ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Диана Иванова

Аннотация. В статье проанализирована теоретическая база, на которой строится понимание социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и представлены протоколы проективных методик «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова), «Пиктограмма» (А.Р. Лурия), изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), «Оцени поведение» (Е.В. Никифорова),  «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс), «Неоконченные предложения» (А.М. Щетинина), «Игровая комната» (для детей 5-7 лет). Разработка методик обусловлена необходимостью диагностики социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Иванова Диана Евгеньевна - обучающийся, институт психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: class="c4">Научный руководитель: Шкерина Татьяна Александровна, канд.психол.наук, доцент, Институт психолого-педагогического образования по научной работе, e-mail: class="c4 c5">

Д.Е. Иванова ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье проанализирована теоретическая база, на которой строится понимание социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и представлены протоколы проективных методик «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова), «Пиктограмма» (А.Р. Лурия), изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), «Оцени поведение» (Е.В. Никифорова), «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс), «Неоконченные предложения» (А.М. Щетинина), «Игровая комната» (для детей 5-7 лет). Разработка методик обусловлена необходимостью диагностики социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Ключевые слова: социальное развитие, дети с особыми образовательными потребностями, психодиагностические методики, дети старшего дошкольного возраста.

Ivanova FEATURES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS Annotation.

The article analyzes the theoretical basis on which an understanding of the social development of older preschool children with special educational needs is built and presents protocols of the projective techniques "Unfinished stories" ( Gavrilova), "Pictogram" ( Luria), the study of arbitrariness and control in children ( Afonkina, Uruntayeva), "Evaluate behavior" ( Nikiforova), "Unfinished situations" ( Shchetinina, Kirs), "Unfinished sentences" ( Shchetinina), "Playroom" (for children 5-7 years old). The development of methods is conditioned by the need to diagnose the social development of older preschool children with special educational needs of emotional, cognitive and behavioral components.

Цель статьив соответствии с показателями социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями для выявления уровня социального развития представлен диагностический инструментарий.

Результаты исследования. В исследовании ставилась задача – выявить уровень социального развития детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для выявления уровня социального развития детей применялись такие методы как: наблюдение, анализ содержания вопросов, беседа с детьми. Так же использовались диагностические методики социального развития ребенка А.М. Щетининой.

С целью выявления особенностей характера эмпатии как одного из показателей эмоционального компонента социального развития детей 5-6 лет с ООП была проведена проективная методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова), с целью выявления умения выражать гендерные особенности в содержании и уровне развития представления о нравственных качествах как одного из показателей когнитивного компонента социального развития детей 5-6 лет с ООП была проведена методика «Оцени поведение» (Е.В. Никифорова), с целью выявления умений сотрудничать с детьми и взрослыми как одного из показателей поведенческого компонента социального развития детей 5-6 лет с ООП была проведена методика «Неоконченные предложения» (А.М. Щетинина).

Заключение. Сравнительный анализ результатов по выявлению уровня сформированности основных показателей и компонентов социального развития детей 5-6 лет с ООП позволил прийти к следующим выводам: самый высокий показатель прослеживается в эмоциональном компоненте 35%, также и самый низкий уровень развития прослеживается в эмоциональном компоненте.

В процессе исследования и наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в многообразных видах деятельности, мы пришли к выводу о том, что больший процент низкого уровня развития проявляется в эмоциональном компоненте, что позволяет с уверенностью сказать о том, что многие дети практически не проявляют интерес к социальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, в малой мере дети владеют способами определения своего эмоционального состояния и не умеют его контролировать, что приводит к враждебности и изолированию.

Было установлено, что среди таких детей есть те, у кого слабо, но всё же сформированы представления о дружбе и взаимоотношениях. Так же такие дети чаще всего не придерживаются правил культурного общения и соблюдения личного пространства, дистанции при каком-либо разговоре.

Таких детей принято называть «особенные», и очень важно вовремя начать действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...