Дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы. Картотека.
картотека (младшая группа)

 1. Дидактическая игра «Мой адрес…»


 

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание

права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит:

- Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т.д.


 

 


 

2. Дидактическая игра «Наш детский сад».


 

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.


 

 


 


 

3. Дидактическая игра «Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.


 

 


 


 


 


 

4. Дидактическая игра «Малая Родина».


 

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории города Ханты - Мансийска, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстрации и фотографии города Ханты – Мансийска.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Дидактическая игра «Флаг России»


 

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра); закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.


 

 


 


 


 


 

6. Дидактическая игра «Герб России»


 

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, области, областного центра); закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 4 части.

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России и предлагает детям составить герб: одно целое из частей картинки.


 


 

 


 


 



 

7. Дидактическая игра «Расскажи о своей семье»


 

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными

фотографиями, с генеалогическим древом семьи.


 

 


 


 


 


 

8. Дидактическая игра «Как я дома помогаю?»


 

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин

и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.


 


 

 


 


 


 


 

9. Дидактическая игра «Благородные поступки»


 

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других

людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков. Тот называет благородный поступок и

перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.


 

 


 


 

10. Дидактическая игра «Вежливые слова»


 

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные

ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по

Картине.

 



 



 

11. Дидактическая игра «Назови кто»


 

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.


 


 

 


 


 


 

12. Дидактическая игра «Путешествие по городу Ханты – Мансийску»


 

Цель: знакомить с родной столицей, с достопримечательностями, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Ханты – Мансийска.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.


 


 

 


 


 


 


 


 


 

13. Дидактическая игра «Народные промыслы»


 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским

традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.


 


 

 


 

14. Дидактическая игра «Подбери узор»


 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским

традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют, подбирают узор по образцу, называют вид народного

промысла.


 

 


 


 



 

15. Дидактическая игра «Жилище человека»


 

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том, из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек,

что жилище бывает разное: яранга, хата, изба и др.


 


 

 


 


 

16. Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»


 

Цель: Закрепить знания об имени и отчествах родителей, дедушек, бабушек.

Материал: семейные фотоальбомы.

Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

17. Дидактическая игра «В какой стране живет?»

Цель: Расширять знания детей о мире, людях, которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами

мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения

употреблять суффикс -ец.

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить, из какой страны этот человек и как его называют.

Китай-китаец. Африка-африканец…


 

 


 


 

18. Дидактическая игра «Путешествие по планете Земля»


 

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля – планета шарообразной формы

(используя глобус). Показать, какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем, как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.


 

 


 


 


 



 

19. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить

умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем

дерева.


 

 


 


 

20. Дидактическая игра «Зеленая аптека»


 

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.


 

 


 


 


 


 


 


 

21. Дидактическая игра «Малая Красная книга»


 

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птицах нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал: «Малая Красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.


 

 


 


 

22. Дидактическая игра «Страны и народы"


 

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.


 

 



 


 


 

23. Дидактическая игра «Птицы нашего города (края)»


 

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.


 


 

 


 


 

24. Дидактическая игра «Богатства недр земли».


 

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять

представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое),

предлагает назвать его.


 


 


 


 


 

25. Дидактическая игра «Подбери наряд кукле»


 

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, родному краю.

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.


 


 


 


 


 

26. Дидактическая игра «Мир предметов»


 

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из природного материала или материалов искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность.

Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры: Воспитатель предлагает называть предметы и их качества: чугун - чугунный, дерево- деревянный и т.д.


 


 


 


 

27. Дидактическая игра «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»


 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.


 


 


 

28. Дидактическая игра «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»


 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.


 


 


 


 

29. Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?"


 

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж

существительных. Развивать речь, логическое мышление, память. Закреплять знания о профессиях людей.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Повару – поварешка, библиотекарю – книжка и т.д.


 


 


 


 

30. Дидактическая игра «Отгадай профессию»


 

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной

профессии, а дети отгадывают, что это за профессия?


 


 


 



 


 



 

31. Дидактическая игра «Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь,

Логическое мышление.

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский…


 


 


 


 


 

32. Дидактическая игра «Скажи какая»


 

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки

подбора определений к слову.

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней; подобрать определения к нему.

Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.


 


 


 


 


 


 

33. Дидактическая игра «Я имею право...»


 

Цель: расширить область правовых знаний детей.

Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.


 


 


 


 

34. Дидактическая игра «Кто мы? Какие мы?»


 

Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.

Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины)

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает

детям найти сходства и отличия.


 


 



 

35. Дидактическая игра «Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно

оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал: картины и изображения людей.

Ход игры: Дети называют имена прилагательные по картинкам, отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?»: злые - добрые, больные – здоровые…


 


 


 

36. Дидактическая игра «Особенности жизни в современном городе»


 

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам, созданным человеком.

Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми.

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, \для чего

нужен тот или этот предмет.


 


 


 


 


 

37. Дидактическая игра «Природа и человек»


 

Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать, что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того, чтобы людям лучше жилось.


 


 


 

38. Дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь?»


 

Цель: развивать у детей сообразительность, память; закрепить знания о праздниках (народные, государственные, религиозные), закреплять правила

поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.


 


 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_patrioticheskie_igry.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшей группы.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть ко...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения и...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через знакомство детей с государственной символикой; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; воспитание...

Дидактическая игра по нравственно - патриотическому воспитанию для детей 2 - 3 -х лет "Наша дружная семья"

Игра направлена на формирование первоначального представления о семье, воспитание чувства любви, уважения и привязанности к членам своей семьи....

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы

Тема «Моя семья»Цель: -  формировать представления о составе семьи;- учить отвечать на вопросы;- формировать желание называть членов своей семьи по именам; - воспи...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы...