Статья "Формирование познавательного интереса к родине и родному краю у детей в условиях ДОУ средствами проектной деятельности"
статья

Смутюк Ирина Владимировна

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В статье описана система проектов по патриотическому воспитанию детей, последовательно сменяющих друг друга в соответствии с переходом детей из одной возрастной группы в другую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса к родине и родному краю

у детей в условиях ДОУ средствами проектной деятельности.

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В соответствии с ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений работы детского сада является развитие познавательного интереса, любви к Родине, её историко-культурному наследию. Мною была разработана система проектов по патриотическому воспитанию детей, последовательно сменяющих друг друга в соответствии с переходом детей из одной возрастной группы в другую.

Первый проект «Дорога домой» начал реализовываться со средней группы. Его необходимость была обоснована тем, что большая часть детей группы не знали название своей улицы, номер дома и квартиры, в которой живут. Нарисованные дома у детей не имели ничего общего с реальными домами, где они проживают. Дети не могли рассказать о своей дороге домой, их не привлекало все происходящее по этой дороге. У них не было сформировано понятие «родная улица», а ведь именно с этого малого начинается привитие любви и интереса к Родине.

 Целью данного проекта являлось осознание детьми понятия «родная улица» как  составляющей понятия «родина». В ходе проекта дети с родителями фотографировали свой дом, свой двор и составляли рассказы о нем. По получившимся фотографиям мы учили детей узнавать свой дом, отмечать особенности родного дома, которые отличают его от других домов.  Далее мы постарались выйти «за пределы дома», чтобы обратить внимание детей на улицы нашего города. Дети совместно с родителями рисовали планы «Путь к моему дому», по этим планам проводились «виртуальные экскурсии», составляли рассказы на тему «Дорога домой», в которых описывали все то, что встречается им по пути, все происходящее вокруг. Оформляли стенгазету «Хорошо-плохо», где отражалось все привлекающее к себе внимание на пути к домам детей, и все то неприглядное, что необходимо было бы изменить.

По итогам было выявлено, что у детей сложилось представление о родной улице, родном доме,  в котором они живут. Рисунки детьми своих домов стали более реалистичными.  Ребята начали проявлять интерес к тому, что происходит вокруг по дороге домой и к детскому саду, делится этими впечатлениями в группе.

С переходом в старшую группу возникла необходимость ознакомления детей с историей родного города. Возникло противоречие – как в условиях детского сада ярко, красочно и запоминающе ознакомить детей с историей нашего города. Поэтому мы решили создать в группе детского сада проект Музей «История моего города».

Целью проекта являлось формирование у детей дошкольного возраста патриотических представлений, познавательного интереса, чувства уважения к жителям своего города через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и изучение истории. В ходе проекта мы знакомили детей с историей возникновения города, его постройками с помощью мультимедийных средств, рассматривание тематических альбомов. Посетили музей леса с выставкой «Маклаковское подворье» и городскую библиотеку, что вызвало массу впечатлений у детей, так как большинство из них ранее ни музей ни библиотеку не посещали. Организовывали фотовыставки: «Наш город родной» и выставки рисунков «Мои любимые места». По окончании проекта был проведен КВН «Прошлое и настоящее города Лесосибирска», с целью систематизации и обобщения знаний детей о Лесосибирске (месторасположении, истории возникновения города, некоторых достопримечательностй), и организован мини-музей в группе: «История моего города».

По итогам проекта было отмечено, что у детей сформировалось представление о родном городе и его истории, ребята стали задавать много вопросов о достопримечательностях своего города и о происходящем в нем.

С достижением детьми возраста 6-7 лет и переходом их в подготовительную группу необходим и переход от понимания своей принадлежности к родному городу к формированию представление о себе как о жителе родного края и гражданине родной страны. Для решения этой задачи нами был разработан проект «Моя большая и малая Родина», целью которой являлось развитие познавательного интереса к большой и малой родине, формирование знаний о истории родного края и страны, а также формирование патриотических чувств у детей 6-7 лет. Проект включал три блока:

1. «Край ты мой любимый».

2. «Моя Родина - Россия»

3. «Россия – многонациональная страна»

На занятиях широко применялись презентации об истории страны и становлении нашего края, об их достопримечательностях, особенностях климата, живой и неживой природы, особенностях и традициях народов, живущих в нашей стране и конкретно в нашем крае, рассматривались картины русских художников. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у старших дошкольников огромный интерес к познавательной деятельности.

Занятия проводились и в форме игр-путешествий, на которых использовались видео-и аудиозаписи, в которых героям нужна помощь от ребят, но при этом необходимо пройти различные задания.

Совместно с родителями была организована фотовыставка «Посмотри, как прекрасна Россия», где на фотографиях были запечатлены удивительные места городов России, нашего города и края. Также было разработано пособие по конструированию «Архитектурные сооружения России».

Большое внимание уделялось чтению произведений поэтов и писателей Красноярского края. По окончании проекта был проведен конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «С чего начинается Родина», где дети познакомились с историей этого праздника и зачитывали наизусть стихи о России.

Дети группы приняли участие в фестивале «Физкульт-Ура» с постановкой спортивного танца «Мы – дети России».

После завершения проекта в ходе последующей работы нами было отмечено, что у детей сложилось представление о России как о государстве и о Красноярском крае как о составляющей части этого государства. Познавательный интерес детей возрос, они стали задавать больше вопросов по данным темам, стали часто просматривать иллюстрации и демонстрационный материал о достопримечательностях России и края и делиться имеющимися знаниями друг с другом.

В ходе всей проделанной работы мы можем отметить, что систематичный подход к реализации проектных методов в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста является эффективным. Благодаря тому, что работа началась с понятной и близкой для детей темы, такой как «родная улица», и постепенным переходом к более сложным понятиям «родной город», «родной край», «родная страна». Преподносимый для детей материал на заложенном фундаменте был более ясным и понятным, и в то же время вызывал все больший интерес к познанию моментов прошлого и настоящего своей Родины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РОДИНЕ И РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Смутюк Ирина Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик» г.Лесосибирска

Слайд 2

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»

Слайд 3

Проект «Дорога домой» Проект-Музей «История моего города» Проект «Моя большая и малая родина» Система проектов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

Слайд 4

Участники проекта – дети средней группы в возрасте 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников . Цель проекта - осознание детьми понятия «родная улица» как составляющей понятия « родина» Задачи: Научить детей обращать внимание на всё происходящее вокруг. Обогатить впечатления детей достопримечательностями родной улицы. Учить любоваться родной улицей, родным двором. Учить замечать неприглядности родной улицы. Совершенствовать в составлении описательных рассказов о родной улице. Расширить представления о безопасном поведении по дороге домой. 1. Проект «Дорога домой»

Слайд 5

Фотографирование своих домов, дворов; Составление рассказов о своем доме, дворе; Рисование планов «Путь к моему дому»; «Виртуальные экскурсии» по планам; Составление рассказов «Дорога домой» Стенгазета «Хорошо-плохо» Пособие по конструированию «Архитектурные сооружения Лесосибирска» Содержание работы:

Слайд 6

Буклет «Путь к моему дому»

Слайд 7

Пособие по конструированию «архитектурные сооружения Лесосибирска »

Слайд 8

Участники проекта – дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, воспитатели группы, родители воспитанников. Цель проекта - формирование у детей дошкольного возраста патриотических представлений, познавательного интереса, чувства уважения к жителям своего города через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и изучение истории. Задачи: Формирование любви к родному городу и интереса к историческому наследию Лесосибирска . Расширение представлений дошкольников об истории родного города. Формировать представления детей о последовательности событий в жизни города. Углублять краеведческие знания о родном городе. Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках. Бережно относиться к историческому наследию нашего города. 2. Проект-Музей «История моего города»

Слайд 9

Посещение Музея леса; Посещение городской библиотеки; Фотовыставка «Наш город родной» Выставка рисунков «Мои любимые места» КВН «Прошлое и настоящее города Лесосибирска » Организация мини-музея «История моего города» Содержание работы:

Слайд 11

Участники проекта – дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников. Цель проекта - развитие познавательного интереса к большой и малой родине, формирование знаний о истории родного края и страны, а также формирование патриотических чувств у детей 6-7 лет. Структура проекта: 1 блок – «Край ты мой любимый». 2 блок - «Моя Родина - Россия» 3 блок - «Россия – многонациональная страна» 3. Проект «Моя большая и малая Родина»

Слайд 12

Посещение выставочного зала Фотовыставка «Посмотри, как прекрасна Россия» Пособие по конструированию «Архитектурные сооружения России» Конкурс чтецов «С чего начинается Родина» Постановка спортивного танца «Мы – дети России» Доклады детей «Животные России», «Морские обитатели России» Содержание работы:

Слайд 13

Пособие по конструированию «Архитектурные сооружения России»

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами  выявлены эффективные средства формирования осн...