Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе»
материал (подготовительная группа)

Самое главное - воспитать те  нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

 

      Воспитать настоящего человека без любви к природе, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

  Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.

Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.

Известно, что любовь к природе должна прививаться с детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.

В настоящее время мы осознаем, что без природы мы просто не в состоянии существовать. Природа может обойтись без нас, а вот мы совершенно не можем без нее. Сохранение природы является неотъемлемым условием продолжения существования человечества.

Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы?

Для формирования гуманного отношения к природе мы должны исходить из следующего: главным образом, ребенок должен понять, что человек и природа тесно связаны, поэтому забота о природе - это забота о самом себе, о будущем человечества, а все, что причиняет вред природе, наносит вред человеку, следовательно, поступки, приводящие к разрушению общего для всех нас дома, являются нравственно неприемлемыми.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

 

 

 

 

 Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других

людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что часто безразличное и даже жестокое ко всему живому отношение детей объясняется их недостаточными знаниями. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно неразрывно сочетаться с формированием доступных дошкольникам экологических знаний, включающих:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет

- свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Естественно, лишь обладание определенными знаниями недостаточно для формирования у детей сострадательного отношения к природе. Чтобы достичь этой цели, необходимо включать их в практическую деятельность, которая соответствует их возрасту и возможностям. Таким образом, детям предоставляются условия для регулярного и полноценного общения с живой природой. Более того, создание и поддержание положительной эмоциональной обстановки у детей (таких как радость от успешно выполненной работы, похвала со стороны воспитателя, цветение цветка, выздоровление щенка...) способствует развитию их сострадательных и эмпатических чувств.

Активное и сострадательное отношение к природе проявляется и укрепляется также через осознание эстетической ценности природных объектов и их непреходящей и неувядающей красоты. Поэтому воспитание эстетических чувств - одно из необходимых условий экологического воспитания, включая любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Наша задача  – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе".

Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе»

laquo;Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и ...

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы...

консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе"

материал для родителей о привитии детей к бережному отношению ко всему живому, учить заботиться о растениях и животных....