План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»
методическая разработка

Ишмикеева Юлия Викторовна

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya_s_semey.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников  

«Индивидуальная поддержка развития детей в семье»                                                                                            

План сотрудничества с семьей направлен на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах  ребенка и его семьи.

Условия оказания психолого- педагогической поддержки семье:

  •  установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  •  активизация  и обогащение воспитательных знаний и  умений  родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  •  обогащение житейских представлений родителей о развитии ребенка научными знаниями в доступной форме.

Направления и формы оказания поддержки.

  1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
  2. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.
  3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.
  4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.

 

Цели взаимодействия  с родителями

Действия специалистов 

Срок выполнения (ответственный)

Результат

Комплексное обследование семьи. Выявление семей «группы риска»

с целью оказания своевременной помощи.

Анкетирование Наблюдение за участием родителей в воспитании ребенка (анкетирование, посещение родительских собраний, утренников, мероприятий детского сада)

В течение года (воспитатель, педагог-психолог)

Оценка эмоционального состояние ребенка в семье, внутрисемейных проблем

Активное участие родителей (законных представителей) в жизни группы

Анализ посещаемости ребенком ДОУ

Наблюдения за общим состоянием ребенка и родителей

В течение года (воспитатель)

Регулярное посещение ребенком ДОУ

Диагностика уровня адаптированности ребенка в ДОУ

Наблюдение за ребенком  в процессе фронтальных занятий, проективные методики

В течение года (педагог- психолог)

Оценка эмоционального состояние ребенка в ДОУ

Оказание родителям психолого-педагогической помощи

Индивидуальное консультирование

В течение года (воспитатель, педагог-психолог)

Рекомендации по семейному воспитанию

Приобщение родителей к ЗОЖ

 

Беседа с родителями  на профилактические темы: «Вредные привычки родителей и их влияние на развитие ребенка», «СемьЯ», «Правильное питание».

Анкетирование

Воспитатели

Медицинский работник

Активное участие родителей в процессе воспитания ребенка

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка

Семейное консультирование

Воспитатели и специалисты

Рекомендации по семейному воспитанию

Поддержка одаренных воспитанников

 

Совместная работа детей и      родителей: участие в конкурсах детского сада, муниципальных и др. конкурсах

Воспитатели и специалисты

Активное участие родителей (законных представителей) в процессе воспитания ребенка

Приложение

Анкета для родителей №1. «ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ»

Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)

7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)

8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?

10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?

Анкета для родителей №2.

«РОДИТЕЛИ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ» (по материалам В.С. Богословской)

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?

4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

10 .Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке?

Анкета для родителей №3. «ЭКОЛОГИЯ И КУРЕНИЕ»

Сколько членов вашей семьи курят?  _________

Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?   Да  Нет

Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?  Да    Нет

Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?  Да  Нет

Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей.  Да  Нет

Анкета для родителей №4.  «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Есть ли у вас дома животные? (Кошки, рыбки, собака, хомяк. и др.) _____________________________________________________________

Есть ли комнатные растения? ________________

Кто ухаживает за животными или растениями?  ______________________

Что делает при этом ребенок? _____________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? _____________________________

Где ребенок обычно проводит лето? ________________________________

Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? _______________________________________________________________

Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?  _________________________________________________________________________________

Анкета для родителей  № 5 «КАКОВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА?»

 Цель: изучение эмоционального благополучия ребёнка в условиях семейного воспитания Фамилия, имя ребёнка, возраст________________________________________

1. Как ваш ребенок засыпает?  Быстро;  Медленно;  Требует, чтобы с ним сидели; Требует, чтобы не гасили свет.

2. Как спит?  Крепко, спокойно;  Неспокойно;  Вскрикивает;  Плачет;  Разговаривает во сне.

3. Как просыпается?  Сразу;  Не сразу.

4. В каком настроении просыпается?  Веселый, спокойный;  Раздражительный;  Грустный;  В слезах.

5. Как ребенок ест?  Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;  Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?  Да;  Иногда;  Нет.

7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?  В темной комнате;  При наказании, окриках;  При недовольстве взрослых его поведением;  Когда слушает страшную сказку;  Когда видит собаку, змею;  Без видимой причины.

8. Как проявляется страх у ребенка?  Плачет;  Убегает;  Впадает в ярость;  Зовет взрослых;  Справляется сам.

9. Чему радуется ваш ребенок?__________________________________

10. Что вызывает у него огорчение?_____________________________

11. На что он обижается?_______________________________________

12. Как быстро перестает переживать?  Быстро;  Не очень быстро; Через длительное время.

13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?  Да;  Редко;  Нет.

14. Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?  Доброжелательный интерес;  Агрессивность;  Индифферентность.

15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?  Доброжелательный интерес;  Агрессивность;  Индифферентность.

16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?  Да;  Не всегда;  Нет.

17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?  Да;  Не всегда;  Нет.

18. Каким образом он отстаивает свои интересы?  Находит аргументы;  Упрашивает; Вежливо требует;  Агрессивно требует;  Плачет.

 Примечание: Данная анкета выявляет признаки эмоционального неблагополучия ребёнка в семье, позволяет подготовить рекомендации родителям по оказанию психологической помощи и осуществлять сопровождение семей «группы риска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по взаимодействию дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников «Шаги на встречу».

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность...

Индивидуальная поддержка развития детей в семье.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Подержка семьи в развитии детей в семье...

Индивидуальная поддержка развития детей в семье

Индивидуальная поддержка развития детей в семье...

Взаимодействие с родителями в ДОО, участие родителей в образовательной деятельности, индивидуальная поддержка развития детей в семье, работа в цифровом пространстве, удовлетворенность родителей результатами работы

Проблема коммуникации остро стоит в обществе. Взаимодействие с родителями ребенка, для педагогов одна из важнейших задач в успешности организации образовательного процесса детей, как в семье, так и в ...