начинаниях

Готов поддержать ребенка в любую минуты. Если он нуждается в помощи, поможет ему.

Что бы ни случилось, ребенок может  рассказать родителям  все, он не боится, даже если что-то натворил.
Ребенок  показывает все свои эмоции, т. е. может и расплакаться, и разозлиться, и рассмеяться.
Родители не оскорбляют ребенка, т. е.  он не услышит, что он плохой, из него ничего не выйдет и т. д.
Заботится о безопасности ребенка и может ее обеспечить
Если  в чем-то ошибется, всегда извинится перед ребенком, но при этом рассказывает ему, в чем была его ошибка
Не применяет физическое насилие.
Принимает ребенка таким
, какой он есть, а не собирается из него лепить улучшенную копию себя. Дети должны быть просто детьми.

Не будет слишком строг со своими детьми: они также учатся на своих ошибках.

Старается выработать единую модель воспитания и поддерживает друг друга во всех вопросах.

Спрашивает мнение детей по вопросам, которые затрагивают и их жизнь.

Не опекает своего ребенка там, где можно обойтись без опеки

Последователен и согласован в действиях, запретах и разрешениях

Слышит и понимает своего ребенка, строит с ним конструктивные отношения

Ценит и уважает свою уникальность, свободу и развитие

Выходит провожать и встречать на пороге, когда пришел ребенок. Ощущение дома как крепости, в которой тебя всегда ждут и любят, должно быть у каждого человека

Вывод:  Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Помните, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение, ваше отношение к детям. Старайтесь быть примером для своих детей.

 -Пусть ваши отношения с детьми  будут гармоничными, а  дети с гордостью пусть говорят окружающим: «Мои родители —самые лучшие!»

- А мы желаем вам дальнейших  успехов в воспитании ваших детей и приготовили для вас медали, потому что вы «Самые лучшие родители!» 

Но это не все:

Д/З Придумать творческий проект или работу на тему «Семья», который останется в детском саду, на память о ваших детках. Возможно,  мы сделаем музей о семьях наших выпускников, мы постараемся сделать это традицией.

Спасибо  за участие!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семья глазами ребенка"

Консультация для родителей "Семья глазами ребенка"...

"Идеальная семья глазами ребенка"

Результаты анкетирования детей и родителей по вопросу социального самочувствия семьи...

Консультация для родителей на тему: «Семья глазами ребенка»

Консультация для родителей на тему: «Семья глазами ребенка»...

Консультация для родителей на тему "Семья глазами ребенка"

Педагогическое воздействие эффективно в том случае, если взрослый умеет найти из многообразия методов самый нужный....

Портрет идеального родителя

Памятка для родителей...