Мастер-класс «Театрализованная деятельность и виды театров в детском саду»
методическая разработка (старшая группа)

Чубарова Елена Сергеевна

 

Мастер-класс «Театрализованная деятельность

и виды театров в детском саду»

Методический паспорт мастер-класса

Полное наименование мастер- класса

«Театрализованная деятельность и виды театров в детском саду»

Автор мастер-класса

Чубарова Елена Сергеевнаа

Длительность-мастер класса

30 мин

Цель мастер-класса

Расширить знания педагогов в вопросах использования театрализованной деятельности.

Задачи мастер-класса

  1. Познакомить педагогов с разными видами театров;
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду;
  3. Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных кукол.

Участники мастер-класса

Воспитатели

Этапы мастер-класса

  1. Вступительная часть        
  2. Теоретически - демонстрационная часть.
  3.  Практическая часть       
  4. Подведение итогов

Образовательные области

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Области интеграции

Социализация, коммуникация, познание, окружающий мир.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация, разные виды театра, материал для изготовления настольного театра.

Ход мастер – класса:

1. Вступительная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение.

Театрализованная  деятельность  в детском саду -  это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Театр один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».

Театр – очень действенная форма эстетического, нравственного воспитания детей, их интеллектуального развития. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на группы: наручный, стендовый, верховой, настольный театр, напольный.

Наручный театр  (Пальчиковый, перчаточный, варежковый, ладошковый)

 Пальчиковый театр – это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка. Кукла должна надеваться свободно на любой палец кукловода. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Перчаточная кукла – надевается на руку как перчатка, и «оживает» благодаря движениям кисти рук и пальцев кукловода. Печаточную куклу можно сделать, например, из ненужной детской перчатки, пришив к основе необходимые элементы. Для изготовления варежкового театра можно использовать детские варежки. Основа ладошкового театра - одноразовые бумажные тарелки.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.

Теневой театр. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа, картонные фигурки черного цвета. Сзади экрана помещают источник света. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Особенность верхового театра заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывает следующего вида: тростевой, театр «би-ба-бо», театр ложек.

В тростевом театре используются куклы, которые, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твёрдой головы и приклеенного к ней костюма. В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. В процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость.

Не менее интересным считается театр ложек. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Во время постановки спектакля кукловоды держат персонажей из ложек за ручку

К напольному театру относятся: театр марионеток, театр «живой куклы», театр масок, театр тантамарески, театр ростовых кукол.

Куклы марионетки сделать самостоятельно достаточно сложно, чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно этот вид театра  вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг.

Театр живой куклы отличаются крупными куклами, управляемыми актером. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками. К театру живой куклы относится также платковый театр.

В театре масок каждый ребенок берет на себя роль определенного героя и находится в образе, в «маске». Изготавливаются маски - шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся вокруг головы.

Тантамареской называют ростовую фигуру с вырезами для рук, ног и лица. Тантамареска- стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия.

В театре ростовых кукол роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.

Разнообразие видов настольного театра очень велико. Свое название тот или иной вид получил в зависимости от материала из которого изготавливаются персонажи или способа их изготовления.

Персонажи плоскостного театра изготавливаются из бумаги, картона, тонкой фанеры. Каждая фигурка может являться двусторонней и иметь устойчивую подставку. Подставку можно сделать из втулок от рулонов, из стаканчиков из под йогурта, контейнеров от киндер-сюрприза.     

Полуобъемный  – состоит из плоской основы, на которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань или готовая картинка.

Объемный настольный театр – игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые ), игрушки из природного и бросового  материала; объемные поделки из бумаги: игрушки на конусах, из поролона, игрушки- топотушки, и др.

Конусный театр –это куклы на основе бумажного или картонного конуса. Конусные куклы сложнее в изготовлении, но зато, пожалуй, более выразительны, чем плоскостные.

Коробковый театр - получил свое название в соответствии с видом материала из которого он изготовлен:  коробочки разного размера и формы

Персонажи и декорации театра из природного материала изготавливаются из шишек, каштанов, желудей и др.

Настольный  театр «Ходилки» (театр топотушек) очень нравится  детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий для пальчиков.

Настольный театр на пластиковых стаканчиках, пробках, кубиках очень легко сделать, можно нарисовать персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки, кубики, стаканчики и др. бросовый материал.

3. Практическая часть.

- Хочу предложить изготовить персонажей сборного кукольного театра. Сделать такой театр несложно. Для изготовления сказочных героев и декораций спектакля  потребуется несколько обычных картонных рулончиков, клей - карандаш, цветная бумага, картон и, конечно,  желание воспитателей и детей что-то смастерить.

Этапы изготовления кукол для сборного театра:

Основой конструкции каждого кукольного персонажа является  картонный рулончик, обклеенный цветной бумагой.

  1. Заранее распечатанные шаблоны вырезаем. Одну сторону заготовки намазываем клеем, сворачиваем заготовку и прижимаем.
  2. Края верхней части рулончика сгибаются внутрь, чтобы можно было  прочно приклеить голову.
  3. Затем приклеиваются ручки, ножки куклы, детали костюма.

Куклы готовы. Такие «актеры»-куклы и  простые декорации довольно прочно стоят на столе-сцене. Их можно свободно передвигать во время спектакля.  Играть спектакль могут и дети и взрослые.

4. Подведение итогов. Таким образом, своими руками для детей можно изготовить еще множество недорогих, но интересных персонажей театра. Для этого нужны только фантазия и желание! Благодарю вас за внимание и активное участие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx103.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» г. Алейска Алтайского края

Мастер-класс: «Театрализованная деятельность

и виды театров в детском саду»

http://mbdou3-yelets.ucoz.ru/_nw/0/92727877.jpg

Воспитатель

высшей кв.категории Чубарова Е.С.

Алейск, 2023

Методический паспорт мастер-класса

Полное наименование мастер- класса

«Театрализованная деятельность и виды театров в детском саду»

Автор мастер-класса

Чубарова Елена Сергеевна

Длительность-мастер класса

15 мин

Цель мастер-класса

Расширить знания педагогов в вопросах использования театрализованной деятельности.

Задачи мастер-класса

  1. Познакомить педагогов с разными видами театров;
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду;
  3. Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных кукол.

Участники мастер-класса

Воспитатели

Этапы мастер-класса

  1. Вступительная часть        
  2. Теоретически - демонстрационная часть.
  3.  Практическая часть       
  4. Подведение итогов

Образовательные области

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Области интеграции

Социализация, коммуникация, познание, окружающий мир.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация, разные виды театра, материал для изготовления настольного театра.

  1. Вступительная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Чубарова Е.С., представляю детский сад №15. Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение.

«Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

                                                                                                                         Борис Теплов

Актуальность.

Театрализованная  деятельность  в детском саду -  это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Театр один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».

Театрализованная деятельность актуальна в развитии детей дошкольного возраста, так как позволяет решать многие педагогические задачи. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театр – очень действенная форма эстетического, нравственного воспитания детей, их интеллектуального развития. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Цель:
Расширить знания педагогов в вопросах использования театрализованной деятельности.

Задачи:
-Познакомить педагогов с разными видами театров;
-Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду;
-Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных кукол.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на группы: наручный, стендовый, верховой,             настольный театр, напольный.

Наручный театр  (Пальчиковый, варежковый, ладошковый)

 Пальчиковый театр – это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка. Кукла должна надеваться свободно на любой палец кукловода. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Варежковый театр  – надевается на руку и «оживает» благодаря движениям кисти рук. Печаточную куклу можно сделать, например, из ненужной детской перчатки, пришив к основе необходимые элементы. Основа ладошкового театра - одноразовые бумажные тарелки.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.

Теневой театр. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа, картонные фигурки черного цвета. Сзади экрана помещают источник света. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Особенность верхового театра заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывает следующего вида: тростевой, театр «би-ба-бо», театр ложек.

В тростевом театре используются куклы, которые, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твёрдой головы и приклеенного к ней костюма. В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. В процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость.

Не менее интересным считается театр ложек. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Во время постановки спектакля кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

К напольному театру относятся: театр марионеток, театр «живой куклы», театр масок, театр тантамарески, театр ростовых кукол.

Театр живой куклы отличаются крупными куклами, управляемыми актером. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками. К театру живой куклы относится также платковый театр.

В театре масок каждый ребенок берет на себя роль определенного героя и находится в образе, в «маске». Изготавливаются маски - шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся вокруг головы. 

В театре ростовых кукол роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм.

Тантамареской называют ростовую фигуру с вырезами для рук, ног и лица. Тантамареска- стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия.

Театр марионеток

Настольный  театр Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Разнообразие видов настольного театра очень велико.

Персонажи плоскостного театра изготавливаются из бумаги, картона, тонкой фанеры. Каждая фигурка может являться двусторонней и иметь устойчивую подставку. Подставку можно сделать из втулок от рулонов, из стаканчиков из под йогурта, контейнеров от киндер-сюрприза.     

Объемный настольный театр – игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые ), игрушки из природного и бросового  материала; объемные поделки из бумаги: игрушки на конусах, из поролона, игрушки - топотушки, и др.

Конусный театр –это куклы на основе бумажного или картонного конуса. Конусные куклы сложнее в изготовлении, но зато, пожалуй, более выразительны, чем плоскостные.

Коробковый театр - получил свое название в соответствии с видом материала из которого он изготовлен:  коробочки разного размера и формы.

Персонажи и декорации театра из природного материала изготавливаются из шишек, каштанов, желудей и др.

Настольный  театр «Ходилки» (театр топотушек) очень нравится  детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий для пальчиков.

Настольный театр на пластиковых стаканчиках, пробках очень легко сделать, можно нарисовать персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки, кубики, стаканчики и др. бросовый материал.

Все эти виды театров-лишь небольшая часть, но все использую в своей работе.

3. Практическая часть.

Предлагаю  изготовить персонажей из подручного материала. Сделать такой театр несложно. Для изготовления сказочных героев и декораций спектакля  потребуется несколько обычных картонных рулончиков, клей - карандаш, цветная бумага, картон и, конечно,  желание воспитателей и детей что-то смастерить.

Этапы изготовления кукол для сборного театра:

Основой конструкции каждого кукольного персонажа является  картонный рулончик, обклеенный цветной бумагой.

  1. Заранее распечатанные шаблоны вырезаем. Одну сторону заготовки намазываем клеем, сворачиваем заготовку и прижимаем.
  2. Края верхней части рулончика сгибаются внутрь, чтобы можно было  прочно приклеить голову.
  3. Затем приклеиваются ручки, ножки куклы, детали костюма.

Балалаечка играет, вас всех в сказку приглашает,

Сказка наша начинается – «Репка», так она называется!

А теперь предлагаю вам с помощью различных видов театра показать русскую народную сказку  «Репка».

4. Подведение итогов. Таким образом, своими руками для детей можно изготовить еще множество недорогих, но интересных персонажей театра. Для этого нужны только фантазия и желание! Благодарю вас за внимание и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»

Доклад«Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благод...

Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные виды конструирования в детском саду"

Данный материал познакомит педагогов с новыми направлениями конструирования для дошкольников....

Мастер-класс по теме: «Игры в театр в детском саду»

Мастер-класс по теме: «Игры в театр в детском саду»...

Доклад на тему: «Театрализованная деятельность и виды театров в детском саду»

Содействовать приобщению детей дошкольного возраста к театральной культуреСпособствовать развитию творческих способностей в театрализованной деятельностиСодействовать эмоциональному благополучию детей...

Мастер-класс по театрализованной деятельности Тема «Театр рук».

 Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов;    Задачи:...

Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"

Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование....