Статья " Игровые технологии в ДОУ"
статья (старшая группа)

Бахмина Марина Ивановна

 Игра - как определённая часть образовательного процесса, игровые технологии, реализация подхода, ожидаемый результат, игровые задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  МДОУ « Детский сад №144» г. Магнитогорск .

                                                           

                                         Статья

           Игровые технологии в ДОУ.

                                                           Воспитатель: Бахмина М.И 2023 г.

 Педагоги  рассматривают игру в дошкольном возрасте, как ведущий вид  деятельности, в процессе которой возникают  игровые новообразования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности,  дети  получают  из окружающего мира   впечатления, игровые умения, знания о бытовых  условиях жизни, о профессиях  взрослых.  В  игре  осуществляются ситуации направленные на усвоение общественного опыта, складывается  умение управлять своим поведением, эмоциями. Начиная с раннего детства, ребенок  проявляет   себя более активно  в игровых  действиях, чем  в какой-либо другой деятельности. Дети в игре становятся  самостоятельными, по своему  общаются со сверстниками, выбирают  игрушки и используют  разные предметы,  предметы - заместители, преодолевают  трудности,  которые  связанные с сюжетом игры, ее правилами.

«Игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагог должен  обладать доброжелательностью,  осуществлять эмоциональную поддержку детям, создавать радостную обстановку, поощрять  выдумки и фантазии ребенка. В  этом случае, игровые действия  будут полезны для развития ребенка, создания положительной, эмоциональной  атмосферы  между взрослым и детьми.   Педагог, продумывает сюжет  игры,  систематически использует в своей работе  игровые методы и приёмы,  которые  должны отвечать  требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавать  ребенку возможность принять  на себя роль действующего в игровой ситуации персонажа. Организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, для воссоздания  некоторых элементов игры,  помогает преодолеть  разрыв,  который возникает  при переходе от  игровой деятельности  к  учебной деятельности.   Четыре главные черты присущие игре.

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая только по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
  3.  3. Эмоциональность деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  В  образовательном процессе используют  игры -  обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие.  Используют игры с правилами, правила  устанавливаются  по ходу игры.  По  содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.  По игровому оборудованию – настольно-печатные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, имитационные, игры - драматизации.  По виду деятельности принято делить игры  - на  физические (двигательные), умственные (интеллектуальные);  психологические.  Педагоги используют приёмы игровых технологий: словесные, наглядные, практические.

Игра  охватывает  определенную часть образовательного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игру,  дети включаются последовательно: детям  предлагают  игры и упражнения -  на  формирование    умения  выделять основные, характерные признаки предметов, умение сравнивать предметы, сопоставлять их;  игры - на обобщение предметов по определенным признакам,  игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления, от нереальных; игры - воспитывающие  умение владеть собой,  уметь быстро реагировать  на слово,  взаимодействовать со сверстниками, брать на себя ту, или иную роль. Применение  игровых технологий   - забота каждого воспитателя.    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную  описанную систему игровых заданий и различных игр.  При системном планировании, педагог может  быть уверенным в том, что в результате, он получит положительный результат, ребёнок усвоит  предметное содержание через игровые упражнения и задания. Этот  уровень достижений ребенка  диагностируется,  для этого педагог обеспечивает себя соответствующими материалами для диагностики.  Для полноценной игры необходимо наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру. Свободное время детей не должно быть жестко планируемым, педагог  наблюдает за детьми, принимает  их игровые замыслы, переживания.   Педагогу в процессе игры, необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, искренне. Выделяют следующие компоненты игровых технологий:  мотивационный,  ориентировочно – целевой, содержательно-операционный , ценностно-волевой, оценочный. Выбор игры зависит от задач поставленных педагогом, которые удовлетворяют интересы и потребности детей. Для решения поставленных задач педагог предлагает игру, при этом  создаётся игровая проблема, для решения которой  предлагаются различные игровые задачи: правила, техника действий, краткое  и  чёткое объяснение игры. Только при возникновении интереса к игре, может развиваться игровой сюжет.  Игровые задачи формулируются так, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои активные и организаторские  способности, развитие игровой ситуации основывается  на том, чтобы отсутствовало принуждение  вовлечение детей в игру, поддержание игровой атмосферы, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, окончание игры, результаты должны быть нацелены на практическое применение в реальной жизни. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.  Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание,  творчество, логика, задумка, игровой вымысел и фантазия детей.   Это всё то, что ребёнка привлекает в игре, сближает с другими детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "

Игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых ...

Статья. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте....

Статья "Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников".

Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников....

Публикация авторского материала: Статья "Игровые технологии в детском саду "(из опыта работы)

Игровые технологии в детском саду (из опыта работы)Публикация автосркого материала:...

Статья "Игровая технология"

Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить....

Статья.Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении....

Статья "Игровые технологии в обучении дошкольников ПДД"

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварий...