Формирование у младших дошкольников начальных знаний об истории малой Родины
статья (младшая группа)

 Младший дошкольный возраст ребенка, это период когда формируется личность, его социальные чувства,  отношения  и интерес к  окружающему миру. Для меня было важно в этот период, чтобы каждый  ребенок интересовался, познавал  и взаимодействовал со средой, в которой родился и живет. Сформировать интерес к малой Родине, заложить основы нравственных ценностей, способствующие воспитанию гражданина и патриота своей страны. Моя задача помочь каждому ребенку, открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. И в этом мне помогали мои родители группы. Тесное взаимодействие помогло раскрыть все стороны воспитания и познания детьми окружающего мира  Малой Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_malaya_rodina.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта

Тема: «Формирование у младших дошкольников начальных знаний об истории малой Родины»

Воспитатель: Топорищева Е.И.

 Младший дошкольный возраст ребенка, это период когда формируется личность, его социальные чувства,  отношения  и интерес к  окружающему миру. Для меня было важно в этот период, чтобы каждый  ребенок интересовался, познавал  и взаимодействовал со средой, в которой родился и живет. Сформировать интерес к малой Родине, заложить основы нравственных ценностей, способствующие воспитанию гражданина и патриота своей страны. Моя задача помочь каждому ребенку, открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. И в этом мне помогали мои родители группы. Тесное взаимодействие помогло раскрыть все стороны воспитания и познания детьми окружающего мира  Малой Родины.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке. Чувства любви. тепла, нежности  вызывают отклик в его душе  в беседах  и общениях « Я и моя семья», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия пап и мам», «Чем ты можешь помочь маме и папе», «В гостях у бабушки и дедушки». Я с детьми рассматривала семейные фотографии, фотовыставку «Рядышком с бабушкой и дедушкой, выпустили стенгазету «Счастливы, потому что вместе», «Паровозик «Семейного счастья». Художественные произведения Н.Саконской, А.Димова, И.Косякова, С.Прокофьева,С.Капутикян  помогали раскрыть образ и роль в семье родителей. Воспитывала чувства уважения и заботы к членам семьи «Красивый платочек для бабушки»,  лепили «Печенья и бублики для чая», «Прянички». В играх дети раскрывали свои знания и опыт «Бабушка встречает внучат», «Поможем дедушке отремонтировать машину», «У мамы болит горлышко» и другие, в дидактических играх  знакомились и уточняли, кем папы и мамы  работают: «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Кто куда?», «Кем быть?» Родители дома  рассказывали: кем работает мама, папа, дедушка, бабушка. Родители  давали первые трудовые поручения малышу по дому, приучая их к труду и вызывая желание оказывать помощь взрослым.

С детьми ходила с экскурсией по детскому саду. Познакомились с профессиями медицинской сестры, повара, прачки, дворника, музыкального руководителя.  

С территории детского сада наблюдали за трудовой деятельностью людей. Увидели условия  и особенности труда взрослых. Я рассказывала детям о разных профессиях, раскрывала детям значимость и важность их труда для людей.

 Чувства любви, тепла,  и отклик нежности  вызывают в душе каждого ребенка его семья, и его родной дом. Я воспитывала у  детей чувство сопричастности и привязанности к родному дому. Знакомились и рассматривали с детьми  «Как устроен дом?», «Мебель», «Предметы бытовой техники», «Одежда», «Посуда», «Обувь». Узнавали назначение предметов, и как использовать в быту, воспитывала бережное и безопасное отношение у детей. В  дидактических играх  «За покупками», «Семья, дом» уточняла представления  о предметах быта дома.

 Беседовали с воспитанниками «Где я живу?», «Улицы моей станицы», «Моя Станица», «Достопримечательности моей станицы». Виртуально путешествовали в сюжетно ролевой игре «Поездка на автобусе» по памятным местам станицы». Рассматривали фотографии достопримечательностей станицы, вспоминали и рассказывали, где дети бывали с родителями

Вместе с родителями дети посещали общественные места: магазины, почту, аптеку, больницу, парикмахерскую. Красивые места в парке, реке Ея.

«Заглянули» с детьми на домашний двор, чтобы узнать, кто же здесь живет? Рассматривали иллюстрации, картины. В общении,  познакомились «Какие животные живут на домашнем дворе», «Животные и их детеныши». Я рассказывала о безопасном общении с обитателями домашнего двора, читала народные  потешки  и песенки, рассказы В.Сутеева, Е.Чарушина, К.Ушинского, это  помогло раскрыть перед детьми образы домашних животных.   Изготовила игровой макет с домашними животными и птицами. Дети с удовольствием играли, трогали и  выделяли внешние особенности. В играх: «Кто, где живет?», «Кто к кому?», «Кто что ест?», «Ты, чей малыш?», уточняли представления о детенышах, как зовут, как ухаживать за животными, чем кормить.

Огромный познавательный интерес проявился к растениям огорода и сада.  Знакомили с плодами «Овощи» и «Фрукты», «Что растет на грядке, а что растет на дереве?»,  «Для чего выращивают овощи и фрукты?».

Играли в «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Чего не стало?» Разгадывали загадки «Назови овощ, фрукт». В дидактических играх «Овощи, фрукты, ягоды»,  «Зеленый друг», «Дары природы». Подготовила презентацию «Витаминная семейка», после просмотра  уточняла представления о среде произрастания. Рассматривали  вместе с детьми иллюстрации «Труд людей в природе» в разные сезоны года, дети пришли к  пониманию как много надо потрудиться, чтобы получить вкусные плоды. Родители с детьми выходили в огород, сад, рассматривали, поливали, вместе собирали плоды. В течение теплого периода, мы с детьми периодически выходили на экскурсию в огород, сад на территории детского сада. Наблюдали за произрастанием плодов.

 Наблюдали  за растениями в разные периоды времени года, появлением насекомых. Любовались их красотой, читала короткие стихи, чтобы дети эмоционально восприняли объект наблюдения.

 Знакомила с птицами их образом жизни, наблюдали за их передвижением. Родители активно приняли участие в создании макета «Зимующие птицы», птиц  изготавливали из разного материала, рассказывали детям о птицах. На участке, в зимний период, вместе с детьми подкармливали птиц  на кормушке.

В зимний период посадили с малышами «Зеленый огород бабы  и деда» Дети рассматривали семена, совместно сажали и ухаживали, наблюдали за ростом и изменениями в огороде. Кушали зеленый лучок на обед, при этом рассказывала о пользе его витаминов.

В течение года знакомила детей с нашими традициями группы: готовили подарки своими руками  и поздравляли с праздниками «Мамин день», «День бабушки и дедушки», «Защитника Отечества» , «8 Марта».

Вместе ставили и украшали елку к Новому году. Праздновали Масленицу.

Традиционными стали встречи с бабушкой.  Я одевала костюм бабушки и приходила в гости с корзинкой, в которой всегда лежал какой - то сюрприз для детей, это были различные старинные предметы, изготовленные прабабушками и прадедушками. Это: большой русский платок, деревянные ложки, кувшин, вышивка, народные игрушки.  Сама корзина вызвала огромный интерес, и сразу отреагировали дети, сказали, что в группе есть плетеный плетень. Яркие предметы привлекали детей, они с интересом знакомились с предметами старины:  рассматривали рисунки, узнавали, из какого материала были изготовлены, как их в давние времена  использовали. Дети с радостью ждут новой встречи с бабушкой. Я увидела, какой проявился у детей интерес к старинным вещам, какую они  проявляют любознательность к жизни бабушек и дедушек.

И в группе появился «Казачий курень» дети познакомились с предметами быта казачьей семьи, сравнивали его со своим домом. Родители связали семью казака, передовая одетый образ  прошлого времени. На «Казачьем подворье» знакомились с жизнью казаков в давние времена: как жили, трудились. Дети на макете, с интересом разыгрывают, уже короткие игровые сюжеты. И конечно «бабушка» рассказывала детям  русские сказки у русской печи, песенки и потешки про кота, петушка, курочку.

Родители стали отмечать, что дети  проявляют большую потребность в познавательном общении со взрослым. Вместе с родителями видим, как дети стали любознательны, проявляют интерес к окружающему миру, доброту к друг другу, бережное отношение к предметам и вещам, к природе. А значит,  правильно и верно, заложены маленькие ростки любви к малой Родине.

Изучая новую Федеральную образовательную программу  дошкольного образования от 11.02.2023 года, обратила внимание на поставленные задачи по патриотическому воспитанию:

В Целевом разделе Федеральной программы:

«14. Пояснительная записка.

14.1.Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно – нравственных ценностей российского народа и исторических и национально – культурных традиций.

14.2. Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:

«Приобщение детей ( в соответствии возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права, и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крпкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.»

«15.3.Планируемые результаты в дошкольном возрасте.

15.3.1. К четырем годам:

«Ребенок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;

Ребенок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "История малой родины".

Опыт работы по теме: "История малой родины"....

Ознакомление дошкольников с историей малой Родины

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Р...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Педагогическая практика "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, р...

Введение дошкольников в мир культуры и истории малой Родины, как один из этапов осознанной любви к своему Отечеству.

Ознакомление детей с родным краем, это составная часть формирования у него патриотизма....