План работы по самообразованию воспитателя Бескоровайной А.С Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
проект (средняя группа)

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он
узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево»,
«продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше
адаптируются к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение "Детский  сад общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников  № 25 «Солнышко» села  Покойного  Буденновского района

План работы по самообразованию воспитателя Бескоровайной А.С

Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Сроки реализации:2023-2024г. Актуальность

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он

узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево»,

«продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: повышение теоретического, педагогического уровней и компетентности по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить литературу по теме методической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить и обобщить опыт педагогов на интернет-сайтах.
  3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  4. Разработать        и        подобрать        дидактические        игры        и        упражнения,        способствующих экономическому развитию детей.
  5. Составить картотеку дидактических игр и упражнений, способствующих формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
  6. Создать в группе РППС, способствующую формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
  7. Вызвать интерес родителей к совместной работе по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
  8. Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
  9. Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  10. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
  11. Стимулировать        деятельность        «по        интересам»,        проявление        творчества        и изобретательности.
  12. Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
  13. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
  14. Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
  15. Дать представления о рекламе, ее назначении.
  16. Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  17. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
  18. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

План Работы на 2023-2024 год.

Сентябрь.

  • Мониторинг.
  • Родительская встреча: знакомство с результатами мониторинга. Анкетирование родителей.
  • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «профессии».
  • Рисование «Мои добрые дела».
  • Подвижная игра «Выбор профессии».
  • Беседа о труде.
  • Час загадок.
  • Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
  • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
  • Беседа: «Кто построил новый дом».
  • Дидактическая игра «Уважай чужой труд».
  • Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
  • Памятка для родителей (законных представителей) по экономическому воспитанию детей.
  • Проект «Профессии родителей (законных представителей)».

Октябрь.

  • Рисование «Как я помогаю близким».
  • Чтение стихотворений о труде и профессиях.
  • Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».
  • Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?».
  • Беседа «Хлеб – всему голова».
  • Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
  • Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка».
  • Дидактическая игра «Идем в поликлинику».
  • Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций».
  • Встреча «Семейный бюджет и ребенок».

Ноябрь.

  • Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
  • Беседа с детьми с правилами экономии.
  • Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
  • Сюжетно-дидактическая игра « Магазин».
  • Экскурсия в магазин.
  • Рисование «Экскурсия в магазин».
  • Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».
  • Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
  • Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.).
  • Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию.
  • Встреча «Дети и деньги».
  • Пополнение педагогической копилки

демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Декабрь.

  • Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
  • Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
  • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
  • Игра-эстафета «Хорошо-плохо».
  • Создание картотеки дидактических игр.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона(дидактические игры).
  • Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?».

Январь.

  • Рассказ воспитателя об истории денег.
  • Презентация о Гознаке.
  • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
  • Рисование «Монеты моей страны».
  • Аппликация «Необычные формы денег».
  • Собирание тематических пазлов.
  • Пополнение педагогической копилки

демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

  • Подготовка и проведение семинара-практикума «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».

Февраль.

  • Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
  • Экономический КВН.
  • Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
  • Сюжетно – дидактическая игра «Банк».
  • Экскурсия в банк.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с.р.и).
  • Проведение НОД для родителей.

Март.

  • Литературная викторина по русским народным сказкам.
  • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
  • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
  • Решение арифметических задач.
  • Пополнение педагогической копилки

демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).

  • Создание картотеки арифметических задач.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
  • Консультация «Зачем ребенку экономика».
  • Праздник «Мы - бережливые».

Апрель.

  • Беседа о рекламе.
  • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе».
  • Рисование «Моя любимая реклама».
  • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
  • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
  • Создание альбома «Реклама для детей».
  • Консультация для родителей (законных представителей).
  • «Веселая ярмарка».

Май.

  • Итоговый мониторинг.
  • Занятие-беседа на тему: «Найди в сказке экономику».
  • Игра-занятие «Где делают настоящие деньги?»
  • Игра-занятие «Интересные покупки».
  • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Предполагаемый результат.

Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители (законные представители):

- повышен интерес родителей (законных представителей) к совместной работе по

формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).

РППС:

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
  • приобретение и изготовление дидактических игр.

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры

/ авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

  1. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008.

№ 11. с.75.

  1. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для

детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др.-Пермь, 2019.-158 с.

  1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  2. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  3. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
  5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  6. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа самообразования.

  Тема  выбрана мной не случайно.просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свиде...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

План работы по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

План работы по самообразованию  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»...

Родительское собрание. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Родительское собрание №2 в группе комбинированной направленности воспитанников седьмого года жизни №13 от 27.01.2022г. Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок...

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...