"Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателя"
методическая разработка (старшая группа)

Капбасова Айнура Серекжановна

Обучающий дидактический материал для воспитателей логопедических групп с целью повышения коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Задания в «Тетради взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателя» для детей всей группы и индивидуальных занятий в форме таблицы. В послеобеденное время для фронтальной работы даются задания по лексической теме: развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, дыхания, фонетико – фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_vospitatelyami_osen.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Азбука безопасности (осенний период)».

 Лексическая тема: «Правила безопасности в жизнедеятельности людей»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Примечание

  1. Развитие общей моторики

«Мы - шоферы»

Качу, лечу (Дети должны показывать движения)

Во весь опор (Дети шагают)

Я сам-шофер (Имитируют управлением рулем)

И сам – мотор (Круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (Сгибают ногу в колене)

И машина мчится в даль. (Бег на месте)

  1. Развитие мелкой моторики

Дорожных правил очень много:

Раз - Внимание дорога!

Два  - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(сгибают и разгибают пальчики)

(показывают указательный пальчик)

(указательный и средний пальчик)

(указательный, средний и безымянный)

(добавляют к поднятым пальцам мизинчик)

(легкие хлопки в ладоши в такт словам.)

  1. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Улыбка», «Трубочка»

Упражнения для языка

«Лопаточка» «Качели».

(губы в улыбке-трубочке)

(удержание языка под счет до 10)

  1. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Обучение грамоте.

1.Знакомство с неречевыми звуками. - Игра «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. - «Послушай звуки за окном»: что шумит? (деревья) что гудит? (машина) кто кричит? (мальчик) и т.д.

2.Знакомство с понятием «звук».

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

1.Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными. Д/игра «1, 2, 5». 1 машина, 2 машины, 5 машин. 1 светофор, 2 светофора, 5 светофоров и т.д.

2.Обучить составлению предложений с противительным союзом «а»: Д/игра «Подбери слово». Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Грузовик подъехал к дому, а потом... (отъехал). Грузовик въехал на горку, а потом... (съехал). Грузовик заехал в гараж, а потом... (выехал). Грузовик укатил, а потом... (прикатил). Грузовик уехал, а потом... (приехал). Грузовик отъехал, а потом... (приехал).

3.Совершенствовать умение употреблять формы множественного числа в родительном и именительном падеже. Машины – много машин, дорога – много дорог

  1. Развитие связной речи

1.Уточнить и расширить представления о правилах дорожного движения. Уточнить, расширить и активизировать словарь по данной теме.

2. Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок. Объяснение пословицы: «Тише едешь — дальше будешь». Заучивание стихотворений.

3.Чтение с обсуждением: А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», Н. Носов «Автомобиль», «Незнайка на луне», М. Ильин «Машины на нашей улице», А Дугилов «Моя улица», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», «Два радиста», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».

Тема недели: «Наш детский сад»

Лексическая тема: «Профессии детского сада»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Примечание

  1. Развитие общей моторики

«Повар»

Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку)
Мясо, яйца, сухофрукты
(загибают пальчики)
И получится тогда
Очень вкусная еда.
(гладят по животику)

  1. Развитие мелкой моторики

«Прачка»

Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки
Устали мои руки!

(Делают движения кулачками,
имитирующие стирку.
Пальцами- правой руки поочередно
потряхивают пальцы левой руки.
При повторе то же с другой рукой.) (Встряхивают обе руки)

  1. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Упражнение для языка «Лопаточка».

Покусывание языка —

Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счет до пяти.

(удержание языка под счет до десяти)

расслабление языка (шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя).

  1. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Обучение грамоте.

1.Знакомство с речевыми звуками. Игра- «Какое слово самое длинное?» Находим самое длинное слово, ориентируясь на количество слогов. Мячик, шар, игрушка. Кукла, скакалка, кубик. - «Какое слово самое короткое?» Мяч, лопатка, машина. Куколка, шар, коляска.

2.Знакомство с понятием «звук».

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

1.«Продолжи предложение» (формируем умение заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека).Повар на кухне (готовит что?) суп, запеканку, кашу, компот…. Воспитатель утром с детьми (делает что?) зарядку, завтракает, проводит занятия… Дворник во дворе (делает что?) подметает дорожки, убирает мусор…. Помощник воспитателя (моет что?) тарелки, стаканы, пол, двери…

2. «Исправь ошибку» (ребенку предлагается предложение с вопросом «так или не так?») Воспитатель еду готовит, а повар с детьми играет? Дворник учит говорить, а логопед дорожку метет? Помощник воспитателя на пианино играет, а музыкальный руководитель посуду моет? Сторож прививки делает, а медсестра детский садик охраняет?

3. «Кому, что нужно для работы»

Повару - кастрюля, поварешка... Врачу – шприц, вата... Воспитателю – книга, ручка... Прачке – стиральная машина, утюг… Дворнику – метла, грабли… Музыкальному руководителю – ноты, музыкальные инструменты…

  1. Развитие связной речи

1.Обучение детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Ваня рисует машину. Катя читает книгу. Дети играютв прятки. Повар готовит еду. Врач лечит детей.

2.Составить описательный рассказ об игрушке по плану.

3.Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.

4.Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду»

Тема недели: Осень (Краски осени. Урожай).

Лексическая тема: «Осень (Лес, деревья). Грибы, ягоды».

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Примечание

  1. Развитие общей моторики

Туча небо кроет,                                               Взмахи руками над головой.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,                                            Изображают рупор.

Дождик моросит.                                             Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели                                                Топают ногами на месте.

Быстрого ручья,

Птички улетели                                                   Изображают улетающих птичек.

В теплые края. (А. Плещеев)

  1. Развитие мелкой моторики

«Осенние листья»

"Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины, 
Листики тополя,
Листья осины, 
Листики дуба мы соберем, 
Маме осенний букет отнесем" 

(Загибают пальчики, начиная с. Большого.

Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу)

  1. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Упражнения для губ

Упражнения для языка:

Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счет до пяти.

«Улыбка» — «Трубочка». Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].

«Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). «Иголочка».

  1. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1.Знакомство с гласным звуком «У». - Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.-Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

-Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его красным квадратиком.

2.Знакомство с буквами У, у.

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

1.Игра «Один — много». Дерево — деревья. Лист — листья. Трава — травы. Гриб – грибы, ягода – ягоды, дуб – дубы.

2. Игра «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают.

3. Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое?). Солнце, погода, деревья, трава.

4. Игра «Назови ласково». Гриб – грибок, лист – листок, дождь – дождик, берёза – берёзонька, дерево – деревце.

5. Игра «Что делает, что делают?». Падает – падают, Шелестит – шелестят.

6. Игра «Жадина». Мой листок, моя шапочка.

  1. Развитие связной речи

1.Формирование сложноподчиненного предложения с союзом потому что: На картине осень, потому что на ней есть грибы.

2.Выделение общих и отличительных признаков елки, берёзы, дуба.

3.Чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила...», М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно».

Тема недели: Осень (Краски осени. Урожай).

Лексическая тема: «Фрукты».

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

Примечание

  1. Развитие общей моторики

В саду фруктовом яблоня                Машут руками над головой.

Посажена была.                                     «Сажают» яблоню.

Она цветами белыми       Руки подняты вверх, ладони изображают

                                               Нераспустившийся цветок

Весною расцвела.                                  «Цветок» распускает лепестки.

Следил наш старый дедушка,             Изображают старого дедушку с палочкой.

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня                         Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод.                        Пощипывают щеки.

  1. Развитие мелкой моторики

Фруктовая ладошка.
Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.

Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Упражнение для губ

Упражнение для языка

Спокойное открывание и закрывание рта. Поцелуй губами. (Губы вытянуты вперед трубочкой.)

«Лопаточка» (удержание языка под счет до семи).

  1. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Обучение грамоте.

Игра «Выдели звук». Выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д. Давать им характеристику: эти звуки гласные (потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду), обозначаем их красным цветом.

Обозначение места звуков в схеме.

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

1«Веселый счет» одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;

один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.

2 «Назови, какой сок?» Сок из яблок — яблочный,... груш - грушевый... слив - сливовый,... вишни - вишневый,... лимонов - лимонный,... абрикосов - абрикосовый,... апельсинов - апельсиновый,... персиков – персиковый, мандаринов - мандариновый.

3 «Назови ласково» Апельсин – апельсинчик;              Мандарин – мандаринчик; Банан  – бананчик;  Яблоко  – яблочко;  Лимон –лимончик; гранат – гранатик; абрикос – абрикосик; виноград – виноградик.

4 «Четвертый лишний» Груша, лук, яблоко, абрикос. Помидор, груша, свёкла, тыква. Апельсин, банан, огурец, вишня. Яблоко, виноград, картошка, слива.

  1. Развитие связной речи

1. Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах.

2 Составление описательного рассказа о любом фрукте по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Существуют разнообразные варианты оформления тетради взаимодействия между воспитателем и учителем-логопедом дошкольного логопедического пункта.Я предлагаю простую и удобную форму изготовления и ведени...

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С ОНР

РАЗДЕЛРАБОТЫОбщие речевые навыкиОбщая моторика. Речь с движениемМелкая моторикаЗрительное и слуховое вниманиеЛексика, связная речь, грамматика.Звуко-произношениеРабота над слоговой структурой сл...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Предлагаем форму "Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы для детей с ОНР"...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных ...

тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей для средней группы...