Педагогическая технология "Развивающее общение"
консультация

Кузнецова Екатерина Павловна

Педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obshchenie.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее общение Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп. 

Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, насколько хорошо мы овладеваем умением разрешать их в детстве, обусловливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоёвываем уважение в коллективе.

Это примеры двух противоположных стратегий избегания и компромисса; существуют и другие, например соперничество, приспособление или сотрудничество. Но лишь одна из них, а именно поиск компромисса, является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению конфликтов, или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей?

 Следующие факты говорят в пользу обучения.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что, в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт. Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта.

Шаг 1: опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

Шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок (не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что-то не точно). Либо вы можете спросить о чувствах непосредственно у детей, однако вопрос следует задавать не в прямой форме: «Что ты чувствуешь?», а в косвенной: «А тебе это нравится?» Имеется в виду, нравится ли ребёнку то, что с ним происходит или уже произошло. В этот момент необходимо направить энергию ребёнка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть раздражение, злость, досада, обида, страх, разочарование, огорчение или гнев. Тем самым мы обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние размышления. Одно это значительно снижает накал страстей.

Шаг 3: примите чувства ребёнка. Посочувствуйте одному и «помычите» другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «Хм…».

Шаг 4: попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Например, предложите сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5: если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом. Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. Ключевые слова — «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что, когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «Коврик мира». Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время поиска решения следует изъять и положить на видное место, сказав, что вернёте его сразу, как только дети договорятся между собой. Безусловно, обращение к «Правилам жизни в группе», к помощи «Коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе. Какова же технология реализации «Развивающего общения» в инновационной деятельности дошкольной образовательной организации? В каждую группу закупается книга А. Фабер и Э. Мазлиш, и воспитатели в течение года один раз в неделю во время тихого часа собираются для обсуждения какого-либо одного правила работы по данной технологии, а затем применяют его в парной работе друг с другом.

Каждое правило прорабатывается такое количество времени, которое требуется конкретному коллективу педагогов для успешного его усвоения в практической работе. Затем переходят к следующему правилу развивающего общения. Обычно на освоение каждого правила требуется два-три месяца. Главное при овладении технологией «Развивающее общение» — соблюдать следующие принципы. 

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»).

 4. Говорить ребёнку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

 5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме обращаться к ним при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в неё и играет, сколько он захочет».

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: «Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!».

 7. Не давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?..» 8. Поддерживать позитивную инициативу ребёнка.

9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора. Что происходит с детьми после трёх — шести месяцев применения этой технологии?

Дети начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и со взрослыми. Существенно, в два-три раза, понижается уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что существенно повышает эмоциональный комфорт в общении и способствует эмоциональной защищённости каждого ребёнка, а также препятствует эмоциональному выгоранию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Педагогический стиль общения.

Рассуждение о педагогических стилях общения педагога с детьми....

Семинар "Психолого - педагогические основы общения с детьми"

В материале предоставлены теоретические основы психолого - педагогического общения с детьми. Стили педагогического общения. методы эффективного общения с детьми....

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...