План по Самобразованию
методическая разработка (старшая группа)

Петрова Ирина Валерьевна

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

ПЛАН РАБОТЫ

по самообразованию по познавательно – речевому

Тема: «Формирование речи детей  дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

     

Разработал:

воспитатель

Петрова И.В..

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

   Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

   Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей.

 Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать у детей среднего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

Развивающие задачи:

  • Упражнять в составлении связных высказываний
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы
  • Активизировать словарь детей
  • Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
  • Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз
  • Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к книге, интерес к прочитанному произведению

Ожидаемые результаты для детей:

Дети понимают смысл стихотворения и художественного произведения,  могут сформулировать основную мысль прочитанного.

Дети применяют накопленные практические навыки речевых норм в социуме.

Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с дидактическими играми и упражнениями

Объектом исследования является формирование речи детей среднего дошкольного возраста

Предмет исследования – дидактическая игра, речевые упражнения для детей среднего дошкольного возраста

Гипотеза – предполагается, что использование дидактических игр и упражнений оказывает позитивное влияние на развитие речевых навыков, нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические методики и тесты

Теоретическая база опыта:  

- изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования игр и упражнений в формировании речевых навыков у дошкольников;

- выявление особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;

- определить эффективность использования игр и упражнений для развития речи детей в  различных видах  деятельности;

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформированности речевых навыков у детей среднего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Работа с детьим

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Дидактические игры и упражнения:

«Что где растет?» Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

 «Подбери пару». Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.

«Назови одним словом». Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Подготовить презентацию и выступить перед коллегами по теме: «Связная речь детей среднего дошкольного возраста»

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения:

 «Кто быстрее соберет вещи?». Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие.

 «Какое небо?» Учить  детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные.
«Угадай, что изменилось». Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.
 «Парные картинки». Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.

«Как «говорит»...?» Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.

Папки – передвижки:

* Папка – передвижка «Развиваем речь детей»

* Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста

1.Консультация для педагогов по теме самообразования

Декабрь

Дидактические игры и упражнения:

«Кто у кого». Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

«Когда это бывает?» Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, учить развернуто отвечать на вопросы воспитателя.

 «Что лишнее?» Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор.

«Разбери картинки». Учить детей группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т.д.).

«Повтори, как я». Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Дидактические игры и упражнения:

«Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.

«Петрушка, угадай, какая у меня игрушка». Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов,

«Так бывает или нет? »  Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

«Лото». Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.

«Когда это бывает?» Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Выступление из опыта работы «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Январь

«Доскажи словечко». Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание.
«Было - будет». Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием.
 «Что за птица?» Учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«Кому что нужно для работы?» Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их.

Использование дидактичеких игра в домашних условиях для развитие речи детей.

Статья по теме самообразования

Февраль

Дидактические игры и упражнения:

«Узнай по описанию». Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания

«Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.

«Подбери похожие слова».

 Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова.

«Придумай предложение». Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей.

Дидактичекие тгры в развитии речи детей.

Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья»

Март

«Назови ласково». Учить детей подбирать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки.

 «Какое время года?» Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания.

«Угадай по описанию». Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.

 «А что потом?» Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

«Кто мы?» Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды.

«Не ошибись». Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др.

«Подумай и скажи». Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы. 

.«Как подружить ребёнка с книгой»

«Развитие речи для детей через дидактические игры»

Апрель

«Кому что нужно?» Закрепление знаний детей о способах питания и рационе диких и домашних животных, активизация в речи соответствующих понятий и речевых конструкций.

«Повторяй за мной». Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения, развивать слух, внимание.

«Выдели слово». Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

«Подбери пару» Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков

«Где что лежит?» Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги.

«Скажи по-другому». Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей.

Выстовки русунков на тему: «»Рисуем любимые загадки»

Май

Назови правильно». Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята).

«Кто быстрее соберет вещи». Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах.

«Угадай по описанию». Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.

 «Где это можно купить?» Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров.

«Кто что делает?» Учить детей подбирать глаголы, характеризующие действия кошки, собаки с опорой на сюжетные картинки, расширять словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самобразованию

Тема: Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возрастаЦель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчестваЗадачи: Выявить значение устного ...

План по самобразованию по моделированию игрового опыта. «Младший дошкольник входит в мир социальных отношений» 2020-2021 учебный год

План по самобразованию по моделированию игрового опыта. «Младший дошкольник входит в мир социальных отношений»...

План по самобразованию Тема: «Реализация целевых ориентиров рабочей программы воспитания здоровьесберегающей направленности для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью ок...

План по самобразованию

Формирование патриотических чувст у  детей дошкольного возраста...