Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
статья (средняя группа)

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

      Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

      Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

      В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

      Особое место занимают театрализованные игры, в этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

      Что дает право называть игру творческой деятельностью?

      Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

      Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

      Детское творчество проявляется в замысле игры, и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

      Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

      Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в, то, же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

      В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

      Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств-==дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

      Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

     Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Виды театрализованных игр.

      Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

      Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

      Театрализованные игры разделяются:  

Ø игры-драматизации (театрализованные)

Ø игры с настольным театром

Ø фланелеграф

Ø теневой театр

Ø театр Петрушки

Ø игры с марионетками.

Схематично это выглядит так:

      Драматизации - это инсценировки сказок, песен и других литературных произведений. Простое действие, конкретные поступки персонажей, лаконичный сюжет, короткие монологи и диалоги действующих лиц позволяют включать в драматизации многих детей, добиваясь от них четкого и выразительного исполнения своих ролей.

      Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). 

      Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

      В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу.  Такого рода игре дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

      Воспитателю нужно создать хорошую атмосферу во время инсценирования детьми, избегая чрезмерного назидания. Иногда следует самому включиться в драматизацию, чтобы помочь детям почувствовать верный тон и ритм игрового действия.

      Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

      Театр игрушек, кукол и картинок может иметь место во всех возрастных группах. Он представляет собой, с одной стороны, настольный театр (или стендовые театрализованные игры), где разыгрывается представление с объемными или плоскостными персонажами (на месте действия обычно ставится несколько элементов декораций), с другой стороны,- театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку. К театру картинок можно отнести фланелеграф, где дети на экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др., и теневой театр (персонажей располагают на плоском световом экране или цветном матерчатом фоне).  Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

      Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды. В такой игре могут использоваться два рода игрушек-кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В современном дошкольном учреждении чаще имеются куклы типа исконно русской театральной игрушки - петрушки (театр петрушек). В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла, полая внутри, надевается на руку (в головку куклы ребенок помещает указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимает к ладони). Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэтому они имеют еще одно название - верховые 

      В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревочки, закрепленные на планках. Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали.

      Организовать эти виды театра можно в любом детском саду. Техническое устройство несложное: Т. Н. Караманенко, Ю. Г.Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам. Для театра игрушек сценическая площадка - составленные вместе детские столы. Для театра кукол - ширма, которую легко сделать из фанерных щитов или заменить длинной занавеской из однотонной цветной ткани . Для теневого театра - экран, трехстворчатая рамка, обтянутая тонкой белой материей. Для фланелеграфа - лист фанеры, обтянутый однотонной цветной (лучше голубой, серой, светло-зеленой) фланелью.

      В театре игрушек, кукол и картинок разыгрываются небольшие пьески, инсценировки или отдельные сценки. Тексты их должны быть художественны, музыкальное оформление соответствовать содержанию и внешнему изобразительному решению, исполнение должно быть выразительным, а персонажи необходимо подбирать в соответствии с характером образа. Оформление сценического пространства и самих персонажей должно иметь единое стилевое решение.

      Чтобы подготовить кукольный спектакль силами взрослых или детей, необходимо хорошо разобрать пьесу, продумать общее постановочное решение, продумать образы действующих лиц.

      Если спектакль проводится детьми, то следует дать им простые задания на освоение техники вождения куклы, постепенно подвести к освоению текста, приучить детей слушать друг друга и лишь, потом объединить всех в одно общее действие.

      Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

      Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.

Театрализованная игра как художественная деятельность.

      Условием и средством эстетического воспитания дошкольников является художественная деятельность, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

      В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходим и взаимосвязан - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

      Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

      А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «пред-эстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

      Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и, особенно от собственного актерства.

      Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.

      В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем чем выше, тем способнее педагог, потому, что в деятельности, которая у него, хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

      Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx11.66 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. Аннотация

Игра имеет большое значение в жизни детей дошкольного возраста. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающий переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада .

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

1.Игра в жизни дошкольника.   Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим  видом его самостоятельной деятельности.   В ...