Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
консультация

Смагина Ирина Сергеевна

1.Игра в жизни дошкольника.

   Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим  видом его самостоятельной деятельности.

   В игре происходит:

  -развитие ребенка;

  -развиваются его действия в представлении;

  -происходит ориентация в отношения между людьми;

  - ребенок приобретает навыки кооперации.

    (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин,Л.В.Венгер, А.П. Усова и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад «Умка».

Творческая игра в  педагогическом

процессе детского сада.

Воспитатель:

Богатырева И. С.

п.г.т. Федоровский, 2022 год

1.Игра в жизни дошкольника.

   Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим  видом его самостоятельной деятельности.

   В игре происходит:

  -развитие ребенка;

  -развиваются его действия в представлении;

  -происходит ориентация в отношения между людьми;

  - ребенок приобретает навыки кооперации.

    (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.В.Венгер, А.П. Усова и др.).

Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Это происходит потому, что ребенок  воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом с заменителями игрушек, потом речевые и  воображаемые и действия (как будто, понарошку).

     В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом  возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать  ребенка за ножки и ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

 По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых,  сами «становятся родителями».

На втором году и мальчики и девочки любят возиться с куклами – начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, то можно увидеть, что девочки бережнее обращаются с ними. А мальчики могут нести куклу и вниз головой. В 5-7 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2-3 года, группы для игры формируются по 2-3 человека.

Темы детских игр разнообразны. Главное в них – подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек – паук и др.

          Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент  агрессии  (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх  девочки меряются силами с мальчиками.

          В  6-7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал – средство самовыражения.

         Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношения в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.

          Игра – элемент  созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии.

2. Место для игр.

Игра – это творческий процесс. Значит, место для игры – это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.

    2.1. Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тогда освещение  этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвелиему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.

    2.2.Интерьер комнаты должен быть оформлен в светлых тонах. Для мальчиков это может быть голубой, салатовый цвет, а для девочек – розовый. Красный цвет вызывает агрессию, поэтому избегайте в оформлении этот цвет, особенно в комнатах мальчиков.

    2.3.На стенах могут висеть красивые картины или репродукции хорошего качества, можно стены украсить работами самого хозяина комнаты. На стену можно повесить полочку, где будут находиться поделки ребенка или красивые произведения искусства.

2.4.Не забудьте про полочку «умных книг» (энциклопедии и другая познавательная литература). Не забудьте еще про сказки. Русские народные сказки обязательно рекомендуем читать ребенку при  укладывании  спать.

       

 2.5. Если это комната мальчика, помните про спортивный  уголок. Если у вас девочка, то ей необходимы куклы и домик для них, посуда, чтобы готовить еду для кукол.

     2.6.Руку ребенка развивают предметы для практической деятельности: фломастеры, краски, карандаши, бумага, пластилин, клей, скотч и др.

      2.7. Видное место в комнате отводится любимым игрушкам ребенка. С такой игрушкой  ребенок может спать, если она мягкая.

       2.8. В центре комнаты рекомендуется положить ковер, чтобы ребенок мог на нем активно играть.

        2.9. Не забудьте про игрушки для активной деятельности ребенка: мяч, скакалки для девочек, машинки для мальчиков.

    Покупая игрушки, не забывайте спросить сертификаты у продавцов, ведь игрушки должны быть безопасны для жизни.

3.Игрушки для девочек.

Какие черты характера вы бы хотели видеть у женщин?

                           (Варианты ответов.)

    Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?

(Варианты  ответов.)

    А если хотите воспитать бизнес – леди, то какие игрушки ей будут нужны?

                             (Варианты  ответов.)

  Все эти черты характера начинают формироваться в раннем  детстве в процессе игровой деятельности.

  Воспитывая девочку, необходимо запомнить, что сначала в ней надо воспитать хорошую хозяйку и маму.  Если этому ее не научить, то семейная жизнь будущей женщины будет неудачной  или вовсе не сложится. А для того, чтобы девочка была счастлива  в семейной жизни, ей помогут такие игрушки, как  куклы. Существует несколько видов кукол, отличающихся по размеру. Они могут быть сделаны и из разного материала.

1.Куклы.

Кукла – самая древняя, популярная и загадочная игрушка. Древняя кукла найдена на территории Болгарии, ее возраст  -  2 в. до н. э. На  Руси куклам не рисовали лицо, так как боялись иметь рядом с собой подобие человека. А в средневековой  Европе  куклы заменяли журналы  мод. По стоимости кукла с домиком и нарядами приравнивалась к стоимости экипажа или дома. Классическая кукла того времени имела детские пропорции и называлась пупсиком (то немецкого  слова «Puppe» - кукла).

   На Руси до 19 в.  была распространена тряпичная кукла.

 В куклы играли до замужества, на девичьи  посиделки  вместе с прялкой брали куклу. Обилие  кукол в доме способствовало счастливому браку, хорошему урожаю, приплоду скота. А плохое отношение к кукле грозило бедой.

    Игра с куклой – это отражение мира взрослого в миниатюре. В 20 – е гг. советские идеологи запретили куклу, так как считали, что она воспитывает мещанство.

Тогда мамы и бабушки стали опять шить куклы из ткани, а девочки продолжали  играть в куклы, несмотря ни на какие запреты. Я помню, в моем детстве мама мне шила куклу. Туловище и ее голова представляли сшитый из белой ткани  цилиндр. Голову от шеи  отделяли ниткой. Руки и ноги  - это цилиндры, но поменьше, чтобы соблюсти пропорции куклы. Волосы кукле мама делала из шерстяных ниток. Рот, глаза вышивала цветными нитками для вышивания. Когда  у меня появилась магазинная кукла, я все равно не забывала эту куклу. Потому что, когда мама шила ее, я сидела рядом и смотрела, как появляется  кукла для меня. Куклы делали и из соломы, травы.

                                                          Виды  кукол:

  1. Мягкая тряпичная.
  • Самые маленькие дети любят мягкие и теплые предметы, напоминающие тепло человеческого тела. Для этого подойдут мягкие тряпичные куклы. У этой куклы черты лица должны быть смазаны, так как она рекомендуется для самых маленьких детей, чтобы знакомить их с частями тела. Ребенку задают вопрос: «Где у куклы ручки?  А где глазки? » и т.д., добиваясь того, чтобы ребенок показывал пальчиком то, что вы называете.            

1.2.Маленькие куклы.

        Размеры у них должны быть такие, чтобы ребенок мог свою куклу положить в карман или сумочку. С этой куклой разговаривают, познавая окружающий мир на прогулках. У детей развивается диалогическая речь, так как они ведут диалог от имени куклы.

1.3.Куклы среднего размера.

       Нужны для того, чтобы им шить наряды. Такая работа развивает навыки моделирования.

 Те из девочек, кто любит шить куклам наряды, выбирают профессию модельера. Навыки шитья готовят девочку к жизни в семье. Один знакомый сказал, что у него возникает неприятные чувства, когда он видит женщину с дыркой на одежде.

1.4. Пупсы.

     Девочки, играя с такими куклами, приобретает навыки ухода за ребенком. Кукольная индустрия снабжает этих кукол всем  необходимым  для ухода за ними: бутылочки для кормления, пеленки, одежда для новорожденных, памперсы. Играя с такими куклами, девочка приобретает  навыки ухода за детьми, которые ей пригодятся в будущей жизни.

1.5. Куклы  ручной работы.

      Эти куклы всегда привлекают внимание, так как мастер делает небольшое количество игрушек.

2.Игрушечные бытовые предметы.

    Это те игрушки, которые нужны для  того, чтобы благоустроить быт кукол: дом, где они живут; обстановка для дома; машина и прочее.

3.Игрушки для организации сюжетно – ролевых игр:

     «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе», «Офис» и др.

4. Предметы для рукодельниц.

     Это все необходимое для вязания, вышивания, аппликации, бисероплетения.

5. Конструктор.

     Нужен для того, чтобы можно было построить кукле дом и его благоустроить. Для этой цели подойдет конструктор «Лего» или набор строительного материала. Если этого нет, можно использовать для строительства дома коробки. Если в них вырезать окна и двери, стены дома оклеить обоями, то получится уютный домик.

6. Игрушки для подвижных игр.

     Мячи, скакалки, резиночки, роликовые коньки. Эти игрушки способствуют развитию физических качеств: гибкости, ловкости, вырабатывают быстроту реакции.

7.Мягкие игрушки.

    В современных магазинах имеется большой выбор. В грустные минуты мягкую игрушку можно прижать к себе, с ней хорошо укладываться в постель.

8. Мелкие вещицы.

    Это те вещи, которые девочке будут необходимы в ее будущей  жизни и станут символом женственности: заколки, сумочки, духи, коробочки, шкатулки, вазочки.

9. Канцелярские товары или материал для продуктивной деятельности.

    Карандаши, фломастеры, бумага. клей, скотч ,краски, гуашь, бумага разных видов и цвета, пластилин.

10. Игрушки для игр с водой.

       Вода всегда действует успокаивающе. Не забывайте, что с пяти лет девочка и мальчик могут себе  постирать трусики и носки. И в 4 года они тоже это делают с удовольствием.

Научите их делать это правильно и через игру. Тогда во взрослой семейной жизни у них исчезнет причина конфликта  из– за того, кто кому должен стирать нижнее белье.

11.Яркий бросовый материал.

Это красивые коробочки и флакончики из – под духов, коробки от конфет, баночки от кремов, обертки от конфет, кусочки ткани и прочее, что может быть использовано в сюжетно – ролевой игре или  для рукоделия.

4. Игрушки для мальчиков.

    Какими бы вы хотели видеть своих мальчиков?

                        (Варианты ответов.)

    Умные, сильные, храбрые, смелые, целеустремленные, уравновешенные. Да, вы назвали мужские качества. А эти качества начинают воспитывать с детства в процессе игровой деятельности. Если внимательно наблюдать, с какими игрушками больше всего любит играть ваш ребенок, можно узнать, кем он будет в недалеком будущем.

        Мой брат в детстве больше всего любил играть с машинками. Но как только у него появлялась новая машина, он тут же спешил ее разобрать на части. Мама стала покупать ему прочные машины, которые руками нельзя было разобрать. Тогда он брал кочергу (жили в деревне, а кочерга нужна была для того , чтобы ворошить уголь в горящей печи) и, используя ее как рычаг, все равно разбирал машины. Мама его даже отшлепала за такие дела. Но интерес у него к исследованию машин не пропал. Теперь он лучший механик в округе. Машины – иномарки ремонтируют не на СТО, а едут к нему.

 К игрушкам мальчиков относят:

  1. Транспорт.
  • Это  все виды транспорта, которые существуют в продаже. Пусть дети разбирают машины, самолеты, вертолеты и космическую технику, как знать, может кто –то из них будет великим изобретателем.
  1. Солдатики.

Раньше каждый мальчик имел такую игрушку. Сначала солдатики были деревянными, потом оловянными, а теперь их делают из пластмассы. Солдатиков одевали в военную форму своего времени.  С  этими игрушками хорошо разыгрывать исторические сражения. Солдатиками любил  играть и А.В. Суворов. А соратник его отца  - Ибрагим Петрович Ганнибал (прадед А. С. Пушкина) давал ему советы, как успешно вести баталии.

      3.Герои  мультфильмов.

Бэтмен, Человек – паук, спецназ и другие герои. Если ребенок сильно увлекся этими игрушками, то надо переключить его внимание на другие. Спецназ с наручниками и пистолетом может вызвать агрессию у детей

4.Оружие.

         У народов Севера было принято давать ребенку в руки нож с трех лет, чтобы из него вырос отличный охотник. Нож воспитывает дисциплину. Только научите ребенка пользоваться этим холодным оружием.

Меч – орудие древнего воина. Он тоже привлекает  внимание мальчиков. Предупредите ребенка, что нельзя замахиваться на живого человека и целиться в глаза.

       Пистолеты, ружья, винтовки, автоматы – одни из любимых игрушек мальчиков, так как мужской пол по своей природе более активен и агрессивен. С этим оружием ребенок играет в военные игры, стреляет в воображаемых преступников. Расскажите ребенку о том, что целиться можно в тех, с кем играешь. В  посторонних людей  из пистолета  не целится, так как они заняты своими взрослыми делами, а не игрой  и могут обидеться.

Лук. Его легко  сделать и родителям. Это оружие развивает меткость, внимание. Будьте осторожны,  стрелы  должны быть с мягким  наконечником. Научите ребенка главному правилу -  стрелять из лука можно только в мишень.

Дартс. Современный  прототип лука. С этой  игрушкой надо помнить о технике безопасности.

       Все правила, которые существуют для настоящего оружия, распространяются на игрушки. Научите детей пользоваться этими правилами.

5.Мяч.

    Мячи бывают разных размеров, каждый из них выполняет свою функцию.

    Развивает и укрепляет физически, воспитывает целеустремленность. Хорошо играть в коллективные игры с мячом: футбол, волейбол и др. Кроме физических качеств эти игры развивают у мальчиков волю, умение договариваться, стремление к победе.

6.Строительство.

    Строить  можно из разнообразных строительных материалов, благо есть из чего выбирать. А можно и из подручных материалов. Дети любят строить из диванных подушек, стульев.

7. Игры в путешествия.

Даосская  философия  нам  рассказывает, что свои движения  девочки  (женщины) совершают по кругу или  кольцу, а мальчики  (мужчины) – по прямой  или  вектору. Поэтому игры мальчиков происходят по горизонтали или вертикали, если их игровое пространство ограничено.  М.А. Сорина,  детский  психолог, отмечает, что территория мальчиков в 1,5 раза больше, чем у девочек. Девочки свои игрушки раскладывают по кольцу, рядом с собой, чтобы все было под рукой.

 Исходя из топологии  мужской силы, мальчики любят играть в путешествия – действия по горизонтали, или в летчиков, космонавтов – действия по вертикали. Что можно взять с собой в путешествие? Это: компас, фонарик, биноколь, лупа, карта, фляжка, оружие, подручный материал, из которого можно построить транспорт для путешествия.

8. Барабаны, бубны, шумелки, свистульки другие музыкальные инструменты пригодятся для экспериментальной деятельности со звуком.

9. Летающие предметы.

     Бумеранги, летающие тарелки,  воздушные змеи, летающие модели самолетов развивают силу рук, ловкость, меткость.

10. Игрушки – животные.

       Девочки любят играть в куклы, а мальчики играют с животными. Животных можно брать с собой в путешествия, с ними можно разговаривать.

11. Танграм.

       Это набор из различных геометр. фигур, из которых можно выкладывать различных животных или узоры.

12. Оригами.

      Изготовление поделок из бумаги путем сгибания и складывания. Во время работы у детей развивается мелкая моторика рук, что влечет за собой развитие мозга.

13. Детские столярные инструменты.

      Это то, чем должен уметь владеть настоящий мужчина, чтобы исправить недоделки в своем доме. И еще настоящий мужчина должен был раньше построить дом своими руками.

14. Спортивный инвентарь и атрибуты для занятия спортом.

      Физическую силу, так необходимую мальчикам, помогут развить занятия спортом. Для этого потребуются гантели, гири, тренажеры. Покупайте мальчикам коньки, лыжи.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада .

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...