Программа воспитания
рабочая программа

Сахончик Татьяна Владимировна

Программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vospitaniyu_2021-2023_uchebnyy_god.docx87.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект программы воспитания в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2021


Оглавление

Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду        4

Раздел 2. Цель и задачи программы воспитания:        5

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности        7

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы        22


 Основная приоритетная задача стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования и поэтому, начиная с раннего дошкольного возраста важно прививать детям основы социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».

Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие, нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет воспитание духовности и патриотизма. Методы и приемы духовного и нравственного воспитания, используемые в деятельности детей разнообразны, но обязательно педагог должен учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, понимание социальных явлений). Взрослый (педагог и родители) также должны учесть, что воспитывая любовь к духовным и нравственным ценностям: к семье, людям, Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Мы, взрослые, забываем о том, что все это время с нас берут пример наши дети. А ведь именно в детстве, юности человек набирается опыта, интеллекта, в зрелости – реализует накопленный опыт, а в старости он должен передать этот опыт своим потомкам. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет неотъемлемой частью его и нашей жизнью. Педагог может только подкрепить формирование духовно-нравственной сферы - деятельностью, совместная деятельность взрослых и детей – гарантия успешного воспитания высоко духовной и нравственной личности. Воспитание человеческих качеств на основе многовековой и богатой русской духовной традиции должно стать приоритетной педагогической задачей современного общества. Воспитание молодого поколения оказывается делом нелёгким. Для многих родителей, педагогов, до сих пор нерешённым остаётся вопрос, какие идеалы в воспитании должны быть взяты за основу.

Проект рабочей программы ГБДОУ детского сада № 74 разработан с целью создания вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование развития детской личности ребёнка с включением детей в интеллектуально -познавательную, трудовую, физкультурно-оздоровительную, игровую деятельность на основе потенциала дошкольной организации.

Программа по созданию условий для развития и воспитания детей в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга на 2021-2023 годы

Паспорт программы

Название программы

Программа воспитания в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Основания для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Цель Программы

- создание дополнительных условий для воспитания и социализации воспитанников в ГБДОУ реализующего программу дошкольного образования детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России

Задачи Программы

- создание целостной системы воспитания, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установления связи между субъектами образовательной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

- создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников ГБДОУ, реализующего программу дошкольного образования детей, их готовности к жизненному самоопределению;

- создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка на основе традиционных культурных и духовных ценностей российского народа;

- поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

Исполнители мероприятий Программы

Воспитатели, специалисты ГБДОУ

Сроки реализации Программы

 2021-2023 годы

Основные направления Программы

Основные направления содержания воспитательной компоненты в ГБДОУ д/с №74: «Моя Родина – Россия» «Истоки духовности», «Моё здоровье – моё будущее», «В кругу семьи», «Человек трудом славен», «Моё право», «Зелёная планета», Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательных компонентов в ГБДОУ

Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду

  • Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в ГБДОУ детском саду объясняется тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.
  • В соответствии с Законом об образовании образование состоит из воспитания и обучения, то есть компоненты образования есть воспитание и обучение. Следовательно, под воспитательной компонентой образования следует понимать собственно воспитание (в более точной терминологии воспитание в образовательных организациях = социальное воспитание).
  • Таким образом, вопрос об усилении эффективности воспитательной компоненты образования – это вопрос об усилении эффективности социального воспитания в ГБДОУ.
  • Разработка Программы по созданию условий для развития воспитания в ГБДОУ обусловлена несколькими причинами.
  • В условиях решения стратегических задач развития страны важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.
  • Причиной разработки данной Программы является также отсутствие единой целостной системы воспитания, объединяющей технологии воспитания, направления организации воспитания и социализации детей, реализуемых в общеобразовательных организациях области.
  • Необходимость Программы обусловлена необходимостью усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
  • Представленная Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания воспитания и социализации детей, а также взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными российскими организациями.

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

При этом в ГБДОУ созданы условия для реализации разработанных программ, обеспечения воспитания детей на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и гражданина Санкт-Петербурга. Образовательный процесс при этом направляется на воспитание уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: детского сада, школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные российские религиозные организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании развивающего, социально-открытого уклада жизни образовательной организации принадлежит педагогическому коллективу детского сада.

В соответствии с ФГОС в основную образовательную программу детского сада в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации воспитанников, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Конвенция о правах ребёнка, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 7 мая 2012г. № 599, Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р, рекомендации Министерства образования и науки РФ «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Возраст детей, участвующих в освоении воспитательной программы от 3 до 7 лет. 

Раздел 2. Цель и задачи программы воспитания:

Цель и задачи деятельности ГБДОУ по реализации воспитательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ГБДОУ, реализуемой основной образовательной программой и на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

повышение эффективности взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды в Ульяновской области;

создание условий для развития профессионализма воспитателей, работающих в образовательных организациях области.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные принципы реализации Программы:

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ГБДОУ) и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество ГБДОУ с семьей.

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы:

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  • принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Основные условия организации эффективного воспитания воспитанников

Основные условия эффективности воспитания (уровень – педагог)

Использование основных механизмов эффективного воспитания.

Включение воспитанников в: личностно-значимую, привлекательную для них социально-позитивную совместную деятельность, создающую возможности проявления способностей, умений, характера осознания личного смысла этой деятельности.

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений, видов и форм воспитательной работы ГБДОУ. Виды деятельности (ОД + режимные моменты): игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание, изобразительная деятельность и конструирование, музыкальная деятельность, восприятие произведений художественной литературы. Виды работы по программе воспитания в ГБДОУ: - игры, беседы, экспериментирование, организация тематических игр и импровизаций, выполнение различных видов работ на участке, проектная деятельность, создание творческих работ, участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий, знакомство с работами известных художников, скульпторов, чтение, сказочные викторины, импровизации, драматизации.

Формы и режим занятий.

Дети 3-4 лет и 4-5 лет - программа реализуется интегративно через все образовательные области при проведении ОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.

Дети 5 – 6 и 6 – 7 лет – Кроме интегративной реализации программы через все образовательные области при проведении ОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей, предусматривается 25 и 30 минут еженедельно ОД.

Каждый вид деятельности и формы работы программы воспитания ГБДОУ:

- позволяют провести воспитательную работу с детьми сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий;

- способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; 

- направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.

 - благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков;

- формируют элементарные представления о видах искусства;

- способствуют восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах;

- дают возможность родителям получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми;

- позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Мероприятия по программе воспитания это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки

Основные условия эффективности воспитания (уровень – образовательная организация)

- Восприятие администрацией ГБДОУ, прежде всего руководителем, воспитательного компонента образования как требующего постоянных управленческих усилий и личного участия заведующего в разработке стратегии и анализа воспитательного процесса.

- Систематическое обсуждение и анализ в ГБДОУ на всех педагогических уровнях (административном, педагогического коллектива, метод объединений, творческих групп) трудностей, проблем, перспектив реализации воспитательного компонента образования с отдельными детьми, коллективами, в ГБДОУ в целом.

- Ориентация в организации воспитательного процесса в ГБДОУ, прежде всего, на создание и развитие уклада организации как атмосферы, отношений защищённости, доброжелательности, дружественности.

Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности ГБДОУ и конкретных групп возможны устойчивые воспитательные результаты.

Поэтапная работа в ГБДОУ по формированию внутриорганизационной нормативной базы по реализации воспитательной компоненты образования, с учётом финансовых и кадровых ресурсов.

Основные направления содержания воспитательной компоненты в ГБДОУ

Направления деятельности

  • Гражданское и патриотической воспитание
  • Духовно-нравственное развитие
  • Приобщение детей к культурному наследию
  • Физическое развитие и культура здоровья
  • Трудовое воспитание
  • Экологическое воспитание

К основным и перспективным региональным содержательным проектам и программам социального воспитания (воспитания и социализации) детей ГБДОУ детского сада № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга относятся: «Моя Родина – Россия», «Истоки духовности», «Человек трудом славен», «Моё здоровье – моё будущее», «Моё право», «В кругу семьи», «Зелёная планета».

Сквозным линиями (стержнями) реализации представленных ниже программ и проектов являются поддержка и формирование ценностей нравственности, индивидуального развития, гражданственности, патриотизма.

Общими результатами реализации всех программ являются:

- наращивание социальных и культурных компетенций детей,

- формирование ценностного отношения к социальным явлениям,

- создание опыта активного социального действия.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамка направлений деятельности воспитательной работы и примерного тематического планирования нашего

учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 I. «Моя Родина – Россия » - формирование ценности гражданственности и патриотизма

Главная цель - формирование у дошкольников современного патриотического сознания, принятия культуры своей Родины (большой и малой), создание опыта гражданского поведения.

Реализация данного направления предполагает последовательное решение задач воспитания дошкольников с использованием потенциала истории и культуры Санкт-Петербурга.

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование у дошкольников исторической памяти сокрытой в истории малой и большой Родины, в традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение;
  • развитие интереса у дошкольников к истории родного края.
  • Использование для формирования гражданской идентичности уникальную историю и традиции города на Неве.
  • развитие интереса дошкольников к современной жизни города и проектирование его будущего;
  • воспитание ответственности за социальный выбор, последовательное формирование общественной инициативы, направленной на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, детского сада, района, города.

Ключевые направления и проекты в развитии данного направления:

Направления и проекты, направленные на исследование родного края, нравственного и культурного наследия страны и региона;

Направления и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны;

Проекты, направленные на сохранение культуры юного Санкт-Петербуржца.

 II. «Истоки духовности» - формирование духовно-нравственных ценностей

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и окружающим миром.

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование у дошкольников ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, справедливость, милосердие и др.);
  • формирование у дошкольников представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у дошкольников уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
  • развитие интереса дошкольников к активному познанию культуры и исторического наследия Санкт-Петербурга

Ключевые направления и проекты в развитии данного направления:

  • просветительские направления и проекты, направленные на увеличение объёма информации по истории и культуре народов России;
  • направления и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности;
  • направления и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры, программы дополнительного образования, реализуемые совместно с театрами, музеями;
  • направления и проекты непрерывного развития культуры чтения воспитанников совместно с библиотекой;
  • направления и проекты социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами.

III. «Человек трудом славен» -формирование положительного отношения к труду и профессиональному творчеству

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование у дошкольников уважения к человеку труда, ценности труда;
  • формирование условий для развития возможностей дошкольников с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического, социального и личного бытия человека;
  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, а также с процессом определения и развития индивидуальных способностей в сфере труда и профессиональной творческой деятельности.

Ключевые направления и проекты в развитии данного направления:

  • направления и проекты, направленные на ознакомление дошкольников с содержанием и спецификой практической деятельности в различных и особенно в новых, современных и перспективных профессиях;
  • направления и проекты, ориентированные на формирование бытовых трудовых компетенций и их ценности.

IV. «Моё здоровье – моё будущее» - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Здоровье молодого поколения - это показатель физического и нравственного состояния общества. Сохранение и улучшение здоровья дошкольников является одной из основных задач модернизации российского образования. Здоровье детей не может рассматриваться без учета адаптации организма к окружающей среде. Одним из частных проявлений неблагоприятной самореализации дошкольников является нарушение физического и психического здоровья, поэтому такие дети нуждаются в особом эмоционально-психологическом сопровождении.

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности нравственного и духовного здоровья;
  • формирование у дошкольников навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в организованной и самостоятельной деятельностях;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культуры и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека.

Ключевые направления и проекты в развитии данного направления:

  • направления и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, проведение дней здоровья, конкурсов);
  • направления и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом;
  • направления и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры (информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий);
  • направления и проекты, направленные на формирование культуры здоровья.

 VI. «В кругу семьи» - формирование ценности семьи

Семья - начальная структурная единица общества, первая социальная общность ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с семьёй на основе социального партнёрства.

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование у дошкольников образа семьи на основе традиционных семейных ценностей таких, как любовь, верность, честь, жертвенность, забота о старших и младших, преемственность поколений, традициях, культуры семейной жизни;

Ключевые направления и проекты в развитии данного направления:

  • программы воспитательной поддержки родителей, создание клубов для родителей, консультаций и других форм образования и воспитания родителей;
  • совместная с родителями выработка общего понимания целей, содержания, смыслов воспитательного процесса;
  • направления и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач;
  • использование в практике образовательной деятельности семейных традиций, историй, опыта старшего поколения семьи;
  • проекты использования потенциала образовательных сетей для взаимодействия с родителями, при этом акцент делается на поддерживающее воспитанника взаимодействие, информирование родителей о достижениях дошкольника, его образовательном потенциале.

VII. «Зелёная планета» - формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде

Основные задачи в этой сфере:

  • формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование ценностного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

  • программы и исследовательские проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры;
  • программы и социальные проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках детского сада, двора, района, города.

Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательной компоненты в дошкольном учреждении:

  • Нормативно-правовые
  • Организационно-управленческие – организация межведомственного сетевого взаимодействия по обеспечению участия дошкольников в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых программах;
  • создание системы организации и проведения мониторинга эффективности реализации Программы.
  • Кадровые - проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников ГБДОУ в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей системы образования и имеющихся у самих педагогов интересов, расширение возможностей для профессионального общения педагогов детских садов с коллегами, родительское участие в разработке воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Информационные – организация информационной поддержки мероприятий Программы в средствах массовой информации, интернет-сайтах, публичные отчёты ГБДОУ по вопросам воспитания, в том числе на сайте детского сада.

Мероприятия по реализации основных направлений Программы

Мероприятия по реализации содержания воспитательной компоненты в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга:

Младшая группа

Области

Формы работы

1. Истоки духовности

  • Формирование толерантности.

  • Понятия морали и этики.

  • Добрый мир.

  • Культурно – историческое наследие (юный петербуржец).

  • Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
  • Игры «Ласковое имя», «Комплименты».
  • Беседа на тему: «На огромной на планете очень разные есть дети».
  • Игры на снятие напряжения «Мое настроение», «Веселый – грустный».
  • П/и «Путешествие на остров Дружба».

  • Игры «Добрые дела», «Чудо-ожерелье».
  • Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо».
  • Проект «Коробочка добрых дел».
  • Этические беседы «Как мы вместе трудились на участке», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д.
  • Чтение х/л «Как себя вести». Правила поведения для хороших мальчиков и девочек Г. П. Шалаева, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский.
  • Чтение х/л сказка «Крошечка- Хаврошечка», Пермяк Е.А. «Дежурные сестры», Сутеев В.Г. «Страшный зверь», В.Осеева «Волшебное слово».
  • Ситуативный разговор « Как мы помогаем друг другу!»
  • Подготовить памятку для родителей «Искусство наказывать и прощать»
  • Оформить выставку семейных и детских фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
  • Игра « Передай добро по кругу»

  • Беседа: «Я - частичка большого города».
  • Конструктивные игры «Построй красивый дом».
  • Игра «Изобрази скульптуру», «Львы».
  • Рассматривание иллюстраций с видами Санкт- Петербурга
  • Знакомство с символами: флаг России, герб России, флаг и герб Санкт- Петербурга.
  • Консультация для родителей «Прогулки по Петербургу», «Санкт- Петербург- город музеев».

2. Человек трудом славен.

  • Обогащение представлений о многообразии мира профессий в обществе.

  • Расширение представлений о структуре трудового процесса.

  • Чтение «Сказка о пропавших профессиях», С.Михалков «А что у вас?», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Откуда стол пришел?», В. Маяковский – «Кем быть?» 
  • Экскурсия по детскому саду (повар, врач, секретарь)
  • Презентация на тему: «Все профессии важны».
  • Н/п игры «Профессии».
  • Беседа: «Профессии в моей семье».

  • С/р игры «Магазин», «Строитель», «Парикмахер», «Доктор»
  • Д\и «Четвертый лишний», «Кого не стало?»
  • Словесная игра «Угадай, что я делаю?»
  • Отгадывание загадок.

3. Мое здоровье – мое будущее».

  • Формирование представлений о ЗОЖ,

  • Воспитание потребности в ежедневных физических занятиях.

  • Воспитание интереса к собственному телу (валеология).

  • Беседа с детьми «О чистоте и здоровье»

(с использованием презентации).

  • Консультация для родителей «Закаливание».
  • Игра-занятие «Почему заболели ребята?».
  • Игры-пантомимы: «Как ты моешь руки?», «Как ты расчесываешь волосы», «Почисти зубки» и т.п.
  • Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Ануфриева «Кто умеет чисто мыться» О.Выготская «Тихий час», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу».

  • Д/и: «Посмотри и назови», «Назови виды спорта»; «Собери картинку».
  • Ежедневное проведение: утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, прогулка, дыхательная гимнастика, самомассаж, подвижные игры.
  • Д/игра: «Зачем нам нужен носовой платок», «Правила чистюли».
  • Беседа « Мы дружим с физкультурой».

  • Чтение Благинина Е. «Обедать»;

 «Знай своё тело», «Микробы и мыло»,

Михалков С. «Грипп», «Чудесные таблетки».

  • Беседа «Мое тело». 
  • Дидактические игры «Повтори», «Как зубастик заболел». «Угадай, кто позвал?»
  • Н/п игры «Мое тело».

4. Мое право.

  • Воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения.

  • Развитие самостоятельности и инициативы, стремление к активной деятельности и творчеству.

  • Правовая культура (правовое поведение)

  • Уважение к достоинству и правам других людей.

  • Привитие активной жизненной позиции, чувства ответственности и дисциплинированности.

  • Психологическая игра«Конкурс хвастунов», «Храбрый заяц», «Поздоровайся глазами».
  • Речевые игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Ласковое имя».
  • Беседа- анкетирование «Какой я?».

  • Д/и «Запоминалка», «Найди предмет», «Я никогда не…».
  • П/и «Человек к человеку», «Зеркала»,
  • С/р игры «Семья», «Нам весело», «Накроем стол для кукол».

  • Беседа на тему «Я - человек», «Мое имя», «я и мои игрушки», «Я и люди на Земле».
  • Оформление информационного стенда «Защита прав ребенка»
  • Проект «Сказочные права» - дать представления о правах детей через призму сказок.

  • Д/и «Права сказочного героя».
  • Беседа «Как дружить и не ссориться».

  • Чтение х/л И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», В.А.Осеева «Сыновья», сказка «Гуси- лебеди».
  • Беседа- диалог «Поступок и его последствия».

5. В кругу семьи.

  • Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому.

  • Развитие интереса к русским праздникам и традициям.

  • Развитие семейного творчества.

  • Беседа по индивидуальным семейным альбомам с элементами изобразительной деятельности.
  • Игра- моделирование с элементами конструирование «Мой дом - моя крепость».

  • Вечер народных игр «Как играли наши бабушки и дедушки?».

  • Организация творческой мастерской совместно с родителями.

6. Зеленая планета.

  • Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.

  • Экологические праздники и досуги.

  • Опыты, поисковая деятельность, развитие наблюдательности.

  • Н/п игры «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок».
  • Словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно – не нужно?».
  • П/и «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы».

  • Квест- игра «Поможем лесовичку спасти наш лес!».

  • Экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы».
  • Трудовые поручения в природе (полив растений, сбор семян., рыхление почвы и т.д.)

7.Моя Родина -Россия

 название своей улицы и той, на которой находиться детский сад.

Средняя группа

Области

Содержание

  1. Истоки духовности

- Формирование толерантности

- Понятие морали и этики.

- Добрый мир

 -Культурно-историческое наследие (юный Петербуржец).

- Посещение музеев

-Беседы: «Чем мы похожи?», «Мы разные, но мы дружим», «Наша страна».

Демонстрационный материал: «костюмы народов мира», «жилища народов мира».

Игры: «Назови соседа ласково»

-Картотека: «Этикет для самых маленьких».

Д/И: «Правила этикета», «Хорошо – плохо», «этикет для детей».

Познавательное развитие: «Общение и культура поведения».

Ситуативные разговоры: «Как нужно вести себя в транспорте?», «Правила поведения за столом».

 Литература: Г.П. Шалаева, О.М. Журавлёва: «Правила поведения для воспитанных детей».

В. Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

О.Ю. Безгина: «Речевой этикет».

С.А Насонкина «Уроки этикета».

-Картотека игр: «Давайте жить дружно», «пословицы и поговорки о добре».

Беседа: « добрые поступки и дела», «не надо ссориться», «улыбнись и друг с другом подружись».

Игры: «Комплименты», «добрые и вежливые слова».

С/Р игра: «День рождения куклы Кати».

 Литература: Т.А. Шорыгина: «Беседы о характере и чувствах».

З. Греева: «Настоящий друг».

- Беседы: «Район, в котором я живу», «мой адрес». Д/И «город - деревня», «петербуржское лото», «Силуэты города», «домино Петербург».

С/Р игра: «экскурсия по городу».

Демонстрационный материал: «Виды Санкт - Петербурга», «Мосты Санкт Петербурга».

Познавательное развитие: «Город мой любимый».

Д/И: «Закончи предложение», «Продолжи название».

Литература: В. К. Дмитриев: «С – Пб для малышей».

И.С. Храбрый: «Санкт – Петербург» (архитектура).

Беседы с родителями, о посещении музеев совместно с детьми.

Консультации для родителей: «Посещение музеев в выходные дни», «Зачем нужно посещать музеи?».

  1. Человек трудом славен.

- Обогащение представлений о многообразии мира профессий в обществе.

- Расширение представлений о структуре трудового процесса.

Р/И: «Профессии».

Дидактические пособия: «Рассказы по картинкам» (профессии), «Какие бывают профессии».

Ситуативные разговоры: «Какие мы знаем профессии?», «Профессии моих родителей».

Картотека д/и на тему: «профессии».

Картотека физкультминуток на тему «профессии», картотека загадок о профессиях.

Демонстрационный материал: (иллюстрации на тему: «Профессии», «профессии и ремёсла»).

Речевое развитие: «Все профессии хороши».

Литература: А. Богдарин: «Знакомые профессии».

Р/И: «Все профессии важны».

Д/и: «Кому что нужно?» «Что делает?».

Беседа: «Для чего нужны профессии».

С/Р игры: «Шофёры», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская»

  1. Моё здоровье – моё будущее

- Формирование представлений о ЗОЖ.

- Воспитание потребности в ежедневных

физических упражнениях.

- Воспитание интереса к собственному телу (валеология)

Р/И: «Как расти здоровым».

Познавательное развитие: «Быть здоровым хорошо», «Моё здоровье».

Беседа: «Моё здоровье».

Картотека (поучительные сказки о ЗОЖ).

Демонстрационный материал: «Наш режим дня», «Правила гигиены в картинках»

Беседа: «Спорт – это здоровье».

Ситуативный разговор: «Для чего нужно делать зарядку?».

Демонстрационный материал: «Виды спорта»

Картотеки: «подвижные игры», «физкультминутки».

Р/И: «Органы чувств», «как растёт живое?», «наши руки».

Познавательное развитие: «Моя внутренняя кухня», «Мышцы», «когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?», «Путешествие в королевство зубной щётки»

  1. Моё право

- Воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения.

- Развитие самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

- Правовая культура (правовое поведение).

- Уважение к достоинству и правам других людей.

 - Привитие активной жизненной позиции, чувства ответственности и дисциплинированности.

Упражнения и игры направленные на повышения уровня самооценки: «пожелания», «мой хороший поступок», «я горжусь», «закончи предложение», «волшебный стул».

Этюды на выражение основных эмоций:

«вкусные конфеты», «моё настроение», «разбилась чашка», «мама заболела».

Р/и: «эмоции», «фоторобот».

Литература: Т.А. Шорыгина: «Беседы о характере и чувствах».

Игры: «Кто права нарушил?» (сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и заяц».), «Я имею право», «Я не должен».

Демонстрационный материал на темы: «права ребёнка», «мои обязанности».

Беседы на темы: «Право на имя», «право на фамилию и отчество», «мои обязанности».

Беседа на тему: «Учимся уважать себя и других». Игра – занятие: «права сказочных героев».

Проблемные ситуации: «Что бы ты попросил у золотой рыбки для всех людей», «Как бы ты поступил, если бы нашёл цветик семицветик».

Наблюдение: «Как твои близкие относятся друг к другу», «что их может порадовать, огорчить?».

Организация выставок в группе, для закрепления понятия о том, что каждый человек имеет свои личные вещи, которыми дорожит (мои любимые игрушки, книги, моё любимое блюдо).

  1. В кругу семьи

- Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому.

- Развитие интереса и любви к русским праздникам и традициям.

- Развитие семейного творчества.

Р/И: «Я и моя семья», «Семья – кто это?».

Познавательное развитие: «Моя дружная семья».

Развитие речи: «Моя семья».

Картотеки физкультминуток, пальчиковых гимнастик, по теме: «семья».

Словесные игры: «Назови ласково», «Какое слово лишнее?», «Кто старше?», «Назови чей?», «Моя семья какая?».

Сюжетные картинки: «В кругу семьи», «День рождения».

Р/И: «Чудо узор», «Народное творчество», «Русские узоры».

Демонстрационный материал: народно – прикладное искусство, русский традиционный костюм.

Познавательное развитие: «Мы весёлые матрёшки», «Знакомство с Дымковской росписью».

Проведение выставок поделок (дети совместно с родителями), проведение мастер – классов с привлечением родителей.

  1. Зелёная планета

- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.

- Экологические праздники и досуги.

 - Опыты, поисковая деятельность, развитие наблюдательности.

Р/И: «Комнатные растения», «Береги живое», «Кто как устроен».

Познавательное развитие: «Жизнь водоёма», «Правила поведения в лесу», «Что мы знаем о воде?».

Демонстрационный материал: плакаты на тему: «Береги природу».

Досуги: «Лесная прогулка», «Мы на водоёме».

Квест – игра: «по лесным тропинкам».

Познавательное развитие: «Путешествие в страну исследований», «Что лучше бумага или ткань?».

Картотека игр – экспериментов, картотека: «Эксперименты с водой».

 7.Моя Родина –Россия

- Закрепить знания о России, о русском национальном костюме.

-Познакомить с российским флагом.

-Закрепить знания о русских народных сказках.

-Воспитывать любовь к Родине.

-Вызвать чувства восхищения красотой русской природы и талантом русского народа.

«Моя Родина – Россия»:

Познавательное развитие: знакомить детей с родной страной. Развивать чувство гордости за родную страну.

- рассматривание репродукций картин о родном крае, о природе родного края;

- чтение стихотворения «С чего начинается Родина»;

- знакомство с Российским флагом;

- знакомство с русским национальным костюмом;

- исполнение народных песен;

- народные игры;

- конструирование Кремль и др.

 

Старшая и подготовительная группы

1.Моя Родина -Россия

1. Формировать у детей представление о

России как о родной стране

Познавательное развитие: знакомить детей с родной страной. Развивать чувство гордости за родную страну.

2.Понятие «Моя малая Родина».

Познавательное развитие: «Санкт-Петербург – северная столица»

Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках-беседы, показ иллюстраций и репродукций, чтение художественной литературы

3. формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны

Раскрыть детям через беседы понятие «Родина – мать». Расширить и углубить представление о родном крае, о России. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, о Москве через дидактические и настольные игры.

 Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине через чтение художественной литературы

4. Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представление о Москве, как столице нашей Родины, самом большом городе России

Познавательное развитие: «Начинается земля, как известно от Кремля»

Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям

Беседа

Рассказ воспитателя

Просмотр мультимедиа

Этнокалендарь

2.Истоки духовности:

1.Формирование толерантности

1.Беседа: «Человек начинается с добра» Цель: формирование ценностного отношения к нравственным категориям (добро, любовь, красота, терпимость).

2.Чтение сказок народов мира, рассматривание иллюстраций.

3.Стенгазета / папка-передвижка «16 ноября - Всемирный день толерантности»

4. Дидактическая игра «Мы разные, но мы вместе».

5. Выставка детского творчества «Мы разные, но мы вместе».

6. Этнокалендарь.

2.Понятия морали и этики

 1. Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы об этикете».

 2.Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов?»

 3.Чтение и обсуждение цикла стихов А. Барто «Вовка – добрая душа». Воспитывать желание помогать людям, испытывать от этого радость.

 4.Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»

5. Дидактическая игра «Этикет. Школа изящных манер»

3.Добрый мир

 1.Т.А Шорыгина «Добрые сказки».

 2. Демонстрационный материал «Эмоции»

 3. В. Осеева «Волшебное слово». Цель: познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.

 4. Г. Остер «Вредные советы». Цель: закреплять у детей понятия «хорошо-плохо».

 5.Макет «Цветок милосердия» (отражение, рефлексия «добрых» дел и поступков.

4.Культурно-историческое наследие (юный петербуржец)

 1. Оформление выставок: «Я гуляю по городу», «День рождения города», «Мой район» и др.
2. Сюжетно - ролевые игры: «Экскурсовод в музее», «Театр» и др.

3.Чтение художественной литературы: Н.А. Гурьева «Первое знакомство с Петербургом», В. Воскобойников «Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей», Н.А. Яковлева «Книга для семейного чтения. Санкт-Петербург. Путешествие через три столетия», П. Шиф «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком»

4. Альбом «Петербург глазами детей».

5. Мультимедийные презентации «День рождения города», «Дома и улицы моего города», «Прогулка по Летнему саду» и др.

6. Выставка – «Музей игрушек».

7.Конструктор «Архитектура Санкт-Петербурга».

8. Дидактическая игра «силуэты Санкт-Петербурга».
9. Настольная игра «Наш город».

10. Наглядные пособия по истории города: «Храмы и соборы Санкт-Петербурга», «Памятники Санкт-Петербурга».

3.Человек трудом славен

  1. Обогащение представлений о многообразии мира профессий в обществе

1.Т.А Шорыгина «Профессии. Какие они?», «Трудовые сказки».
2. С/р игры: «Доктор», «Повар», «Продавец» и др.

3. Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

4. Дидактические игры: «Кому это принадлежит?», «Все профессии важны. Лото», «Знаю все профессии», «Профессии»

  1. Расширение представлений о структуре трудового процесса (цель, мотив, материалы, инструменты, действия, результат).

1.Отгадывание кроссвордов, ребусов по теме «Профессии».

2.Дидактические игры: «Что из чего?» (знакомство с материалами: ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

 Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Кто больше расскажет о профессии?», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Назови профессию», «Что кому?», «Кому без них не обойтись?», «Кто, что делает?», «Кому что надо?».

 Сюжетно-ролевые игры: «Почта». «Строители», «Больница», и др.

3.Изготовление атрибутов для с/р игр: «Почта», «Магазин», «Аптека».

4.Чтение произведений: С. Баруздин «Кто построил новый дом?»;
С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Мы – военные»; В. Маяковский «Кем быть?»

5.Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».

6.Презентация «Все работы хороши».

7. Рассматривание демонстрационного и наглядного материала по теме «Профессии»

4. Моё здоровье - моё будущее:

  1. Формирование представлений о здоровье и ЗОЖ

1.Т.А Шорыгина «Беседы о здоровье», «Спортивные сказки», «Беседы о человеке»; К.Г. Зайцев «Уроки Айболита. Расти здоровым»; Л.В Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья».

2.Презентация «В здоровом теле – здоровый дух».

3.Беседа: «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

  1. Воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях

1.Беседа: «Для чего нужна зарядка».

2. Демонстрационный материал «Виды спорта».
3.Игры и игровые упражнения со спортивным инвентарем.
4.Комплексы утренней, бодрящей, дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастик. Подвижные игры.

  1. Воспитание интереса к собственному телу (валеология)

 1.Муляж «Тело человека»

 2. Деревянный пазл «Собери человека»

 3.Дидактические игры: «Органы чувств», «Мои зубы», «Валеология или здоровый малыш. Зубы. Уши. Глаза», «Валеология или здоровый малыш. Кожа. Питание. Сон»
4. Энциклопедия «Тело человека»

5.Моё право:

  1. Воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения.

1.Словесные игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «За что меня можно похвалить?», «Что я умею делать сам?».

2.Экспрессивный этюд « Отражение в зеркале»

3.Оформление фотоальбома «Это я».
4. Игровое упражнение «Волшебные предметы».

  1. Развитие самостоятельности и инициативности, стремления к активной деятельности и творчеству.

1.Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Навыки самообслуживания.

2.Игровая деятельность.
3.Опытно-экспериментальная деятельность

4. Досуг «Любознательные дети на большой планете»

  1. Правовая культура (правовое поведение)

1.Т.А Шорыгина «Беседы о правах ребенка», « Беседы о правилах движения», «Безопасные сказки», «Осторожные сказки».

  1. Уважение к достоинству и правам других людей.

См раздел «Истоки духовности» (формирование толерантности)

  1. Привитие активной жизненной позиции, чувства ответственности и дисциплинированности

1.Проблемная ситуация «Что бы ты сделал если бы…»

2.Экспрессивный этюд. «Я горжусь»

3.Игры с правилами. Подвижные игры.

6.В кругу семьи:

  1. Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому

1. Составление фотоальбома «Моя семья».
2. Демонстрационный материал «Семья».

3.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4.Т.А Шорыгина «Беседы о мальчиках и девочках», «Моя семья»

5.Сюжетно-ролевая игра «Семья».
6.Творческое рассказывание по теме «Семья».

7.Художественно-продуктивная деятельность «Моя семья».

8.Строительно-конструктивная деятельность «Дом для моей семьи».

  1. Развитие интереса к русским праздникам и традициям

1.Т.А Шорыгина «Беседы о праздниках России», «День Победы».

2.Проведение досугов «Рождество», «Масленица», «Пасха».

3.Интервьюирование «Как вы отмечаете праздники?».
4. Беседы о русских обрядовых праздниках.
5. Выставка детского творчества (Дымковская игрушка, роспись пасхальных яиц).
6.Просмотр презентаций. (Новый год. Пасха. Масленица).

7.Театрализованная деятельность «Коляда», пение частушек.
8.Народные подвижные игры: «Лапта», «Салки» и др.

9.Спортивное развлечение «Перетягивание каната»,

3.Развитие семейного творчества

1.Составление генеалогического древа, создание герба семьи.

2. Макет «Моя квартира (комната).
3. Досуг «Ярмарка» (рукотворные предметы).

7.Зелёная планета:

  1. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе

1.Т.А Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», «Беседы о мире морей и океанов», «О тайге и ее обитателях», «Бережливые сказки», «Познавательные сказки».

2. Презентация «Красная книга».
3. Выставка детского творчества «Бережем планету», «Запрещающие знаки».

4. Дидактические игры: «Пищевые цепочки», «В мире природы», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «В лесу» и др.

5. Целевые прогулки по территории детского сада.

  1. Экологические праздники и досуги

1.Игры, конкурсы, развлечения в рамках проведения экологической недели «Наш общий дом, наш дом родной - Земля - где мы живем с тобой» (наполнение: планирование музыкального руководителя и инструктора по физической культуре)
2. «День птиц», «День воды» и др.

  1. Опыты, поисковая деятельность, развитие наблюдательности.

1.Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами.

2. Наблюдения за происходящим вокруг.

3. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
4. Посадки, наблюдения за их ростом.

5.Игровые упражнения «На что похоже облако?», «Определи силу ветра», «Чьи следы?», «Что видишь?», Что слышишь?», «Что чувствуешь?».

6.Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги», «Два Мороза», «Вороны и воробьи» и др.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в ГБДОУ д/с № 74 воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой дошкольной образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;

• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

• принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основным объектом анализа, организуемого в ГБДОУ воспитательного процесса, является состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующей и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, педагогическое наблюдение, при необходимости анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета ГБДОУ д/с № 74. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общесадовских мероприятий;
  • качеством совместной деятельности педагогов и детей;
  • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
  • качеством организации творческих соревнований, праздников и других мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • создание непрерывной и целостной системы воспитания дошкольников;
  • выработка и реализация последовательной политики в области воспитания в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
  • закрепление в содержании воспитания таких ценностей как нравственность, личностное развитие, инициативное и активное участие в жизни общества, патриотизм, толерантность, уважение к истории культуре народов Российской Федерации, здоровье, права человека, ответственность,
  • создание условий для ресурсного обеспечения организации воспитания в ГБДОУ детском саду № 74 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
  • рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов.

«Моя Родина – Россия » :        У дошкольников сформировано понятие малой и большой Родины, о традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение; сформировано понятие родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт; дети знакомы с картой России; систематизированы знания детей о символике государства, о флаге, гербе, гимне. Будет иметь представление о г. Санкт – Петербурге, его прошлом. Будет иметь представление о ВОВ, о Легендарной Дороге жизни. У ребёнка будет сформирована гендерная, семейная и гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.

«Истоки духовности»: к завершению дошкольного возраста у ребёнка сформировано: чувство достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к старшим, к сверстникам, к другим людям; положительное, позитивное отношение к духовно-нравственное развитие людям с ограниченными возможностями здоровья. Имеет представление и уважительное отношение к разным религиозным культурам.

«Человек трудом славен»: Ребёнок обладает положительной установкой к разным видам труда, имеет уважение к трудовым достижениям и подвигам. Сформированы навыки самообслуживания, выполняет домашние обязанности. Имеет потребность трудиться, работает совместно с другими детьми и самостоятельно.

«Моё право»: у ребёнка дошкольного возраста сформированы основы целостного мировоззрения, уважения к семье, обществу, государству. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

«Зелёная планета»: Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается объяснить природы, склонен наблюдать экспериментировать. У ребёнка сформированы первоначальные представления экологической картины мира, развито стремление охранять природу, родной край.

В кругу семьи»: Ребёнок овладевает культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в игре. Знаком с произведениями детской литературы, с произведениями искусства и культуры. Имеет представления о этнических, о семейных и культурных традициях, о народном творчестве.

«Моё здоровье – моё будущее» Воспитанники имеют знания о здоровье и культуре здорового образа жизни, различных систем оздоровления организма. Имеют знания как поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека.

Нормативно-правовое и информационное обеспечение:

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155.

5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru.

8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru.

9. Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с № 74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет

Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям  "Социализация", "Коммуникация" и т.д....

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду

программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...