Мастер - класс "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие слухового восприятия".
методическая разработка

Матвеева Ольга Александровна

«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма»     Д.Б. Эльконин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие слухового восприятия.

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, через предъявление опыта работы по использованию игр и упражнений по развитию слухового восприятия у дошкольников.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития слухового восприятия, через игры и упражнения, развивающие такт, ритм, темп.

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения игровых заданий;

- показать практическую значимость использования данных игр и упражнений, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности с детьми.

Практическая значимость: ознакомление с методами и приёмами работы в образовательной деятельности, способствующих развитию слухового восприятия у дошкольников.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, таблички, картинки, аудиозаписи, компьютер.

Ход:

- Здравствуйте уважаемые педагоги! Хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста».

Слуховое восприятие или слуховая память занимает особое место в развитии дошкольников ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях.  

Вы, наверное, все обратили внимание на появляющиеся у детей проблемы со слуховым восприятием, слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, важно обратить особое внимание на развитие слуховой памяти и восприятия у дошкольников.

Слух-это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой - восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

Неречевой слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе.

Речевой (фонематический слух) - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка - активное проявление собственного фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5-6 лет.

    Работа по развитию фонематических процессов проводится поэтапно: 

1 этап - узнавание и различение неречевых звуков. Например: шум дождя, шелест листвы, гул самолёта, гудок поезда, звук проезжающих машин  и т.д.                                                         2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.   Например: ребёнку предлагается определить, кто его «зовёт» - медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом)                                                                                                                                            Работа по развитию фонематических процессов 1 и 2 этапов ведётся в основном в младших группах в рамках образовательных областей «речевое развитие» и «художественно - эстетическое развитие» (развитие музыкальных способностей).  

 3 этап - различение слов, близких по своему звуковому составу. Включает игры, где нужно показать на картинке, где -коса-, а где -коза-, где -дрова-, а где -трава-.                                                   4 этап - дифференциация слогов. Здесь дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па - ба, ку - гу, ма - на и др.                                                                                       5 этап - дифференциация фонем. Дети учатся различать фонемы родного языка, которые являются сенсорными эталонами слухового (фонематического) восприятия. Следует начинать с дифференциации гласных звуков, а только потом - согласных.                                        6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Здесь тоже важна определённая   последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове, затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец). И только потом можно переходить к определению количества звуков в слове, а также определению места заданного звука по отношению к другим звукам в    слове.                                                                                                                                                          

Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципу последовательности - «от простого к сложному», а также предлагать ребёнку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес у учебной деятельности.                                              

Игры, развивающие слуховое восприятие, очень важны, так как большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Сегодня я хочу вас познакомить с играми, которые мы используем в работе с дошкольниками по развитию слухового восприятия.

КТО БОЛЬШЕ?                                                                                                                                                     Эта игра относится к разряду игр, связанных с бытовыми шумами.                                                         Возраст детей: от 2 лет.                                                                                                              Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Давай мы с тобой немного посоревнуемся: закроем глазки и послушаем ровно минуту, что происходит вокруг нас. Когда минута истечет, мы посчитаем, кто больше звуков услышал».                                           Минуту можно засечь на будильнике, таймере, встроенном в мобильный телефон, или же попросить кого-то третьего быть судьей и засечь для вас время.

ЗАПОМНИ  РИТМ                                                                                                                                       Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации.                                                         Возраст: 4—5 лет.                                                                                                                                     Описание игры: ведущий (взрослый) ритмично хлопает в ладоши, а играющие должны запомнить ритм. Если детям трудно сразу запомнить ритм, можно обучить их запоминанию ритма по цифровой системе (считать хлопки, выделяя паузы между ними). Дети запоминают ритм, считая вслух и следя за движениями. Если в игре принимают участие несколько детей, то ритмический рисунок сначала повторяет каждый, а затем вся группа, ускоряя темп. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Комментарий: если детям трудно воспроизвести ритмический рисунок, можно предложить им сопровождать хлопки голосом. Начинать игру с легких рисунков в медленном темпе. Не стоит переходить к новому ритму, если большинство детей не освоили предыдущий.

   Вот, например, игры с использованием карточек, которые способствуют развитию чувства ритма, такта, слухового и визуального внимания. Необходимо выполнить рисунок по карточке. Есть множество вариантов выполнения детьми данного задания.

Прохлопать, протопать, прощёлкать язычком, простучать, продудеть, пропеть: маленький предмет - быстро, большой - медленно; или маленький – тихо, большой громко; или маленький – прохлопываем, а большой – нет (пауза).

Следующее упражнения с использованием палочек от суши. Эти упражнения способствуют развитию ритма, такта, внимания и слухового восприятия, ну и конечно работает как гимнастикадля пальчиков.

Предлагаю вам выполнить вместе со мной одно упражнение – «Вы скачите палочки, как солнечные зайчики».

- сядьте ровно, спинку выпрямите. Возьмите по палочке в каждую руку за нижний край и поставьте на, палочку в левой руке на левое колено, в правой – на правое. А теперь, в такт текста выполняем вместе со мной упражнение.

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики

(поочередно стучим нижним концом палочки по коленям),

Прыг – прыг,

(стучим палочку о палочку)

скок– скок,

(стучим палочками одновременно по коленям)

Прискакали на лужок.

(поочередно стучим нижним концом палочки по коленям)

Правой ножкой топ-топ,

(стучим концом правой палочки по правому колену)

Левой ножкой топ-топ,

(стучим концом левой палочки по левому колену)

На головку сели

(поставили «рожки» на голову)

Песенку запели

(постучали палочками друг по другу).

Как вы считаете, уважаемые педагоги, что мы развиваем при проведении подобных игр.

Вы правы, слуховое внимание, память, ритм, темп. Способствуем сплочению детского коллектива. Воспитываем дружелюбие. А ещё создаём условия для проживания детьми яркой и увлекательной жизни в детском саду, полной радости и чудес.

Предложенный вашему вниманию игры не требует особых условий и подготовки, их легко можно применять в повседневной работе с дошкольниками и познакомить с ними родителей воспитаников.  

Спасибо вам за активное участие в моём матер-классе.

Я очень надеюсь, что предъявленный мною опыт работы с детьми вам будет полезен.

Если мой мастер – класс вам понравился, и вы уже решили для себя, что будите использовать в своей работе с детьми предложенные мною игры, то пожалуйста похлопайте в ладоши. А если я не справилась с поставленными задачами, то просто положите руки на колени.

Спасибо вам огромное, мне очень важно было узнать ваше мнение!

В заключении, хочется пожелать всем добра и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие слухового восприятия.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.Развитие слухового восприятия.Тема: «Что за звук?»Задачи: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие зрительного восприятие»

Цель: познакомить педагогов с играми, способствующими развитию зрительного восприятия у детей.Задачи: направить воспитателей для развития и укрепления зрительного восприятия у детей; познакомить с фор...

Мастер-класс: « Использование приёмов работы по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих детей»

Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятель...