Проект "Песочная фантазия"
проект (младшая группа)

Дудова Мария Сергеевна

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Игры с песком позволят сделать процесс воспитания и обучения детей естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и для того, чтобы дети могли заниматься играми с песком независимо от времени года, взрослые должны создать все условия в помещении.

ФГОС дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

В проекте содержание и организация игр с песком построены с учётом единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx74.37 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

АЛАРСКИЙ РАИОН

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЗАБИТУЙСКИИ Д/С

(МБДОУ Забитуйскии д/с)

_____________________________________________________________________________________

ПРОЕК ПО ТЕМЕ:

 «Песочная фантазия»

Подготовил:

Воспитатель Дудова Мария Сергеевна

Забитуй

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Участники: воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.

Длительность: две недели (краткосрочный).

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Игры с песком позволят сделать процесс воспитания и обучения детей естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и для того, чтобы дети могли заниматься играми с песком независимо от времени года, взрослые должны создать все условия в помещении.

ФГОС дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

В проекте содержание и организация игр с песком построены с учётом единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с возрастными особенностями воспитанников

Проблема:

Особые трудности дети испытывали при ответах на вопросы о песке: «Что такое песок?», «Откуда берется песок?", "Зачем нужен песок?».

На основании возникшей проблемной ситуации был разработан и реализован данный проект.

Краткая аннотация содержания проекта        

В проекте дети в увлекательной форме, приобретают знания о свойствах песка. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах и простейших опытах. Педагог помогает детям обобщить представления о свойствах песка в игровой форме.

Цель: Знакомство детей со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Задачи:

Образовательные

Формировать представления у детей о песке, его видах;

Знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);

Развивающие

Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) детей в процессе экспериментирования с песком,

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;

Развивать у детей творческие способности, фантазию, любознательность, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;

Развивать речь ребенка;

Развивать коммуникативные навыки, умения работать в малых группах;

Воспитательные

Закреплять правила безопасности во время игры с песком, а также во время проведения экспериментов.

воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;

Воспитывать умение играть со сверстниками рядом

Формы и методы работы по проекту с детьми:

- групповая, индивидуальная:

Организация игр с песком, водой.

Организация опытно – экспериментальной деятельности.

Организация изобразительной деятельности: рисование песком.

Чтение художественной литературы (потешки).

Рассматривание иллюстраций.

Организация пальчиковой гимнастики.

Слушание музыкальных произведений.

Беседы;

Наблюдения;

Опыты;

Продуктивная деятельность

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1.Подготовительный этап

- подбор методической, и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта.

-подбор материала, игрушек, дидактических игр познавательной деятельности;

-разработка конспектов игр с песком, картотеки «Опыты с песком»

- наглядной информации для родителей.

2.Основной этап

- Беседы

Повторение правил безопасного поведения детей во время игр с песком».

-рассматривание иллюстрации «Игра в песочнице»

Беседа: «Для чего нам нужен песок»

Опыты с песком

«Откуда берётся песок»

«Из чего состоит песок»

«Теплый — холодный»

«Сухой песок сыпучий»

«Какой бывает песок?»

«Куда исчезла вода»

«Как движется песок»

«Как рисовать песком?»

Игры с песком

Строительство пирамидок

Рисуем на песке

Пересыпание песка из ладошки в ладошку

Испечем пирожки

Оставь свой след на песке

Игры с кинетическим песком

Художественная литература

Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». С. Кашлев «Мы в песочнице», «Строители», чтение сказки «Колобок», Генрих Голштейн
“Сказка о Песочном королевстве”.

Пальчиковые игры

«Колобок», Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку…».

Дыхательная гимнастика

«Ветряная мельница»

Изобразительная деятельность:

Рисование на песке «Следы», «Рисуем палочкой на песке»

Рисование песком «Замок из песка»

Дидактические игры

«Отпечатки на песке», «Движение песка», «Необычные следы», «Чувствительные ладошки», «Здравствуй песок», «Песочный дождик»

Подвижные игры

Мы песчинки

Взаимодействие с родителями

Консультации

«Волшебный песок»

«Экспериментирование в раннем возрасте»,

«Игры с песком или песочная терапия»

«Развивающие игры с песком и водой».

НОД «Песочная фантазия»

3.Заключительный этап:

Фоторепортаж «Песочные фантазии» оформлен фотоальбома

Создание картотеки «Опыты с песком»

Подготовлены консультации «Волшебный песок»«Игры с песком или песочная терапия», «Развивающие игры с песком и водой»

Заключение и выводы

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в игровой форме ребёнок делает первые шаги по освоению экспериментального метода, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для малышей игры с песком позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста, игры вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

Таким образом, благодаря этому проекту мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательный интерес выражен достаточно в соответствии с возрастом. Дети много знают о свойствах и качествах песка, проявился ярко выраженный интерес к экспериментированию. Ребята стали бережно относиться к игрушкам, стремиться к правильному поведению по отношению друг к другу, стали постепенно овладевать навыками безопасного поведения в песочнице.

Используемая литература:

Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / от рождения до школы. Под ред.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с

Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.

Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.

Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.

Паршукова Т.А. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 1.

Интернет ресурсы

Приложения

1.Организации безопасного поведения детей во время игр с песком

При каждой организации игр с песком необходимо:

- проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.

- перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.

- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

- проверить на прочность инвентарь, игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

- использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;

- использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;

- сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

- играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

- насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь;

 - жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

- нюхать песок.

Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями;

- не оставлять детей без присмотра.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои мест.

 Беседа

«Для чего нам песок нужен?».

Задачи: обратить внимание детей на вещи, которые их окружают, для чего они нам нужны. Продолжать закреплять умение бережно относится к окружающему их миру.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: песочница, песок, беречь, играть с ним, сыпать, пересыпать. Делать постройки с помощью лопатки, ведра, формочек.

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей к песочнице.

- Посмотрите, что я принесла. (Показывает лопатку, ведро и формочки).

Дети называют то, что принесла педагог.

А зачем мне эти игрушки?

Правильно, чтобы играть.

А что это? (Показывает на песочницу).

Песочница, в ней лежит песок.

А он для чего нам нужен? Верно, для игры с ним.

Как мы можем с песком играть? дети отвечают, воспитатель помогает им в ответах и показывает действия с песком.

Молодцы, верно, сказали, я могу его пересыпать из формочки в формочку. Что-нибудь слепить, копать лопаткой.

Ребята, а можно его выносить?

Верно, нет, если мы с вами будем каждый раз выносить, то у нас песка совсем не останется в песочнице. Его надо беречь.

Воспитатель предлагает поиграть с песком и раздает игрушки.

2. Опыты с песком

«Откуда берётся песок»

Цель: выяснить, откуда в природе берется песок

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

 «Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Теплый — холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

 «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий

 «Какой бывает песок?»

Задачи: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.  Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.

Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой).

Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы:  «Из чего состоит песок?(из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой  песок? (светлый, светло- коричневый).

Игровые действия с сухим песком:  «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук.  Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).

Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да).

Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.

Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из сухого песка)

Вывод: Сухой песок  рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости

«Как движется песок»

Материал: песком, воронка, подносы.

Ход эксперимента:

Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «волны».

Вывод: песок движется, его движение

похоже на течение воды.

«Как рисовать песком?»

Задачи: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к  другу и к  работам своих товарищей.

Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки  для лепки.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?( на мокром). Почему?(мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с кружками на сухом песке?(они быстро исчезают). Почему?(сухой песок быстро рассыпается).

Дети рисуют палочкой на  мокром песке.

Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала  сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок?(высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).

Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.

Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком образы и предметы, а дети их отгадывают.

Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.

Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.

3.Игры с песком

 Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра – забава «Рисование на песке».

Цель: продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.

Оборудование: футляры от ручек.

Приемы:

1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.

2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).

3. Указание: рисовать можно сидя.

4. Действия детей.

5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку.

Играя, познавайте мир!

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Содержание.

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

«Испечем пирожки…»

Цель: продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить. Развивать воображение. Воспитывать интерес к играм с песком.

Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.

Ход игры:

Воспитатель вносит Мишку.

Игровая ситуация: Ребята, к нам в гости пришел Мишка, у него много будет гостей.

Игровая мотивация: давайте ему поможем испечь много пирожков.

Воспитатель раздает формочки и лопатки.

Воспитатель показывает и сопровождает их словами.

-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.

Действия детей.

 Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Содержание.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игры с кинетическим песком

Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Он легко приобретает форму, удерживает ее и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев.

Для знакомства детей с этим интересным материалом можно использовать следующие простые упражнения:

Первое что можно сделать, это просто попробовать его на ощупь. Попробовать пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.

Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их.

Возьмите несколько разнообразных штампов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке. На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след.

Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать.

Готовим печенье: для этого можно использовать любые формы-вырубки.

У кого быстрее песок просыплется сквозь пальцы.

Чья башня выше.

Украшаем песочный пирог, в завершении его можно разрезать и т.д.

Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно

                              продолжительное время.

4. Чтение художественной литературы

Стихотворения «Песочница»  Марина Ершова

Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.

Речной песочек, меленький -
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой -
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.

Бывают столкновения -
Но это не беда.
Ссора - на мгновение,
А дружба навсегда.

Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

С. Кашлев 
Мы  в  песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка,
Увлеклись,  не  замечаем,  
Что  носки  полны  песка.  
Принесли  воды  в  ведёрке,
Чтобы  не  сломался  дом,  
Красовался  на  пригорке,          
Мы  его  водой  польём.

Чтение стихотворения «Строители» Б. Заходер.

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся

Строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Это домик из песка!

Генрих Голштейн
“Сказка о Песочном королевстве”.
На океанских, морских и речных берегах взрослые и дети любят строить дома, дворцы, замки и соборы из золотого, белого и чёрного песка. Их шедевры живут недолго - до первой волны. Однако, и нескольких мгновений бывает достаточно, чтобы мимолётное искусство, вспыхнув яркой кометой на горизонтах времени, оставило неизгладимый след в нашей памяти. Послушайте эту сказку, дорогие ребята, и вы узнаете, почему волны так усердно и безжалостно смывают прекрасные замки из песка.

Давным-давно на побережье Синего-Пресинего океана стояло славное Песочное королевство. Королевство, в общем-то, как королевство, если бы не одна особенность: все здания в нём были построены из прибрежного золотого песка. Столицей Песочного королевства являлся Золотой город. Он был настолько красив, что вызывал всеобщее восхищение. Живописцы тех времён запечатлели его на своих полотнах, поэты увековечили в стихах, а композиторы воспели в музыке. И даже великий и могучий царь Четырёх Океанов, Морей и Рек влюбился в этот прекрасный город. Поднимаясь из океанских глубин, он подплывал к берегу и, покачиваясь на небольших волнах, с упоением любовался архитектурой Золотого города. Дабы не причинить вред Песочному королевству, царь строго-настрого запретил волнам бушевать вдоль всего Золотого побережья, и они, повинуясь царской воле, стали усмирять свой пыл на подступах к нему. Изо дня в день океанские волны нежно и бережно, словно собственное дитя, ласкали и гладили Золотой берег, лишь изредка обдавая песочные шедевры солёными брызгами и тёплой пеной. 

Как обычно и бывает, Песочная принцесса, единственная дочь и ценнейшая драгоценность Песочного короля, внезапно повзрослела и стала настоящей красавицей. А это значит, что пришло время выдавать её замуж. Со всего Мира в Золотой город стали сплываться, слетаться и съезжаться знатные женихи. 
В один из дней в городском порту бросил якорь корабль под белыми парусами. На причал сошёл Мраморный принц из Мраморного королевства в ослепительных беломраморных одеждах. 
Рядом с королевским замком приземлился летающий корабль под розовыми парусами. Это прибыл Заоблачный принц из королевства Фантазий и Грёз в расшитых драгоценными камнями розовых одеждах. 
Гордый всадник на взмыленном коне остановился у ворот королевского замка. Это Железный рыцарь из Рудного королевства в чёрных доспехах, с развевающимися на ветру флагом с рыцарским гербом и чёрными перьями на шлеме самым первым из женихов добрался до цели. Переведя дух после долгого пути, он принялся с усердием колотить железной перчаткой в замковые ворота.

А пока женихи прибывали, принцесса и придворный архитектор прогуливались по Королевскому саду. Они шли по песочной дорожке Олеандровой аллеи и что-то увлечённо обсуждали. Вокруг благоухали пышные олеандры и прекрасные розы, гранатовые и апельсиновые деревья услаждали взор спелыми плодами, а дивные птички-канарейки распевали на ветвях чудесные песни. Безумный Архитектор, а именно так его и звали, был влюблён в Песочную принцессу. Он любил её больше жизни и даже больше своих фантастических градостроительных замыслов, и кажется, что и она любила его. Но каждая его попытка признаться в высоком чувстве заканчивалась одними лишь переживаниями и глубокими вздохами. Вот и сегодня Безумный Архитектор говорил о чём угодно, только не о своей любви к красавице принцессе.
- Я начинаю главный проект моей жизни, - сказал Безумный Архитектор. - Скоро над Золотым городом поднимет шпили высокий собор. Это будет самый красивый, самый необыкновенный собор из всех, которые когда-либо были на белом свете!
- Нисколько в этом не сомневаюсь, о, талантливейший из архитекторов, построивший Золотой город, -  улыбнулась ему Песочная принцесса. 
- Собор будет назван Вашим именем, Ваше Высочество, - прошептал Безумный Архитектор.
Принцесса ничего не ответила, но внезапно улыбка сошла с её уст, а прекрасные глаза погрустнели и с удивлением посмотрели на архитектора.
- Почему Вы молчите и стали грустны, как никогда, Ваше Высочество? - забеспокоился Безумный Архитектор.
- Потому, что папенька и маменька никогда не разрешат нам пожениться, что бы Вы ни придумали и ни построили, - опустив глаза, ответила принцесса. - Давайте лучше поиграем в прятки в Кипарисовом лабиринте, - вдруг предложила она.
- С удовольствием, Ваше Высочество, - одобрил её затею влюблённый архитектор.
Прошагав Кипарисовую аллею, они очутились в обширном и запутанном Кипарисовом лабиринте - одном из чудес королевства, сотворённых придворным садовником. Наигравшись и набегавшись всласть, принцесса и архитектор пошли по дорожке и вдруг встретили песочного человечка. Слуга принёс весть, что король и королева немедленно требуют в замок Её Высочество. Принцесса пожала плечами, припудрила носик золотистой мимозовой пудрой и, приподняв полы длинного платья, побежала к выходу.
- Догоняйте! - крикнула она своему спутнику.
- С удовольствием, Ваше Высочество, - с придыханием произнёс  Безумный Архитектор и со всех ног помчался за своей возлюбленной.

Тронный зал был залит огнями и их бесчисленными отражениями в глади настенных зеркал. Король и королева восседали на тронах и с волнением ожидали появления принцессы. По левую сторону от королевской четы стояли знатные женихи, а по правую - придворные кавалеры и дамы. 
- Наконец-то, наша доченька пожаловала! - воскликнул король. - Присаживайся на трон и послушай вместе с нами, что говорят и что обещают наши женихи.
Знатные женихи стали по очереди подходить к тронам и, откланявшись,  произносить сладкоголосые речи. Особенно отличился в ораторском искусстве Заоблачный принц, поведавший про далёкий заоблачный рай и фантастические воздушные замки.
- Мне кажется, Ваше Величество, что нам больше подходит Мраморный принц, нежели этот железный грубиян, склонный к ржавчине и дурным манерам. Кандидатуру Заоблачного принца я даже не рассматриваю - не нужны нам пустомели и заоблачные мечтатели, - шёпотом поделилась своим мнением Песочная королева.  
- Мне тоже так кажется. Давно пора отделать дворцы, соборы, набережную, площади и мостовые города надёжным и красивым мрамором из Мраморного королевства. А то этот Безумный Архитектор понастроил кругом домов и замков из песка! Дрожу при одной мысли о том, что в любой миг Золотой город и всё наше славное королевство унесёт Синий-Пресиний океан, - сокрушённо покачал головой Песочный король. 
- Тогда надо действовать, Ваше Величество, - кивнула Песочная королева.
- Скажи, доченька, кто тебе понравился больше всех из женихов? - спросил Песочный король.
- Никто, папенька, - честно призналась принцесса. - Только Безумный Архитектор мил моему сердцу.
- Безумный Архитектор? - ужаснулся ошеломлённый король. - Оставляешь нас без мраморной набережной, доченька? Ай, ай, ай…
- Ах, только не он! - схватилась за сердце Песочная королева.
- Не бывать свадьбе королевской дочери и простого архитектора. Никогда! - отрезал король. - Так уж и быть - выбирай: Мраморный принц или Железный рыцарь на худой конец. Может быть, ещё принцев подождём?
- Я выбираю Безумного Архитектора! - не отступилась от своих слов Песочная принцесса. - Он так много сделал для Золотого города и для всего нашего королевства, что заслужил, чтобы его произвели в доблестные рыцари, - заявила она.
Встал король с трона, и злобе, и гневу его не было предела. 
- Как ты мог так поступить? Как ты мог так коварно обмануть меня и королеву? Говори! - потребовал он от придворного архитектора. 
- Я никого не обманывал, - ответил Безумный Архитектор. - Мы просто любим друг друга, Ваше Величество.
- Ты с ума сошёл! Вон из моего замка! Вон из Золотого города! Вон из Песочного королевства! Вон отсюда! - закричал и затопал ногами взбешённый король. - Эй, стража, принцессу взять под арест, а Безумного вытолкать вон!
- Безумный, безумный архитектор! - укоризненно закачали головами и запричитали придворные кавалеры и дамы.

И побрёл Безумный Архитектор, куда глаза глядят. Не успел он покинуть границ Песочного королевства, как узнал, что улетела его принцесса вместе с Заоблачным принцем на корабле под розовыми парусами в далёкую страну Фантазий и Грёз. Улетела навсегда, пойдя наперекор воле родителей. И тогда побежал Безумный Архитектор и бежал до тех пор, пока не упал без сил на берегу Синего-Пресинего океана. Он долго лежал на песке лицом вниз, зажмурив глаза, и думал, думал, думал о своей жизни. Он вспомнил Золотой город, Королевский сад, Кипарисовый лабиринт, прекрасную улыбку принцессы. Зачерпнув горсть тёплого золотого песка, тут же представил собор, самый красивый, самый необыкновенный из всех, которые когда-либо были на свете. И снова в его мечтаниях вознёсся до неба собор, и снова сквозь пышные цветы олеандров лучезарно улыбнулась принцесса… 
- Только никогда не будет построен этот собор, - теряя сознание, едва прошептал Безумный Архитектор, и вдруг почувствовал, как его окатило  спасительной холодной волной.
Забурлил, закипел, заходил ходуном Синий-Пресиний океан. Великая армия океанского царя с неистовой яростью обрушилась на Золотое побережье. Волны ворвались в Золотой город и за считанные секунды разрушили его, а затем унесли в океан и всё обширное Песочное королевство. Безумного Архитектора царь Четырёх Океанов, Морей и Рек взял к себе. Говорят, что поселил он его посреди Синего-Пресинего океана на необитаемом острове с белым-пребелым песком. И построил талантливый архитектор на том острове новый город, в городе возвёл собор своей Мечты и назвал его храмом Любви. А чтобы Безумному Архитектору не было грустно и одиноко, расселил царь вокруг острова говорливых Русалок. На одной из них архитектор вскоре и женился.

И снова, как в старые добрые времена, поднимаясь из океанских глубин, царь Четырёх Океанов, Морей и Рек подплывает к берегу и, покачиваясь на небольших волнах, с упоением любуется архитектурой Белого города. Океанские волны с прежней нежностью и любовью ласкают и гладят Белый берег, обдавая лишь изредка белоснежные дворцы, замки и соборы солёными брызгами и тёплой пеной. 
Только вот повторить или превзойти песочные шедевры талантливого архитектора не удаётся больше никому. Так повелел царь своим волнам, чтобы только он и его ближайшее окружение могли созерцать эту красоту. С тех пор и стало песочное искусство зыбким и мимолётным, и на берегах океанов, морей и рек смывают волны усердно и безжалостно прекрасные замки из песка.

Что сказать напоследок… Берегите Любовь - самое светлое и чистое человеческое чувство. Нет на свете ни дворца, ни собора прекраснее светлого храма Любви.

 Загадки про песок

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЗагадки. Песок

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngИз камней он появился. ПЕСОК

\Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

                                (песок)

5. Пальчиковая гимнастика

«Колобок»

Бабка намела муки (Выполняют плавные действия рук к себе)

Наскребла соли (Медленно сжимать и разжимать кулачки)

Посолила (Собирают пальцы в щепоть, «солят»)

Помешала тесто (Круговые движения в разных направлениях)

Слепила колобок (Имитируют лепку колобка)

Покатала (Выполняют круговые движения ладонью

Под другой в разных направлениях)

Маслом помазала (Гладят одной ладонью другую)

В печку жаркую поставила (Дышат на ладонь теплы воздухом)

И положила остынуть (Дуют на ладонь)

на окошко

 «Я пеку, пеку, пеку…»

6. Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

7. Рисование на песке

При рисовании на песке не

возникают барьеры как при обычном

рисовании на бумаге, ведь песок очень

пластичен и нарисованные сюжеты

можно легко изменить, скорректировать.

Рисование песком часто проводится под

музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло.

Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную

сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий

процесс.

 8. Дидактические игры

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание.

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

«Движение песка»

Игра «Топчем дорожки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.

А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

«Необычные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Воспитатель: «А теперь покажем как … .»

- «Идут медвежата» - кулачками надавливаем с силой на песок.

- «Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Чувствительные ладошки»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: «Ребята предлагаю вам поздороваться с песочком»

(Дети погружают руки в песок)

«Здравствуй песок»

Цель: Снижение психофизического напряжения.

По – разному «Поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка (пальчиками, ладошкой внутренней или тыльной стороной и пр.)

«Песочный дождик»

Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Устроим необычный дождик – песочный. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или на свою ладонь.

Воспитатель: «Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (ответы детей словами или жестами) Мы сыплем песочек.

Какой же красивый дождик у нас получился! »

 

9. Подвижная игра «Песчинки»

Воспитатель: предлагаю вам поиграть. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Присели все на корточки. Сколько у нас много песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Превращаются обратно в ребяток.

10.Взаймодействие с родителями

 Консультация для родителей «Волшебный песок»

Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности. 
       «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - сказал В. А.Сухомлинский. Так дайте ребёнку такую возможность, жить именно в такой среде, в которой он сможет вырасти всесторонне развитой и полноценной личностью.

Я хочу вас познакомить с  волшебным свойством песка. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.

Песочная терапия.

Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Она доставит массу положительных эмоции вашему малышу.                                         Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5Ч72,5Ч7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

1. «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу..

2.«В моем городе»Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.

Рисование песком.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

.Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;

упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);

упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);

упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;

упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты

Консультация для родителей

«Игры с песком или песочная терапия»

В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми  с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.

В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Как  должен вести себя  взрослый во время совместных игр с песком?

1. Присоединение к ребенку:

Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив  неповторимый образный строй картины -  все это входит в понятие присоединения.

2. Искренняя заинтересованность:

Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.

3. Строгое следование общечеловеческой этике:

Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка  от психических травм.

Пять шагов организации игрового процесса

1 Демонстрация песочницы.

Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.

2 Демонстрация фигурок.

Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.

3 Правила игры на песке:

Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.

Пример:                                                                                                                                              Вредных нет детей в стране

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.

4 Формулировка темы:

Это шаг осуществляет  сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.

5 Завершение занятия. Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Как вы понимаете, мы прошли лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее вы можете ознакомиться с этим методом в книгах:

1 .Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ; Грабенко Т.М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг сказкотерапии»,

2. М.Монтессори  «Мир ребенка»

3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».

Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и песком.

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.

И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развивать мелкую моторику, координацию движений. Различные упражнения с песком и водой дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий - длинный”, “высокий - низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза.  Всѐ это вам пригодится для игрушек- самоделок. Надо сказать, что с такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка. Вот несколько дидактических игр - упражнений, которые можно провести вместе с ребенком:

1.Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.

Такие же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, пуговиц и т.д.).

   2.Упражнение «Здравствуй водичка».

Цель: создание позитивного настроения.

Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.

Давай с ней поздороваемся.

Приготовь ладошки и нежно прикоснись к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговариваем: «Здравствуй, водичка! Погладь водичку.

А теперь давай поздороваемся пальчиками. Приговариваем: «Здравствуй, водичка!

Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.

Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).

Пальцы бегут по воде, шагают.

-Вот бегут босые ножки,

-Прямо по дорожке.

3.Упражнение «Дождик капает».

Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.

Малыш, вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).

Как она капает? Кап-кап-кап - это дружок «Капельки» – капли.

А давай сделаем дождик на воде пальчиками. Ударяем пальчиками о поверхность воды.

-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,

-Тучки собираются

-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,

-Дождик начинается

-Дождик, дождик перестань,

-Отдохнуть немного дай!

Вытираем руки полотенцем.

4.Игра «Собиратели морских сокровищ».

Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность

А, теперь мы достанем со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку- это наши морские сокровища. Вытереть ручки полотенцем.   

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

АЛАРСКИЙ РАИОН

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЗАБИТУЙСКИИ Д/С

(МБДОУ Забитуйскии д/с)

_____________________________________________________________________________________

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 младшей группе

ТЕМА: «Песочная фантазия»

Подготовил:

Воспитатель Дудова Мария Сергеевна

Забитуй

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Закрепить знании детей о свойствах песка (сухой - легкий, мокрый - тяжелый, сыпучи - не сыпучи).

Сравнивать и делать простейшие выводы.

Обогащать словарный запас (песчинки, сыпучий, мокрый, сухой, сыплется).

Дидактическое обеспечение занятия:

Раздаточный материал (емкости с песком, формочки, фартуки, увеличительные стекла, шарики для катания в песке).

Демонстрационный материал ( обезьянка, мнемотаблица, флешка с музыкой).

Предварительная работа: чтение сказки «Сказка о песочном королевстве», рассматривание песка с помощью увеличительного стекла, беседа о песке, заучивание стихов, разучивание подвижной игры «Песчинки» и пальчиковой гимнастики.

Технологическая карта

Образовательные области

Методы и приемы

Дозировка

Последовательная деятельность

Ответы и действия детей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Безопасность

Исследовательская деятельность.

Познавательное и речевое развитие.

Физическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Исследовательская деятельность.

Познавательное и речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное и речевое развитие.

Эмоциональный настрой на работу

(Встаём в круг, держим в руках лучики солнца, проговариваем приветствие, далее дарим лучики гостям)

Сюрпризный момент

(слышат чей – то плачь,  ищут кто, где плачет, находят обезьянку, обезьянка рассказывает что с ней случилось,  решаем помочь ей)

Идем к песочнице

Беседа  

(повторение правил безопасности при игре в песочнице)

Дети приступают к игре с песком

Игра: «Необыкновенные следы»

Опыт № 1 «Песочный дождик»

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт № 2

«Песок состоит из отдельных песчинок»

Вывод: сухой песок рассыпается.

Опыт № 3

«Куличики»

Вывод: сухой песок рассыпается

Физминутка

Подвижная игра «Песчинки»

Развитие координации

Наводящие вопросы

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре ,пять».

Опыт № 1

«На мокром песке остаются следы»

Вывод: На мокром песке остаются следы, а на сухом нет.

Опыт № 2

«Песочный  дождик»

Вывод: мокрый песок

не сыпучи, он тяжелый.

Опыт № 3

«Куличики из мокрого песка»

Вывод: из мокро го песка можно лепить куличики.

Организация окончания деятельности

Рефлексия (подведение итого сделанного, что сделали, что получилось, или не получилось, интересно было или нет и т.д.

Использовалась мнемотаблица для помощи детям в составлении предложений.

1 мин.

1 мит.

1 мит.

1 мин.

3мин.

1мин.

1мин.

1мин

3мин.

1 мит.

1 мит.

Приветствие.

Я держу в ладошках солнце. Я дарю его друзьям. Улыбнитесь -это ж просто. Лучик солнца - это вам!

Здравствуйте ребята!

Мы с друзьями играли в песок и делали куличики, но у меня не как не получаются куличики. Ребята, а вы хотите помочь обезьянке? А как вы думаете из чего можно сделать куличики?

Здесь нельзя кусаться, драться. И в глаза песком кидаться! Нужно дружно всем играть. И песок не обижать.

Здороваются с песочком

Здравствуй, песочек. Здравствуй дружочек.

Сейчас покажем как («идут медвежата», «прыгают зайчата», «и покатаем шарики»). А теперь возьмите палочки и нарисуйте что хотите. Что нарисовал Костя, а ты Егор и т.д.

Предложить набрать в кулачек горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыплется?

Давайте возьмем увеличительные стекла и рассмотрим песочек.

Песчинки какие?

А теперь давайте обезьянке поможем постряпать куличики насыпаем песок в формочки и делаем куличики.

Получились куличики?

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Присядьте на корточки.

Сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих и песчинки опустились на землю.

А как вы думаете что произойдет, если в песок добавить воду.

Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить?

Потрогайте его и скажите:

Не сухой - а мокрый.

Не светлый – а темный.

Не теплый – а холодный.

!,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять. Долго шли они пешком. А потом бегом, бегом. Немного поскакали, а потом в песок упали.

Предложить детям оставить следы, покатать мячик.

Давайте возьмем песок в кулачек и попробуем его сыпать.

Посмотрите мокрый песок так же сыплется как сухой?

Давайте попробуем слепить куличики. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте песок. Переверните формочки. Что у тебя получилось Тима, а у тебя Костя?  

Молодцы ребята, вы помогли обезьянке приготовить куличики

Обезьянка благодарит  детей за помощь и дарит детям игрушки для игры в песке  

Давайте вспомним все, что узнали о песке.

Воспитатель начинает фразу дети заканчивают

Сухой песок светлый , а мокрый темный.

На сухом песке отпечатки не остаются, а на мокром остаются.

Сухой песок теплый , а мокрый холодный.

Дети проговаривают слова и дарят лучики гостям.

Дети предлагают (или не предлагают) свою помощь

Дети рассказывают правило поведения с песком.

Дети трогают песочек, гладят, делают отпечатки.

Дети высказывают свое мнение

Самостоятельное выполнение  опытов.

Рассматривают и высказывают свое мнение.

Стряпают куличики

Выполняют движение под музыку.

Дети трогают мокрый песок. Рассуждают, высказывают мнение.

Проговаривают и выполняют упражнение для пальчиков

Самостоятельное выполнение  опытов.

Дети рассуждают и высказывают свои мнения.

Берут формочки и стряпают куличики.

Дети благодарят обезьянку

Дети рассказывают по мнемотаблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...