Взаимодействие родителя и воспитателя
консультация

Бадмажапова Сэндэма Васильевна

Родители и воспитатели являются партнёрами. Их общая цель – правильно воспитать ребёнка. Почему же в процессе случается так много конфликтов? Как сделать взаимодействие успешным? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel_i_vospitatel_-_odno_tseloe.docx169.57 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие родителей и воспитателей

Родители и воспитатели являются партнёрами. Их общая цель – правильно воспитать ребёнка. Почему же в процессе случается так много конфликтов? Как сделать взаимодействие успешным? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье. 

Здравствуй, детский сад!

Родители отдают ребенка в детский сад по разным мотивам. Кто-то вынужден выйти на работу: ребёнка оставить не с кем, а воспользоваться помощью няни или бабушки по каким-то причинам невозможно. Кому-то тяжело справляться с двумя маленькими детьми одновременно, поэтому старшего из них отправляют в детский сад. А кто-то отдаёт ребёнка в группу, чтобы он социализировался перед школой. 

Выбрать садик по своему вкусу не всегда реально. Бывает, родители настолько рады получить наконец путёвку в дошкольное учреждение, что не задумываются о возможных проблемах, львиная доля которых связана с личностью воспитателя. Именно с этим человеком малыш будет проводить целый день. В итоге одни родители не могут смириться с тем, что в жизни ребёнка появился новый авторитетный взрослый – совершенно посторонний для их семьи. Другие недовольны самим педагогом, при этом далеко не все претензии являются разумными. Как бы то ни было, исход у этих вариантов один – конфликт с воспитателем. В интересах обеих сторон – умение грамотно решать разногласия.

Родителям: воспитатели тоже люди 

Родители порой забывают, что воспитатель тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он может испытывать – порой даже без видимых причин – симпатию к одним детям и их родителям и антипатию к другим. Он так же, как и все мы, может ошибаться, не успевать что-то сделать и о чём-то не знать. Если вы учтёте это при общении с воспитателем, то наверняка перестанете ставить каждое лыко в строку, да и сам диалог построить окажется проще.

В противостоянии «родитель – воспитатель» последний обычно является притесняемой стороной, которая виновата во всех проблемах. Давайте попробуем сместить вектор, и вы увидите, что и воспитателям есть что предъявить своим оппонентам. Как минимум это:

  • не оплаченные вовремя квитанции;
  • неуважительное отношение к педагогам: некоторые родители запросто могут отчитать воспитателя в присутствии детей;
  • нарушение режима: родители приводят ребёнка утром, когда завтрак давно закончился, либо слишком поздно забирают вечером;
  • ребята попадают в группу абсолютно не готовыми к садику, без элементарных навыков самообслуживания;
  • отсутствие должного воспитания у детей: они либо чрезмерно избалованы, либо абсолютно лишены родительского внимания и заботы.

Если суть всех претензий воспитателей к родителям сформулировать в одном предложении, то получится примерно так: «Каждый приводит ребёнка в группу и думает, что его ребёнок особенный. А у меня таких «особенных» 25 человек!» Итак:

  • не считайте своего малыша самым-самым, достойным исключительного отношения. Спокойно воспринимайте замечания в его адрес; 
  • не жалуйтесь, что педагог «не любит» вашего ребёнка: он и не должен его любить как родного, это прерогатива родителей. Задача воспитателя – правильно воспитывать детей;
  • не придирайтесь по каждому поводу: если ребёнок вышел на прогулку в чужих ботинках или испачкал футболку, а педагог вовремя не переодел малыша – это не повод для скандала. Старайтесь такие ситуации воспринимать с юмором;
  • не стесняйтесь рассказать воспитателю о своём ребёнке как можно больше: особенности характера, на что у него аллергия, проблемы со здоровьем, что любит и не любит (из еды, игрушек), от чего быстрее засыпает т.д. Сообщите о том, что малыш делать пока не умеет (завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, самостоятельно есть). Поделитесь, что вас беспокоит в характере ребёнка: он агрессивен или слишком застенчив. Воспитатель заранее будет знать, на что обратить внимание при работе с ребёнком. Это избавит чадо от многих проблем, а педагогу будет легче найти с ним общий язык;
  • не пытайтесь навязывать свою точку зрения педагогу и учить его, как правильно воспитывать детей. Во-первых, это профессионал. Он имеет специальное образование, опыт в работе с детьми. Во-вторых, он знает каждого ребёнка в группе, а также его родителей, и лучше понимает, как поступить в той или иной ситуации. К тому же вы несёте ответственность только за одного ребёнка, а воспитатель отвечает за всю группу. Если вам что-то не нравится, обсудите это спокойно. Если же разногласия носят принципиальный характер (скажем, педагог бьёт, унижает или запугивает детей), лучше всего перевести ребёнка в другую группу или – если заведующая не видит в таком поведении воспитателя ничего страшного – в другой сад.

Воспитателям: разговаривайте с родителями

Когда мама или папа впервые приводят малыша в детский сад, они волнуются едва ли не больше ребёнка и невольно совершают ошибки. Воспитатель в силу опыта может нивелировать промахи родителей, предупредить конфликты. Скажем, если он чувствует, что взрослые дали не полную информацию о своём ребёнке, всегда может задать правильный вопрос, объяснить важность доверительного общения. Педагог доминирует в тандеме «воспитатель – родитель» и отвечает за то, чтобы недопонимания было как можно меньше. 

Чаще всего родители жалуются, что воспитатели: 

  • гуляют с детьми слишком мало (в хорошую погоду держат их в группе) или, напротив, слишком много (вывели на прогулку под дождём);
  • не проветривают помещение или проветривают слишком часто;
  • не следят, чтобы ребёнок всё съел или, наоборот, кормят насильно;
  • не смотрят за детьми, допускают детские потасовки: в группе часто бывают синяки, царапины. Виновных не наказывают совсем или наказывают слишком строго.

Требования родителей противоречивы, и это естественно: в каждой семье свои нормы воспитания и правила поведения. В группе собираются дети из 20-25, а то и 30 семей. Как воспитателю под всех подстроиться? Никак, и стремиться к этому не нужно. Педагог должен просто выполнять свою работу в соответствии с требованиями и нормативами, принятыми в детском саду. Мамам-папам и бабушкам-дедушкам следует это понимать. О специфике работы дошкольного учреждения их следует проинформировать на первом же собрании.

Постарайтесь при знакомстве с родителями и дальнейшем общении как можно больше выяснить о каждом ребёнке и его семье. Это поможет вам быстро найти подход ко всем детям в группе. В какой атмосфере воспитывается малыш, каких принципов придерживаются родители – всё это важно. Если ребёнок привык к физическим наказаниям, вряд ли он будет немедленно реагировать на словесные увещевания педагога. Значит проблемы с дисциплиной – хотя бы на первых порах – неизбежны, и нужно быть к этому готовым заранее.

Выстраиваем диалог: правила для родителей… 

Эти приемы помогут выстроить грамотный диалог, разобраться с конфликтной ситуацией и свести негативные последствия к минимуму:

уважайте педагога: недопустимо для родителей критиковать воспитателя в присутствии детей; 

общайтесь с педагогом напрямую: не нужно обсуждать его поведение с другими родителями или, не обговорив ситуацию с воспитателем, сразу бежать к заведующей; 

разговаривайте с глазу на глаз: ваш диалог не должны слышать сотрудники детского сада, другие родители и тем более дети; 

не начинайте разговор «с места в карьер», с обвинений и резкостей в адрес педагога. Если вы возмущены или расстроены тем, что случилось с малышом, сначала успокойтесь сами и лишь затем начинайте беседу. Привести себя в норму поможет глубокий вдох-выдох, медленный счёт до десяти и т.д.; 

выслушайте воспитателя. Ребёнок, рассказывая о том, как его обидели в детском саду, в силу возраста не может оценить ситуацию объективно. Кроме того, учтите, что маленькие дети любят фантазировать и вполне могут что-то приукрасить – иногда даже весьма значительно. Прежде чем нападать на воспитателя, дайте ему возможность рассказать о случившемся с позиции взрослого человека; 

аккуратно подбирайте слова. Не нужно употреблять выражения «ваша работа», «мой ребёнок». Говорите «мы», а ребёнка называйте по имени: «Что мы можем сделать, чтобы… (решить проблему, помочь Серёже и т.д.)».

… и для воспитателей 

Несколько полезных правил есть и для педагогов:

уважайте родителей в группе. Никогда не отзывайтесь уничижительно о семье ребёнка, тем более в его присутствии. Даже если эти родители «одного-то нормально воспитать не могут», помните: в каждой семье – свои принципы и правила воспитания. Конечно, если ребёнок приходит из дома в синяках и ссадинах, нужно разобраться в ситуации. В остальных же случаях не лезьте в чужой монастырь со своим уставом; 

не заводите серьёзный разговор «на бегу». Утром, как правило, мама торопится на работу и ей не до долгой беседы. Лучше назначить встречу вечером и в такое время, когда вам никто не будет мешать; 

определитесь с целью беседы, если инициатива исходит от вас. Если хотите отчитать родителей за плохое воспитание их чада или мечтаете, чтобы ребёнок получил дома хорошую взбучку за свои проделки – откажитесь от разговора. Если ваша цель – помочь малышу справиться с негативными моментами в поведении или характере, смело приглашайте родителей для беседы;

дайте родителям возможность высказаться, не перебивая их. Советы по воспитанию хороши, только если родитель сам просит о них. Не дайте диалогу превратиться в ваш монолог;

избегайте вербального противопоставления себя и родителей: вместо слов «ваш сын» или «ваша дочь» лучше использовать имя ребёнка. Говорите «мы», «вместе»;

отмечайте в ребёнке что-то позитивное как можно чаще, желательно при каждой встрече с его родителями – это поможет наладить контакт между вами. 

Вместе – сила!

Главное, что нужно помнить родителям: детский сад – это не нечто ужасное. Это всего лишь один из этапов взросления ребёнка, его социализации – точно такой же, как школа, колледж или институт. Относитесь к поступлению в садик максимально спокойно – именно этот настрой передастся малышу, и вся его «садовская» жизнь пройдёт легко и безмятежно.

Если воспитатель сумел создать доверительные отношения с родителями, то может быть уверен, что в любой – даже самой сложной – ситуации не произойдёт конфликта. Взрослые найдут выход с помощью диалога, полного взаимного уважения, а не унизительных оскорблений. По-настоящему успешный и полезный для ребёнка вариант – не противостояние, а грамотное сотрудничество родителей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие родителей и воспитателей в воспитании детей 5 – 7 лет»

        Сегодня я хочу с вами поговорить о воспитании детей в семье, точнее о том, как важно взаимодействие родителей и воспитателей....

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению дан...

Стратегия взаимодействия родителей и воспитателей

Для ребенка дошкольного возраста детский сад-это второй дом, в котором он проводит большую часть дня. И если мы, родители, заботимся о комфорте и душевном спокойствии нашего малыша, то просто об...

Взаимодействие родителей и воспитателей в детском саду

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!!!«Дети нашей группы очень ждут интересных встреч с Вами! Мы будем очень признательны, если вы придете в группу для того, чтобы научить чему-то детей или провести...