Проект: "Насекомые"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: «Загадочный мир насекомых» в подготовительной группе
Автор :
Воспитатель: Воищева О.П..
Г. Щелково
2023 учебный год.
Место выполнения работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Колокольчик» г. Щелково.
Паспорт проекта
Тема: «Загадочный мир насекомых»
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной группы
- Воспитатели ДОУ
- Родители
- Руководитель ИЗО студии
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
- формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Воспитание бережного отношения к природе.
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: среднесрочный (август-сентябрь).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
- Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Развитие речи у детей, активного словаря.
- Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (организационный) этап:
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и определение задач;
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин и т.п.).
- Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап:
Образовательные области | Планируемая деятельность |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», -Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», -В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей» |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Работа с родителями
- Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление информационного стенда.
- Проведение консультации по темам:
- «Что читать детям о насекомых»;
- «Как учить с детьми стихи дома»;
- «Расскажите о насекомых»;
- «На природу с ребенком».
- Подготовка детей конкурсу : «Моя бабочка – красавица».
- Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, сочинение сказок, изготовление эмблем, подготовка сценки из сказки В.Бианки « Как муравьишка домой спешил» ).
- Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
- Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
- Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).
Продукт проектной деятельности:
- Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
- Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
- Альбом «Удивительный мир насекомых».
- Мультимедийная презентация.
- Участие конкурсе «Моя бабочка – красавица». (рисунки на осфальте)
- Итоговое развлекательное мероприятие: «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении)
- Выводы по проекту:
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
- В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
- По результатам проекта было выявлено, что:
- Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
- У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
- На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
- Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
- В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
- Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–;№ 3
- Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–;№ 11
- Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–; (Библиотечка "Первого сентября").
- Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–;№ 11; № ; (Работаем по программе "Наш дом – природа").
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–;№ 19. № 23; ;№ 5; № 8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развлекательное мероприятие: «Загадочный мир насекомых»
Цель:
Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.
Задачи:
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.
Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими . Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.
Оборудование:
музыкальное сопровождение: аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление группы: картинки насекомых; эмблемы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».
ХОД
Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в группу.
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём наше развлечение: «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».
Ребенок:
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
В той стране – благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Приветствие капитанов команд:
«Бабочки»
Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,
Нужно им очень потрудиться.
«Кузнечики»
Впереди нас ждёт успех,
«Кузнечики» умнее всех.
Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.
«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:
а) Пришли мужики в лес без топоров,
Срубили избу, да без углов. (Муравьи)
б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)
«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:
а) Целый день летает,
Всем надоедает. (Муха)
б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)
Воспитатель:
А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.
Задания для команды «Кузнечики»
а) Пошла…на базар и купила самовар.
Б) Приходите…я вас чаем угощу!
В) Приходили к мухе….
Приносили ей сапожки.
Г) Приходила к Мухе
Бабушка -…
Задания для команды «Бабочки»
а) Вдруг какой-то старичок…
б) Вдруг откуда-то летит
Маленький….
В) Прибегали…
Зажигали огоньки.
Г) Эй….
Бегите по дорожке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.
Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».
Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.
(Представление книжки – малышки «Порхающие цветы»).
Музыкальная пауза.
Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова. ( под фонограмму).
Песенка бабочек
Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Воспитатель:
Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.
«Бабочки»
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
(Паук)
Воспитатель:
Вопрос для зрителей:
Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)
«Кузнечики»
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Подвижная игра: «Кто быстрей?»
Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.
Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).
Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.
Воспитатель:
А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?
Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.
Маша:
Извините меня,пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?( Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)
Воспитатель:
А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!
В конце жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников
Заключительный этап: просмотр мультфильма на сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-137734-1360565050.jpg)
Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.
Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-179308-1358183687.jpg)
Проект "Насекомые"
Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-252913-1368782711.jpg)
проект "Насекомые"
Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-282790-1378639957.jpg)
Проект :Насекомые"
Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-419746-1394861831.jpg)
Проект "Насекомые"
Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.Продолжительность проекта: 1 неделя...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-1201694-1577245708.jpg)
Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1267656-1601221625.jpg)
Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...