Проект "Волшебный мир танца. Ярмарка"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рашкуева Елена Васильевна

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса положительных эмоций, эстетических норм, развитие социальных навыков с помощью «красоты» движения русского танца. Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, родители (законные представители).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_tantsa._yarmarka.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373

«Скворушка»

Дзержинского района

г. Новосибирск

Проект                

«Волшебный мир танца»

Автор проекта:

Рашкуева Елена

Васильевна

музыкальный руководитель

МАДОУ д/с № 373

г. Новосибирск – 2021 - 2022 г.


Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса положительных эмоций, эстетических норм, развитие социальных навыков с помощью «красоты» движения русского танца.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела.
  2. Создание условий, способствующих проявлению творческого потенциала, новых возможностей и способностей всех участников проекта.
  3. Формирование у детей, педагогов и родителей принципов сотрудничества, партнерства.

Проект позволит показать на примерах русского народного танца образы гармонии и красоты гармонизирующих творческий процесс. Организовать практическую работу в виде мастер классов с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будут созданы условия, способствующие проявлению творческого потенциала, новых возможностей и способностей всех участников проекта.

Руководитель данного проекта музыкальный руководитель: Е.В. Рашкуева.

Проект будет осуществляться в течение 1-го года.

Постановка проблемы.

В настоящее время актуальность эстетического воспитания все чаще звучит с экрана телевизора, появляется на страницах газет и журналов. Знаменитая фраза Ф.Д. Достоевского «Красота спасет мир» до сих пор не сходит с уст многих людей, занимающихся вопросами познания мира. Ее произносят вновь и вновь, когда хотят сказать о гармонии природы, о гармоничных отношениях людей.

Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, межнациональные конфликты, упрощение норм социальных отношений вплоть до их «безобразия».

Образы Красоты и Гармонии всегда волновали людей творческих профессий: художников, поэтов, балетмейстеров. Профессия педагога, как никакая другая, должна сочетать все эти направления в себе.

К сожалению, в век перенасыщенности и вседозволенности в отношениях людей, государств появляется и абсурдность в искусстве, дикие формы его проявления. Совмещаются несовместимые образы, где явления негатива пронизывают «искусство произведения».

Возникает вопрос о негативном воздействии такого искусства на человека, где нарушается экология его жизнедеятельности.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных сохранить в душе ребенка знание красоты.

Исходя из возникшей проблемы, считаю, что необходимо создавать условия, где ребенок будет расти не только как созерцатель и слушатель, но и как активный творец красоты.

Современная система дошкольного образования предусматривает разностороннее развитие личностных качеств у детей, где хореографии отводится особая роль. Обучаясь выполнять хореографические упражнения, дети не только учатся понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, пополняют свой интеллект, осваивают этические нормы общения как друг с другом, так и со взрослыми.

Вышесказанное ставит перед нами задачу на примерах практического применения танцевальных композиций, этюдов русского танца, несущего в себе образы природы, дать проявиться огромными возможностями хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого, физического развития. На гармоничном сочетании всех этих факторов и закладывается начало формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Цели и задачи проекта.

Цель: Создание оптимальных условий для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого и физического развития, для формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника посредством изучения русского народного танца.

Задачи: 

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня восприятия красоты у всех участников образовательного процесса.
  2. Помощь в проявлении творческого потенциала, новых возможностей и способностей.
  • Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов, танцевальных постановок.
  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.
  • Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству.
  • Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления.
  • Приобщать педагогов и родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, мастер классы.
  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела. (Работа с образами радуги, ростка, цветов и т.д. в хороводных постановках)
  2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу этики общения с детьми дошкольного возраста.
  3. Пополнение материальной базы ДОУ.
  4. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
  5. Анализ результативности работы по формированию внутренней социальной культуры личности дошкольника и всех участников образовательного процесса посредством хореографии.

Методы реализации поставленных задач:

  1. Наблюдение.
  2. Беседа и анкетирование родителей и воспитателей.
  3. Игровой метод.

Принципы успешного решения поставленной цели:

  1. Принцип субъектности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
  2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания. Ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду.
  3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода в работе. 
  4. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Стратегия достижения поставленной цели и задач.

Воспитание танцем у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, танцевально - двигательную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, выставок, семейных праздников.

Профессиональную помощь воспитатели получат на педсоветах, консультациях, круглых столах, тренингах, открытых занятиях. Все мероприятия строятся на активном участии педагогов.

  Консультативная и практическая помощь родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты, т.к. семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других. Большое значение имеет личный пример родителей, родственников.

Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Важно знать социальную среду, в которой воспитывается ребенок дома. Для этого проводится анкетирование родителей. Анкета заставляет и самих родителей задуматься в своем отношении к ребенку.

Проект проходит в три этапа.

                                  Подготовительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня восприятия красивых гармоничных образов (природы, танцевальных движений и т.п.) всех участников образовательного процесса.

  1. Диагностика детей (беседа), родителей и педагогов ДОУ по выявлению ключевых символов, которыми оперирует подсознание. Ассоциативный тест «Образы красоты»

  2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

Сотрудники:

- умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу гармоничного развития личности дошкольника.

- уровень восприятия гармоничных образов у сотрудников;

- умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

  Родители:

- умение выражать одобрение по поводу своего ребенка;

- умение бесконфликтного общения (приложение).

Октябрь 2021 года

ноябрь  2021 года

Психолог, воспитатель.

Психолог, воспитатель.

                       

Содержательный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Пополнение материальной базы ДОУ

Привлечение дополнительных ресурсов

Приобретение методической литературы, дидактических пособий, музыкального материала.

Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (АНО ЦРВ, грант и т.д.)

С сентября 2021 года.

В течение года.

Заведующая, старший воспитатель.

Заведующая, старший воспитатель.

  1. Помощь в проявлении творческого потенциала, новых возможностей и способностей у детей дошкольного возраста.

  1. Постановка русских народно сценических танцев, этюдов, вокально-хореографических    композиций.
  2. Выставки творческих работ детей.
  3. Пошив танцевальных костюмов.
  4. Совместное приготовление декораций к танцам, этюдам.
  5. Участие в танцевальных, вокальных конкурсах.
  6. Проведение концертов.
  7. Дни семейного досуга.

В течение реализации проекта.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель.

  1. Развитие осознания позитивного образа своего тела. Культура тела.

  1. Работа с танцами-лейтмотивами (хороводы).
  2. Арт-терапия.  

Музыкальный руководитель, психолог, воспитатель

  1. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу этики общения с детьми дошкольного возраста.

4. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

  1. Консультирование семей по проблеме этики общения с детьми дошкольного возраста.
  2.  Привлечение родителей к организации и участию в проектах «Путешествие в страну русского танца», «Большой концерт» и др.
  3. Выставки семейных альбомов.
  4. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.
  5. Мастер классы для родителей и педагогов детского сада. 
  6. Оформление информационных стендов для родителей.

  1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме.
  2. Участив в семинарах, конференциях.
  3. Создание фонда видео- аудиоматериалов.
  4.  Создание картотек:

    - мир глазами ребенка

    - явления природы

    - я цветами раскрашу весь мир

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

В течение реализации проекта

Апрель 2022 год.

Психолог, воспитатель, музыкальный руководитель.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Заключительный этап.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Анализ результативности работы по формированию внутренней социальной культуры личности дошкольника и всех участников образовательного процесса посредством русского танца.

  1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности критериев восприятия красоты.
  2. Анализ по итогам анкетирования сформированности критериев восприятия красоты у детей, родителей и педагогов ДОУ
  3. Отчет-концерт детей и педагогов ДОУ о проделанной работе.

https://nsportal.ru/rashkueva-elena-vasilevna альбом «Ярмарка»

Май 2022 год.

Психолог, воспитатель.

                       Ожидаемые результаты.

В окончании реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются нравственно – этические качества: отзывчивость, справедливость, скромность доброжелательное отношение друг к другу. Умение детей в своих поступках следовать положительному примеру.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах гармоничного воспитания дошкольника между семьей и детским садом.
  3. Родители сменят «пассивную» позицию на «активную», приобретут знания в области воспитания детей образами красоты, чистоты, доверия, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  4. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Будущее наших детей», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями по теме: формирование внутренней социальной культуры личности дошкольника.
  5.  Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Оценка результатов.

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться в конце учебного 2016 года на итоговом педагогическом совете. Уровень восприятия и применения в своей деятельности гармоничных образов, движений у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  Уровень восприятия и применения в своей деятельности гармоничных образов у взрослых будет отслеживаться с помощью проективных методов, определяться степенью заинтересованности.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

  • положительное отношение к реализации данного проекта – 90%;
  • участие родителей в проводимых мероприятиях – 50-60 %;
  • положительный психологический климат в группе – 90 %;
  • участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию – 80 – 90 %.

Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и покажет необходимость обращения в своей работе к истокам народного искусства. Родители увидят практические примеры по гармоничному и всестороннему воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Танцевальный репертуар

  1. Плясочка «Задорная» https://disk.yandex.ru/i/-yV5J3iiSaayNg
  2. Танцевальные движения со всеми детьми под русскую плясовую.
  3. Танец «Подай балалайку» https://disk.yandex.ru/i/lcc3DC0M_kelAQ
  4. Пальчиковая игра «Матрешка»
  5. Песня в исполнении вокальной группы «Колокольчик» детского сада
  6. Танец «Чайный сувенир» https://disk.yandex.ru/i/cHgeNIi0bqe3nw

Подробный сценарий мероприятия для участников

танцевального ансамбля «Волшебники»

«Ярмарка!»

(вариант для проекта)

Цель: развивать и совершенствовать музыкальные способности детей, позволяющих применять полученные знания в различных видах музыкальной деятельности, приобщать старших дошкольников к русской национальной культуре. Знакомить с русским народным танцем.

Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к народным традициям.

2. Способствовать развитию культуры общения.

Образовательные:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

2.Учить детей реагировать на смену характера музыки.

3.Закреплять названия музыкальных инструментов.

Развивающие:

1.Развивать звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память.

Планируемые результаты:

Закрепление представления детей о ярмарке, знание инструментов. Умение определять характер музыкального произведения, умение выполнять танцевальные движения, импровизация.

Оборудование: мультимедийный проектор, атрибуты ярмарки.

Персонажи: Скоморох, ведущая ярмарки.

                                   Ход мероприятия

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка — это рынок, базар, где все продается и покупается.

Ведущий: Ребята, на ярмарке еще выступают артисты и клоуны. В старину их называли скоморохами. На ярмарке играет музыка, крутится карусель, все шумят, разговаривают, волнуются, спорят, недаром в народе говорят: «Шум, как на ярмарке». И, конечно, как же без веселой задорной пляски!

1.Плясочка «Задорная»

Ведущий: Какой характер у этой музыки этого танца?

Дети: Веселый, танцевальный, яркий, радостный.

Ведущий: А что вам хочется делать под эту музыку?

Дети: Танцевать, прыгать, веселится… (ответы детей).

2.Танцевальные движения со всеми детьми под русскую плясовую.

Ведущий: Давайте рассмотрим с вами картины художников, которые изображали ярмарку (слайды) и послушаем музыкальное произведение Модеста Петровича Мусоргского «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», который отобразил ярмарку в своей музыке. А вам хочется посетить ярмарку? На ярмарке много товаров представлено, чтобы нам их купить нужно умения свои проявить, а для товаров возьмем с собой корзинку.

Музыка начинается, ярмарка открывается

Гости приглашаются в путь дорожку собираются.

(дети надевают элементы костюмов).

А дорожка непростая: то ровная, то вот какая

(идем движением «шаг-притоп»).

Музыкально-ритмические движения.

Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Светит месяц».

На площадь выходит Скоморох.

Ведущий: Посмотри честной народ, скоморох идет.

Скоморох. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть!

                    Посмотрите, называйте, громко музыку играйте.

                    Дети называют знакомые инструменты.

3.Танец «Подай балалайку»

Ведущий: А теперь я вам предлагаю поиграть.

Дети разбирают музыкальные инструменты с лотка Скомороха, и в заданном ведущим простом ритме хлопками, повторяют по очереди инструментами.

Скоморох: Для таких дружных музыкантов в подарок – ложка и свистулька. Дарит детям.

 Ведущий: Ребята, а что это за чудо такое? (показывает матрешку) Все эти товары сделали мастера умельцы. Матрешка – чудо игрушка, сделана с душой, по русским народным традициям.

Ведущий: А сколько сестер вмещает большая матрешка? Посчитаем?

4.Пальчиковая игра «Матрешка»

 Сколько кукол деревянных? (Хлопаем в ладоши)

 Круглолицых и румяных, (Рисуем овал лица и щеки)

 А в рука у них лукошко (Руки соединяем в замок)

 А внутри лежит морошка (Соединяют поочередно пальцы «колечками» на двух руках)

 Раз - Матрена (Одновременно на двух руках)

 Два – Малаша (Добавляем по одному пальцу)

 Мила – три , Четыре – Маша, Маргарита – это пять

 Их не трудно сосчитать. (Сжимаем, разжимаем «кулачки»)

 Ведущий: Сколько матрешек? За правильный ответ получите подарок - матрешка. (Дети кладут в корзинку).

Ведущий: А еще ребята на ярмарке принято водить хороводы и петь веселые песни, а вы знаете такую песню, споем?

5.Песня в исполнении вокальной группы «Колокольчик» детского сада

Скоморох: За такую красивую песню вам подарок – тарелочки.

Ведущий: Посмотрите какие красивые узоры! Мы их можем станцевать. А как? (варианты детей) Правильно вот здесь пойдем по кругу, сойдемся в центр и разойдемся, здесь покружимся. А вот этот узор нам знаком? (ответы детей) Правильно это так мы «завивали капустку».

 Скоморох: Эй веселый наш народ. Становись –ка в хоровод!

 Дети заводят «Орнаментальный хоровод» (простые перестроения: круг – «змейка» - круг –«воротца» - круг.). Музыкальное сопровождение: «Русский хоровод» русская народная мелодия.

 Скоморох: Танцевали отлично! Возьмите подарок! (Кладут музыкальные тарелочки в корзину).

Ведущий: И зимой и летом русские люди трудятся. В старину и сейчас гордятся своим мастерством и недаром говорят: «Землю красит солнце, а человека труд!» А какие вы знаете пословицы о труде.

Дети говорят пословицы о труде (помогает воспитатель группы)

6.Танец «Чайный сувенир»

Ведущий: Мы сегодня с вами дружно пели и плясали

                  Мы на ярмарке веселой побывали!

Скоморох. Сколько замечательных товаров вы получили на ярмарке за свои способности и умения.

Ведущий: Огромное спасибо всем мастерам – умельцам, изготовившим такие добротные, хорошие вещи.

Скоморох: Теперь пора прощаться с ярмаркой.

                   Солнце закатилась. Наша ярмарка закрылась.

Ведущий: Ребята, что вы сегодня нового узнали, что понравилось, а что для вас трудным было? (Ответы детей)

А теперь и нам пришло время сказать друг другу до свидания!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Материал практикума для воспитателей по разучиванию движений к танцам для праздника «Ярмарка».

Материал практикума посвящен работе с воспитателями по разучиванию движений к танцу для праздника «Ярмарка»....

Танцы… танцы… танцы…

Презентация для детей  подготовительной к школе группы....

Сценарий танцевального флешмоба "Танцы, танцы, танцы"

Флэшмоб — это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданн...