Диагностика 2022-2023г
методическая разработка (средняя группа)

Дзнеладзе Мария Юрьевна

Диагностика выявления уровня развития познавательной активности детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitorinng_2022-23_dzneladze_myu.docx142.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №179

620050, г. Екатеринбург, ул. Техническая, 22а, ИHH/KПП 6659177434/667801001

Teлефон: (343) 366-20-02

                                                       Диагностика педагогического процесса

   в средней группе (с 4 до 5 лет)

на 2022 / 2023 учебный год

Воспитатель: Дзнеладзе М.Ю.

Дата проведения: сентябрь 2022 г, май 2023 г.

Цель: определить степень освоения ребенком образовательной программы дошкольного    учреждения и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении,

 на развитие ребенка.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей.

Субъект мониторинга – дети средней группы (4 - 5 лет)

Формы проведений мониторинга: наблюдения за детьми, игры, беседы.

Были проведены 2 мониторинга: мониторинг образовательного процесса, мониторинг детского развития.

Мониторинг проводился по 5 линиям развития: физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В группе числится 33 ребенка. Всего обследовано —    30 детей (что составляет 90 %). Из них на начало года 16 мальчиков и 14 девочек; на конец года 16 мальчиков и 14 девочек.

Итоги диагностики освоения программного материала на начало учебного года показали, что детьми средней группы № 3 «Капельки» материал по пяти образовательным областям усвоен на среднем уровне. Формы мониторинга: наблюдение за ребенком, беседы, экспертные оценки.

  1. Социально-коммуникативное развитие: средний показатель 2,6 – 52%. Рекомендации: продолжать работу с детьми через использование дидактических игр, чтение художественной литературы.
  2. Познавательное развитие: средний показатель  2,2 – 47% (ниже среднего). Рекомендации: проводить с детьми индивидуальную работу через постановку проблемных задач.
  3. Речевое развитие. Средний показатель 2,4 – 48% (ниже среднего). Рекомендации: учить детей внимательно слушать художественные произведения, запоминать звуки, короткие четверостишия.
  4. Художественно-эстетическое развитие. Средний показатель 2,1 – 42% (ниже среднего). Рекомендации: работа по проекту «Волшебные пальчики», вести индивидуальную работу с детьми по формированию умений и навыков изобразительной деятельности.
  5. Физическое развитие. Средний показатель 2,8 – 56%. Рекомендации: уделять внимание закреплению основных видов движений, продолжать укреплять здоровье детей, создавать условия для закаливания детского организма.

Образовательное направление " Социально-коммуникативное развитие "

На начало года были даны следующие рекомендации: продолжать работу с детьми через использование дидактических игр, чтение художественной литературы.

В мониторинге по образовательному направлению " Социально-коммуникативное развитие " использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, во время игр, индивидуальные беседы организуемые педагогом ребенку предлагается ответить на вопросы. На данном этапе прослеживается положительная динамика освоения детьми образовательной программы.

Результаты следующие:

На начало учебного периода (сентябрь)

На конец учебного периода (май)

Низкий уровень – 32% (10 детей)

Низкий уровень – 7% (3 детей)

Средний уровень – 61 %  (17 детей)

Средний уровень – 39,5 %  (12 детей)

Высокий уровень– 7 %  (3 ребенка)

Высокий уровень– 53,5 %  (15 детей)

                       

Анализ мониторинга на конец года показал, что дети успешно усвоили нормы и ценности принятые в обществе, стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми, более чётко стали следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, научились различать мужские и женские профессии. Тем не менее, в работе нужно уделить внимание теме «Безопасность» (формировать у детей основные знания правил поведения на дороге, различать понятия «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная», дорожные знаки, пешеход и др.).

Образовательное направление " Познавательное развитие ".

На начало года были даны следующие рекомендации: проводить с детьми индивидуальную работу через постановку проблемных задач.

Анализ показателей динамики освоения программного материала по направлению «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на уровне выше среднего, высокий. Прослеживается положительная динамика. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

Результаты следующие

На начало учебного периода (сентябрь)

На конец учебного периода (май)

Низкий уровень – 47% (7 детей)

Низкий уровень – 0% (0 детей)

Средний уровень – 35,6 %  (6 детей)

Средний уровень – 47 %  (7 детей)

Высокий уровень– 17,4 %  (3 ребенка)

Высокий уровень– 53 %  (9 детей)

Дети научились соотносить количество предметов с числом, сравнивать предметы по величине, цвету, форме, владеют понятиями: большой - маленький, высокий - низкий и т. д. Знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Закреплено умение считать до 5, пользуясь правильными приемами счета. Сформировано представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета, умение сравнивать два предмета по величине, по двум одинаковым признакам. Дети имеют представления о геометрических фигурах, умеют соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Знакомы с пространственными отношениями – далеко, близко.

Основные направления работы на предстоящий учебный год: развитие навыка счета в прямом и обратном направлении, закрепление понятий длинный, короткий, широкий, узкий и др., развивать умение сравнивать предметы на глаз и используя меры сравнения, расширять знания по теме «Геометрические фигуры», учить определять и различать геометрические фигуры на основании характерных особенностей. Особое внимание необходимо уделить формированию знаний о текущем дне недели, месяце, времени года, развивать умение соотносить времена года в соответствии с приметами того или иного времени года, формировать бережное отношение к окружающей природе, предметам, людям. Кроме того, расширять кругозор детей, воспитывать патриотизм и знание символики и особенностей малой родины и

страны в целом.


Образовательное направление "Речевое развитие"

Программный материал образовательного направления «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне, выше   среднего. Прослеживается положительная динамика.

Результаты следующие:

На начало учебного периода (сентябрь)

На конец учебного периода (май)

Низкий уровень – 39,5% (13 детей)

Низкий уровень – 7% (3 детей)

Средний уровень – 60,5 %  (17 детей)

Средний уровень – 28,5 %  (7 детей)

Высокий уровень– 0 %  (0 детей)

Высокий уровень– 64,5 %  (20 детей)

Дети владеют речью как средством общения и культуры; их словарный запас расширился, развивается связная речь. Ребята умеют составлять связный рассказ по образцу.  Педагоги развивают интерес к художественной литературе, помогают  расширять запас знаний о литературных произведениях. Дети могут  определять жанр произведения  (стихотворение, сказка, рассказ), знают программные стихотворения.

В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на развитие умения чистого произношения звуков родного языка; развитие умения пересказывать, составлять описательные рассказы, рассказов из личного опыта и т.д.

Образовательное направление " Художественно-эстетическое развитие "

Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. В основном на высоком уровне освоен программный материал образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие».

Результаты следующие:

На начало учебного периода (сентябрь)

На конец учебного периода (май)

Низкий уровень – 57% (17 детей)

Низкий уровень – 14% (5 детей)

Средний уровень – 43 %  (13 детей)

Средний уровень – 14 %  (5 детей)

Высокий уровень– 0 %  (0 детей)

Высокий уровень– 72 %  (20 детей)

У детей сформировался интерес к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах. Развивались умения создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке, аппликации. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

Чтобы достичь лучших результатов, необходимо обратить внимание на развитие умения составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую, передавать в работах некоторые детали; на умение размазывать пластилиновые шарики по картону, для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (пластилинография).

Образовательное направление "Физическое развитие"

Программный материал по образовательного направления " Физическое развитие " освоен воспитанниками на высоком уровне:

Результаты следующие:

На начало учебного периода (сентябрь)

На конец учебного периода (май)

Низкий уровень – 7% (5 детей)

Низкий уровень – 0% (0 детей)

Средний уровень – 93 %  (25 детей)

Средний уровень – 7 %  (5 детей)

Высокий уровень– 0 %  (0 детей)

Высокий уровень– 93 %  (25 детей)

Воспитанники владеют всеми основными видами движений, умеют строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Дети стали уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, стали увереннее ориентироваться в пространстве, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. Сформировались культурно-гигиенические навыки.

Для достижения наиболее высоких показателей по образовательной области «Физическое развитие» необходимо организовывать деятельность детей по развитию умений в бросании, ловле, метании; наметить работу по развитию более уверенного и активного выполнения ориентировки в пространстве.  

Период

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

высокое

среднее

низкое

высокое

среднее

низкое

высокое

среднее

низкое

высокое

среднее

низкое

высокое

среднее

низкое

Сентябрь

3    (7%)

17 (61%)

10  (32%)

0    (0%)

14  (53,5%)

13 (46,5%)

0    (0%)

19 (60,5%)

11 (39,5%)

0    (0%)

13 (43%)

17   (57%)

0    (0%)

27 (93%)

3    (7%)

Май

16  (53,5%)

12 (39,5%)

2    (7%)

24 (62,5%)

6 (37,5%)

0    (0%)

18 (64,5%)

9 (28,5%)

3    (7%)

20 (72%)

5  (14%)

5  (14%)

25 (93%)

5    (7%)

0    (0%)

Результаты: 

Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце  учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития детей по всем образовательным областям. Знакомство воспитанников с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

 В дальнейшем мы планируем продолжать целенаправленную  работу  с детьми  по всем образовательным  областям. Совершенствовать  работу по взаимодействию с  родителями. По возможности улучшать  предметно- развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС.

 

По результатам мониторинга, на начало учебного года 2022-2023г., выявлены дети с низким уровнем познавательного развития: 15 детей

Запланированная работа с этими детьми:

 - межполушарное развитие;

  - формировать знания: свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей, называет свой поселок;

- формирование понятия смысла обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа,на, над-под, верхняя-нижняя;

- развитие умений группировать предметы по цвету, размеру, форме.

В данной области также отмечается положительная динамика развития детей и высокие результаты освоения учебной программы.

- высокий уровень развития выявлен у 62,5 % детей. Дети проявляют активный интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций из детских книг, к окружающему миру, обследованию незнакомых предметов, их свойств. Дети знают названия окружающих предметов и игрушек, умеют группировать предметы по цвету, размеру и форме.

- средний уровень развития – 63,5 % детей. Эти дети проявляют активный интерес в области «Познавательного развития», но имеют ряд затруднений, обусловленных низким уровнем речевого развития. Так, например, они не могут назвать своё имя, имена членов семьи, воспитателей. Предметы ближайшего окружения, названия животных, овощей, фруктов, цвет и размер фигуры могут только показать.

- низкий уровень у детей отсутствует.

Рекомендации на летний оздоровительный период: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать уделять внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По результатам мониторинга, на начало учебного года 2021-2022г., выявлены дети с низким уровнем речевого развития: 7детей.

Запланированная работа с этими детьми:

- развитие активной речи, включенной в общение;

- развивать интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;

- способствовать  освоению основных грамматических структур, строить простые предложения.

На конец учебного года высокий уровень развития показали 64,5 % детей. Дети стали активней сопровождать речью игровые и бытовые действия; по просьбе взрослого проговаривать слова, небольшие фразы; с удовольствием рассматривают сюжетные картинки и кратко рассказывают об увиденном.

- 28,5 % детей показали средний уровень развития. У этих детей низкий словарный запас. Они затрудняются построить фразу или предложение, рассказать об изображенном на картинке.

-7 % детей показали низкий уровень. Дети затрудняются рассказать об изображенном на картинке, о событиях из личного опыта. Словарный запас плохо развит.

Рекомендации на летний оздоровительный период: учить детей внимательно слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по тексту; продолжать заучивать коллективно и индивидуально стихотворения.

По результатам мониторинга, на начало учебного года 2022-2023г., выявлены дети с низким уровнем художественно-эстеттического развития: 8 детей.

Запланированная работа с этими детьми:

- научение изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;

- развивать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

- формировать умение отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- развивать умение создания изображения предметов из готовых фигур.

В данной области развития высокий показатель составляет 72 % детей, что свидетельствует о хорошем усвоении образовательной программы. Эти дети различают основные формы конструктора, со взрослым сооружают постройки, также знают назначение карандашей, красок и кистей, клея, пластилина. Они могут создавать простые предметы из разных материалов, обыгрывают совместно со взрослым. Многие дети с интересом слушают музыкальные произведения до конца, проявляют интерес к песням, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства

- Средний уровень развития снизился до 14 %. С помощью взрослого подпевают в песне музыкальные фразы, выполняют танцевальные движения, учатся хлопать в ладоши, притоптывать ногой.

- Низкий уровень выявлен у 14 % детей. Затрудняются в назывании основных форм конструктора. Не умеют правильно держать карандаш, кисть, не знают назначение красок и пластилина.

Рекомендации на летний оздоровительный период: вести индивидуальную работу с этими детьми по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.

Дети с низким уровнем физического развития: 5 детей.

Запланированная работа с этими детьми:

- развитие крупной моторики, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, прыжки и пр.);

-  формирование интереса к участию в подвижных играх с простым содержанием и несложными движениями;

- развитие умений сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознания необходимость лечения.

В данной области развития высокий уровень вырос до 93 %. Дети проявляют навыки опрятности, пользуются индивидуальными предметами гигиены, умеют принимать жидкую и твердую пищу, правильно использовать ложку, чашку, салфетку. Эти дети умеют ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, проявляют желание играть в подвижные игры, могут прыгать на двух ногах на мете, с продвижением вперед. Самостоятельно умеют брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. С частичной помощью взрослого умеют подлезать под натянутую веревку.

- Средний уровень развития имеют 7 % детей, это дети, которые частично проявляют навыки опрятности, частично пользуются индивидуальными предметами гигиены. Также стараются соблюдать правила приема пищи, но иногда нуждаются в помощи взрослого.

Низкий уровень у детей отсутствует.

Рекомендации на летний оздоровительный период: особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-10 минут в соответствии с возрастными особенностями детей.

Вывод: В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга у воспитанников средней группы на 2022-2023 учебный год можно сделать вывод о положительной динамике развития детей. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Таким образом, образовательная деятельность второй младшей группы реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму. Знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.

          Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:

В течение года проводилась работа, направленная на повышение качества усвоения программы детьми: применение проектного метода в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса, занятия, направленные на межполушарное развитие; раигровые технологий, технологии речевого развития, техники нетрадиционного рисования. Включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Меры, направленные на улучшение посещаемости (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.). Совершенствование профессионализма через самообразование: участие в вебинарах, дистанционных конкурсах для педагогов, посещение консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов.

          Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:

Следует продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей. Разработать проект по межполушарному развитию детей.

Необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников. Самообразование педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа 2022-2023г

Рабочая программа подготовительной группы «Любознайки»   2022 - 2023 учебный год...

Рабочая программа средней группы 2022-2023г.

Рабочая программа средней группы 2022-2023г....

Рабочая программа 2022-2023г

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе образовательной  программы дошкольного образования (далее  Программа ) МБДОУ «Детский сад» с. Межадор, которая  ...

Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной Программы дошкольного образования "Мозайка" 1 полугодие 2022-2023г.г. (Январь 2023г.)

Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  образовательной Программы дошкольного образования "Мозайка" 1 полугодие 2022-2023г.г.  (Янв...