Семинар практикум на тему: "Экологические игры для развития детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самим представлениями о природе, сравнивать их, отличать изменения отдельных внешних признаков, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: - развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

- повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности;

- установить тесное сотрудничество между педагогами;

Задачи: - выявить имеющиеся  знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

- умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

- развивать познавательный  интерес;

- воспитывать любовь к природе, к родному краю;

При решении экологической задачи воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игровая деятельность, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) , экологические игры представляют детям возможность, оперировать заключениями в их содержании знаниями, способствуя таким образом уточнению, закреплению и обобщению полученных знаний и расширению кругозора. Играя дошкольник учится устанавливать в природе существующие взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенок увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри смой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме, и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу. Видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самим представлениями о природе, сравнивать их, отличать изменения отдельных внешних признаков, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Большое значение для развития имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятии и повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом  (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материала, совершенствуют свой чувственный опыт.

Строительные игры служат основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов, почему в одних условиях снег лепится, а в других нет.

Предлагаемые игры легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми. Игры имеют четкую структуру, методику проведения, а отдельные игры несколько вариантов.

«Экологическая башня «Лес»»

Цель:  познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

I вариант – плоскостной: набор карточек с иллюстрациями по четыре в каждом (например, лес – растение – травоядное животное – хищник);

II вариант – объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых – иллюстрации леса (лес – гриб – белка – куница; лес – ягоды – еж – лис; лес – цветок – пчела – медведь; лес – желуди – дикий кабан – волк; лес – береза – майский жук – еж; лес – сосновая шишка – дятел – филин).

Методика проведения: На первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет? Кто из зверей питается в лесу грибами? Есть ли у нее враги? Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб) то вся цепочка распадется.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить сою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«Пирамида «Птицы»»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

I вариант:  плоскостной: набор карточек разного цвета (желтый, синий, красный, черный и т.д.), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных, наборы карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например: сосна – сосновая шишка – дятел).

II вариант: объемный : набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных, пятый – растения, шестой – корм для птиц, седьмой – птицы (например, рябина – ягоды рябины – снегирь, ель – еловая шишка – клест, дуб – желуди – сойка, водоросли – улитка – утка, трава – кузнечик – аист).

Методика проведения: По аналогии с «Экологической башней «Лес»». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

Экологическое лукошко «Аптека Айболита»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстрации лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.)

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и т.д.

«Зеленые карты»

Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом,  на лицевой – иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное – корм для него).

Методика проведения: В игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«Прогулка в лес»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании  предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал:  планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки, силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам, набор запрещающих экологических знаков в конверте

 (например, не рвать ландыши, не топтать грибы, ягоды, не ломать ветви деревьев, не разрушать муравейники, не разводить костры, не ловить бабочек, не кричать, не включать громкую музыку, не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения:   В игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«Лесник»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и не съедобный, ягода, бабочка, путина, гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом виде и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют, рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Также мы не должны забывать про экологические игры на развитие воображения. Я вам представляю одну из них, игру с элементом ТРИЗ.

Я представляю себе, что я дерево

Мои корни вросли глубоко в землю.

Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей. Данный материал предлагает практические игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников...

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.

К концу дошкольного периода у ребенка начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения ориентировать словами, понимать логику рассуждений, и в это время  им...

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Семинар-практикум для родителей "Развивающие игры Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста"

Наиболеее популярные игры Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста "

Задачи: 1. Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.2. Формировать правильную осанку3. Развивать психические процессы /внимание, сос...

Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)

1.1Актуальность ПрограммыКак правильно подготовить ребенка к школьному обучению?Многие взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не га...