Использование варежкового и фартучного театров в детском саду.
статья по теме

Саргсян Тамара Сергоевна

"Использование варежкового и фартучного театров в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivye_ulybki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование варежкового и фартучного театров в детском саду.

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театр.

Дошкольники со свойственной их возрасту фантазией верят, что кукла хочет есть и спать, что мишку с оторванной лапой нужно отвести к доктору, они верят всему, что видят в театре, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.

Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.

Основная цель моей работы: развитие личностных, творческих способностей  и  речи детей посредством театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. совершенствование артистических навыков детей;
  2. раскрепощение ребенка;
  3. работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
  4. пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
  5. закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
  6. совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
  7. развивать степень активности;
  8. совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
  9. развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
  10. развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
  11. формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
  12. воспитывать культуру общения и речевой этикет.

В своей деятельности я активно использую пальчиковый, варежковый и фартучный  театры. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки, ширмы, ведь для того, что кукла «ожила» достаточно надеть её на руку или повязать фартушек.  Эти куклы хороши тем, что не ограничивают актёров в движениях, дети быстро перевоплощаются, могут свободно двигаться, поворачиваться вправо, влево, разводить руки в стороны, приседать, прыгать, обнять, погладить по лицу и даже пошептать на ушко, приласкаться.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность, неподдельность чувств педагога.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе свою совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться, как упражнения. Например, детям предлагаю выбрать нужную варежку и попроситься в теремок, как лягушка, лиса или медведь (р. н. сказка «Теремок» ), после чего спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

Я развиваю у детей умение моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации. радость, удивление, испуг. если воспитателю дано читать стихи, рассказывать сказки, забавные истории, значит это будет дано и детям.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

          выбор детьми роли по желанию;

          назначение на главные роли наиболее застенчивых детей;

          распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа);

          проигрывание ролей в парах.

При этом всегда возникает вопрос, что делать, если ролей не хватает на всех детей, кто будет играть отрицательных героев?

Первую из них решает подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности  (по 10-12 человек в подгруппе). Кроме этого, чтобы охватить всех детей, мы с ребятами можем придумать новые роли.

Вторая проблема – отрицательные герои. Дети их зачастую не хотят играть. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все взрослые и дети – артисты и сыграть отрицательного героя всегда сложнее. Поэтому каждый ребенок должен исполнять, как положительные, так и отрицательные роли, чтобы в жизни образ отрицательного героя не «прилип» к ребенку.

Во время театрализованной деятельности необходимо:

  1. внимательно выслушать ответы детей, их предложения;
  2. если они не отвечают, то переходить к действиям персонажей
  3. при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  4. в заключении вызвать у детей радость.

Известно, что многие дети испытывают огромные трудности при заучивании стихов в театрализованной  деятельности, но как раз театрализованная деятельность и способствует развитию памяти. Для спектаклей в среднем и старшем  дошкольном возрасте использую стихотворную форму представления, так легче самому ребенку, потому, что рифма легче воспринимается а значит  запоминается.

Есть один замечательный прием заучивания стихов  с помощью языка  жестов, движения пальцев рук, а иногда всего тела,  которые позволяют показать жестом содержание стихотворения. Вспомним разучивание физкультурных минуток во время занятий – они запоминаются ребенком очень быстро, а почему? Потому, что ребенок чувствует свободу движения и пространство. Не обязательно строго заучивать именно показанные взрослыми жесты, пусть на первых порах вы научите детей это делать, а потом пусть сами придумывают свои, фантазирую, запоминают, в этом случае процесс заучивания превратиться в увлекательную   игру. Дети любят движения поэтому такие представления проходят живо и весело.

Работая в подготовительной группе, я заметила, что дети легко сочиняют сказки. Самые интересные сказки у нас становятся сюжетом для спектаклей в нашем театре «Солнышко». К таким спектаклям не нужно долго готовиться. Днем сказку сочинили, после сна подготовили атрибуты, костюмы, а вечером спектакль. Я выступаю в роли режиссера, сценариста, костюмера- дети актеры, а зрители дети соседней группы. Очень важно для ребенка не только придумать сказку, но и прожить в ней,  побывать героем «Добрым и злым», что-то плохое исправить  на хорошее,  именно в этом заключается смысл нашей «театрализованной» жизни

Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей.

                           

 Воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Саргсян Т.С.

                             

Литература:

  1. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
  2. Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
  5. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
  6. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

детский музыкальный театр в детском саду

отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»

Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...

Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"

Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование....

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...