Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"
статья (младшая группа)

Закирова Елена Олеговна

Театрализованная деятельность младших дошкольников.

Виды театров в детском саду и их использование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakirova_e.o.docx485.71 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность младших дошкольников.

Виды театров в детском саду и их использование.

Театр – это волшебный мир!

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Б. М. Теплов

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В работе с воспитанниками поставила цель: создать условия для развития речи дошкольников через театрализованную деятельность, научить ориентироваться в видах театра.

Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

1.Изучить педагогическую литературу по данному направлению работы.

2. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

3.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

5. Познакомить детей  с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром на магнитах,  драматическим театром и др.).

6. Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения.

7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Организация театрализованной деятельности дошкольников осуществлялась  наиболее эффективно, если:

1.Работа велась планомерно и целенаправленно.

2.Созданы специальные условия.

3.Учитывались возрастные особенности детей.

4.Использовались разнообразные формы и методы работы.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;

-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

- дает элементарные представления о видах театра;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;

- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т. д.

В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, а именно через разные виды театров.

Именно представления детей о различных видах кукольных театров учат детей:

 -различать их и называть (настольный театр, театр оригами, театр ложек, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, и др.)

-развивают речь детей, с помощью кукольного театра, совершенствуют умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

-развивают память, мышление, воображение.

Существует много видов театра, я в своей работе использую такие виды театра:

-  Настольный плоскостной театр- это плоскостные игрушки. Сценическая площадка – детский стол. Настольно-плоскостной театр подходит детям начиная с 4-х лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скользя по столу. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.

- Театр на цилиндрах. Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их тем, что сделано своими руками: только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. Или нарисовать и приклеить на цилиндр персонажи сказочных героев. Много интересного предложат сами дети что необходимо для маленькой сказки.

- Маски-шапочки. Благодаря использованию масок – шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре, Маски - шапочки можно использовать на музыкальны занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей, у них повышается самооценка и они становятся более раскрепощёнными.

- Театр «Би-ба-бо». Большую популярность имеет театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

- Пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

-  Театр игрушек. Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

- Варежковый театр. Куклы этого вида театра сшиты из ткани, склеены из бумаги или связанны из шерсти и ниток. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте.

- Театр-книжка. Театр-книжка – это объемные и двигающиеся картинки, которые помогут оживить сказочных персонажей. На каждой страничке оживает сказочный мир, построенный из бумаги. Динамика, последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, воспитатель демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи. Это могут быть упражнения по дикции, задания для развития интонационной выразительности, инсценировки мини-диалогов и другие виды деятельности.

- Костюмированный театр. Костюмированный или ролевой театр - это театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки.

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.

В моей группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, театром, театром на рукавичках.

В уголке располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный, 

 -реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, вязаные шапочки.

В работе с родителями опиралась на следующие задачи:

- Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;

- Выявить их заинтересованность в выполнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;

- Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;

В процессе моей работы по театрализованной деятельности были получены следующие результаты:

1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;

Все вышеперечисленные виды кукольного театра необходимо изготавливать с учетом всех санитарных норм; куклы должны быть эстетически оформлены и расположены в центре театрального искусства в соответствии с их назначением.

 Дети в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки- придумки.

 На занятиях по театрализованной деятельности отрабатывались умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и др.

 При помощи театральных атрибутов костюмерной и гримерной группы разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки, потешки «Колобок», «Репка», «Два веселых гуся», «Солнышко и дождик»).

 Дети нашего детского сада часто посещают театр, смотрят детские спектакли, знакомятся с театральными профессиями, узнают о том, что делают участники театрализованного действия (актеры, режиссер, гример, костюмер, осветитель и др.). Полученные знания дети используют в разных видах деятельности — игровой, изобразительной, также разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре Работа по ознакомлению детей с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из прекрасных древнейших видов искусства, способствует умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.

Проводимая мной работа дает положительные результаты. Включение театральной деятельности в образовательный процесс позволило добиться нужной динамики в развитии детей, были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций: внимания, памяти, мышления и воображения.  На этом я останавливаться не буду, буду использовать новые виды театра, будем вместе с родителями пополнять театральный уголок, вовлекать и родителей в участии в инсценировках, искать новые интересные формы взаимодействия с детьми.

C:\Users\лена дом\Desktop\IMG_20231013_110322.jpgC:\Users\лена дом\Desktop\IMG_20231013_111137.jpgC:\Users\лена дом\Desktop\Y_yniAYRrK8.jpgC:\Users\лена дом\Desktop\21gnSqia39I.jpg

C:\Users\лена дом\Desktop\IMG_20231013_105855.jpg

Закирова Елена Олеговна, высшая категория, воспитатель

МБДОУ « Детский сад №3», г. Шадринск C:\Users\лена дом\Desktop\картинки\vw0pNGa3Gic.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Использование варежкового и фартучного театров в детском саду.

"Использование варежкового и фартучного театров в детском саду"....

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...