Конспект занятия « Легенды и предания о родном крае» (подготовительный возраст)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карпаева Галина Владимировна

Конспект занятия  « Легенды и предания о родном крае» (подготовительный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legendy.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский сад  комбинированного  вида № 4»  города Аши Челябинской области

Конспект занятия в подготовительной группе

 « Легенды и предания о родном крае»

                   

                               

                                                                           

                                                                               

                                                                                Воспитатель: Карпаева Г.В..

        

        

                                                          Аша

                                                          2021

Цель: расширение представлений об Урале.

Задачи:

Образовательные:

расширение представления об истории Урала, о его природных богатствах, знакомство детей с Уральской легендой «Чудесный пояс».                              Развивающие:

развивать внимание, речь, память.

Воспитательные:

воспитание любознательности, любви, интереса к родному краю, чувства патриотизма.

Оборудование:

предметные картинки Урала, ящики с песком, образцы уральских камней, мячик-«ёжик», голубые картонные круги, «железнодорожные пути», «автодорога», монетки, изделия из камня, чугуна, каслинское литьё, портрет П. Бажов, конверт с письмом.

Предварительная работа:

Чтение книги «Сказания о древнем Урале», Уральские сказы и легенды и беседы по прочитанному материалу. Просмотр видеофильмов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка»

Ход:

 Сегодня необычное занятие – занятие-путешествие. Хотите узнать, куда мы отправимся путешествовать? Тогда соберите из данных звуков слово:

У р а л.

Правильно! Урал.

Сегодня мы отправляемся путешествовать по Уралу.

- Большая страна, в которой мы живем, называется как? (Россия) .

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом.

Россия состоит из многих частей.

Урал – это тоже часть России.

Урал – "редчайшее место и по мастерам и по красоте".

Чудесна природа Урала: лесистые горы, голубые озера, быстрые реки.

Мы с вами уже знакомились с хвойными деревьями. Какие это деревья? (ель, сосна, лиственница, кедр)

Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хруста-лем, мрамором, гранитом, полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом. Ведь не зря называют Уральские горы каменным поясом.

«Урал»:

Урал, Урал. Заводы, шахты, горы.,

Страной железа видишься ты мне.

Твои сыны, литейщики, шахтеры,

Себя как дома чувствуют в огне.

С рождения металлом окруженный,

Уралец — прирожденный металлист,

А значит, он и воин прирожденный,

И слесарь от рожденья, и танкист.

М. Львов

Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка его — большое искусство. Про таких чудо-мастеров писал П. Бажов свои сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка». Мы читали с вами эти сказы, смотрели видеофильм.

Посмотрите, что сделал народ из камня (показывает детям вазы, шкатул-ки, ларцы, панно, гравюру, чеканку каслинского литья).

Уральские умельцы заставили камень говорить.

История Урала состоит из многих событий. Своя история есть и у Уральских гор.

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

В. Степанов

Уральские горы – это граница между Европой и Азией. Мы живем в пограничной полосе. Она создана самой природой и протянулась с севера на юг на очень большое расстояние. Вдоль нее стоят пограничные столбы – метки – памятные знаки.

Исторические названия Уральских гор.

Так вот, много-много лет назад Уральские горы назывались иначе - Чудесный пояс. Рифейские горы, Гиперборейские горы. Я прочитаю вам легенду «Чудесный пояс».

ЧУДЕСНЫЙ ПОЯС

Давно это было. Жил в наших краях удалой башкир, егет. Почти весь Урал он объездил на своем коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья. Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила ему невеста необыкновенный пояс, шитый шелком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатства в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько ни искали, не могли найти.

Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе, да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие-то нашли на горе Атач. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса егета: не нашли ли тот пояс русские купцы?

Вот такая легенда о названии Уральских гор.

Игра с «мячиком – ёжиком», на спинке которого множество иголочек из цинка, меди, серебра, железа, никеля – даров Урала. Иголочки плотно прижались к ладошке и мы будем отхлопывать ритмы любимых песен и стихов.

- Мы продолжаем свой путь. Представьте себе, что вы летите на самолёте. Я пилот. Все друг за другом летим.

Под нами появились голубые озёра. Над чем мы пролетаем? (Мы пролетаем над голубыми озёрами)

- На что похожи озёра? (Озера похожи на блюдца) .

- Вот и лес. Он становится выше и гуще. Какие хвойные деревья растут на Урале? (На Урале растут ели, кедры, сосны) .

- Это тайга. Мы пролетаем над чем? (Мы пролетаем над тайгой) .

- Природа внизу снова меняется. Мы на половине пути. Отчетливо видна сеть железнодорожных путей. Над чем пролетаем? (Мы пролетаем над железнодорожными путями) .

- То тут, то там видны змейки асфальтовых дорог. (Мы пролетаем над асфальтовыми дорогами) .

- А вот и знакомый посёлок из трубы валит дым. Над каким посёлком мы пролетаем? (Над посёлком Новогорный) .

Нам машут с земли ваши мамы, папы, воспитатели и друзья.

- Как хорошо дома. Уральская природа приветствует нас.

Песочная терапия.

- Хозяйка Медной горы прислала для вас задание, но прежде чем выполнить его, разомните пальчики в песочнице. Почувствуйте, как песок ласкает ваши ладони, пальчики, забирает от вас все плохое, а отдает теплую добрую энергию.

(Работа в 1 ящике с песком.)

1) Разгладили поверхность песка,

2) поскользили ладонями по нему;

3) ребром ладоней нарисовали железную дорогу. По ней прошел поезд: чух-чух-чух (кулачками) ;

4) разгладили песок;

5) ребром ладони сделали лесную тропинку;

по ней прошел человек (1, 2 пальцы правой, левой руки) ;

а затем промелькнула ящерица – помощница хозяйки Медной горы. (Вторым пальцем правой, а затем левой руки сделали змейку на песке) .

Задания хозяйки Медной горы. (Работа во втором ящике с песком)

- Найдите, какие полезные ископаемые можно найти в моих горах. (Дети находят и достают из песка образцы пород) ;

- Чего много в недрах Урала? (В недрах Урала много золота, каменного угля, медной руды, железной руды, самоцветов, поваренной соли) .

- Почему золото называют царем металлов? (Оно не ржавеет, не стареет, не меняет свой цвет) .

- Когда о человеке говорят «золотой»? (Когда очень хотят похвалить человека, подчеркнуть, что в нем есть доброта и сердечность) .

- Что значит «Мастер – золотые руки». (Так говорят о человеке, который умеет делать все красиво, быстро, прочно) .

-Молодцы, ребята! Порадовали вы меня.

Итог.

Путешествие наше заканчивается. Итак, какой он, наш Урал? (Урал очень большой, очень красивый и очень разный) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по ознакомлению с самобытностью родного края

Программа «Истоки», по которой работает наш коллектив – открытого типа, что предполагает использование различных методик и технологий. Для более полного усвоения ребенком нравственных, общечел...

конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"

Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа

Конспект занятия по окружающему миру "Мой родной край" подготовительная группа...

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...

Конспект занятия по окружающему мину "Наш родной край"

Занятие направленно на обобщение, закрепление и расширение знания детей о Горной Шории и городе Таштаголе....

Конспект занятия по познавательному развитию "Мой родной край"

Для детей подготовительной группе по познавательному развитию. Авторство....

Конспект занятия в средней группе "Природа родного края"

Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу и о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края...