ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья

Антонова Светлана Геннадьевна

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и образа жизни, с каждым годом отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии, и более обширной, чем все остальные является группа детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_s._g._murzina_e.m.docx283.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Антонова С.Г.

Мурзина Е.М.

NNOVATIVE APPROACHES IN PHYSICAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Antonova S.G.

Murzina E.M.

Аннотация:

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и образа жизни, с каждым годом отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии, и более обширной, чем все остальные является группа детей с речевой патологией.

Annotation: The main guideline of the viability and civilization of the state is the health of citizens. In solving this problem, the leading role belongs to the education system. But in the conditions of the modern pace and lifestyle, every year there is an increase in the number of children with developmental disabilities, and the group of children with speech pathology is more extensive than all the others.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), физическое развитие, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи (ОНР), интерактивное оборудование, современные технологи, общая и мелкая моторика, речевое развитие.

Keywords: limited health opportunities (HIA), physical development, preschool children, general speech underdevelopment (ONR), interactive equipment, modern technologies, general and fine motor skills, speech development.

На базе нашего детского сада функционируют группы комбинированной направленности – это группы, в которых организуется совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ОВЗ (с ОНР). Первостепенная цель - создать детям с ограниченными возможностями здоровья оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ, оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов [5].

Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Двигательная активность имеет огромное значение в речевом развитии дошкольника. У детей с недоразвитием речи нередко наблюдаются различные отклонения в двигательной сфере: скованность движений, несобранность, неуклюжесть, дискоординация движений, различные двигательные уловки [4]. Именно движение является системообразующим фактором, который запускает в действие механизмы жизнеобеспечения ребенка, в том числе и речь. Поэтому занятия физкультурой с детьми с ОНР, не менее важны, чем занятия с логопедом.

Благодаря занятиям физической культурой решаются традиционные задачи, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве [2].

В процессе организации занятий по физкультуре помогаем детям овладеть не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи, с помощью пальчиковых, дыхательных, нейродинамической гимнастик, различных массажей и самомассажа (с использованием бигудей, шестигранных карандашей, мячей и т.д.),, с прошлого года активно практикуем Су - Джок терапию,

Подвижные и малоподвижные игры, подбираем со словами, с учетом изучаемой темы, тем самым создаем условия для развития лексико – грамматических средств языка, подражательной стороны, объема понимания речи и словарного запаса. Игра способствует овладению правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи, так как в нее включены литературные тексты, стишки, предписывающие те или иные действия [3].

В физкультурно-оздоровительной работе используем тренажеры, которые  позволяют решать широкий спектр задач: от развития двигательных качеств, до развития анализаторных систем, и в том числе речь.

Не забываем, и о применение рефлексии и динамических пауз, физкультминуток, позволяющие снять психоэмоциональное напряжение и возбуждение,  после высоких физических нагрузок.

В физкультурном зале имеется стационарное оборудование для кинезотерапии – связь мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

C:\Users\olesya\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4988.29420\IMG_3415.JPG

Рис. 1 «Лабиринты» Кинезотерапия

Следующей важной составляющей работы с детьми с ОНР является применение – современного интерактивного оборудования:

  • Интерактивный комплекс «Играй и развивайся», с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect, включает в себя обучающие и развивающие игры, управляя интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. На своем опыте, убедились, использование данного комплекса позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. После проведенной работы с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся» апробируя игры на индивидуальных логопедических занятиях можно сказать, что игры помогли проявить малоактивным детям свою индивидуальность, повысить их познавательный интерес, т. к. игра создавала для ребенка «ситуацию успеха», что в особенности важно для детей с ОВЗ.

C:\Users\olesya\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4988.22623\IMG_3497.JPG

Рис. 2 «Органы чувств»  Kinect

  • Стабилометрический тренажер – напольная платформа, подключаемая к компьютеру, которая измеряет вес тела человека, и с помощью специализированного программного обеспечения, рассчитывает координаты его центра давления на платформу, для формирования канала биологической обратной связи. В ходе работы, дети учатся управлять своим телом, развивают координацию и равновесие, чувствительность стоп, терпение и внимание.

C:\Users\olesya\Downloads\IMG_3379.JPG

Рис. 3 «Пилим дрова» Стабилотренажер А -150

Используя разнообразные инновационные технологии в работе, очень важно, чтобы каждая из них имела оздоровительную и развивающую направленность для полноценного и всестороннего развития воспитанников.

Подводя итог, всему сказанному, учитывая двигательная сферу дошкольников с ОНР, которая так же имеет свою специфику, позволяет нам не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.

Литература

  1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования/ О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. - 96с.
  2. Нищева Н.В. Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР , 4 – 7 лет/ Н.В. Нищева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018. - 192с.
  3. Нищева Н.В. Игра в жизни дошкольника/ Н.В. Нищева . - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014. – 240с.
  4.  Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017. - 624с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 07.03.2017)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

Аттестационная работа «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Материал включает в себя дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек  дошкольного возраста, анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ....

Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...