Экспериментально-познавательный проект «Маленькие почемучки»
проект

Бюрне(Черкашина) Ольга Александровна

Экспериментально-познавательный проект «Маленькие почемучки», во второй группе раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Проект во второй группе раннего возраста

«Маленькие почемучки. Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

                     

  Подготовила воспитатель:

Бюрне О.А

                                                                         

Шарыпово 2023 г.

“Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму”.

 

Китайская пословица

Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

 Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.  Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цель проекта: 

Обогащение познавательного интереса детей  второй группы раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи: 

Для педагога:

  • изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
  • исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
  • разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
  • повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста  в процессе элементарного экспериментирования  и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Для детей:

  • изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
  • исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
  • разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

Для родителей:

  • повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста  в процессе элементарного экспериментирования  и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Краткая аннотация содержания проекта

В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста   нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.

Опыты проводились как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Материально-техническая база:

  • центр воды и песка
  • пособия для опытов и экспериментирования
  • методическая  и художественная  литература
  • наглядный материал
  • ИКТ (музыкальная колонка)

Проект не предполагает материальных затрат.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой

По продолжительности: долгосрочный

По характеру контактов: внутригрупповой

По количеству участников: групповой, фронтальный

          Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители

          Сроки реализации проекта: 02.04.2023г. – 27.12.2023г.

Методы и приёмы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности

Словесный: вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово)

Практический: экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка

Игровой: создание игровой ситуации, смена деятельности

Ожидаемые результаты проекта 

У педагога:

  • повышается профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;

У детей:

  • расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  • сформируются познавательные действия, становление сознания;
  • активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;
  • будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.
  • повысится познавательный интерес детей, любознательность. 

У родителей:

  • повысится уровень компетентности  в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста  в процессе элементарного экспериментирования  и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

 

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте  воспитателя, на почте;  
  2. Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Этапы проведения

I этап

Организационный: проводится диагностика знаний и предпочтений детей, изучение условий  организации экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста и компетентность родителей  в области  детского экспериментирования

  • доведение до участников проекта важность данной проблемы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
  • разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию,  наглядной информации  для родителей.

II этап

Практический: организуется непосредственная образовательная деятельность по разделу опытно-экспериментальная деятельность.

Познавательное развитие

Беседы:

1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2. «Вода вокруг нас»

3. «Безопасность на воде»

4. «Воздух, которым мы дышим»

5. «Солнце друг или враг?»

Исследовательская деятельность

«Песок. Свойства песка», «Испечем куличики», «Наблюдение за живой и неживой природой», «Свойства воды», «Разноцветная вода» и т.д.

Опыты

Опыты с водой:

  1. «Почему вода прозрачная?»
  2. «Как вода меняет цвет?»
  3. «Утонет - не утонет»

Опыты со снегом:

«Во что превращается снег? »

Опыты с песком:

«Игры с песком»;

Опыты со светом:

 «Свет и Тень»;

Опыты с воздухом:

  1. «Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом»
  2. «Игра с мыльными пузырями»

Речевое развитие

Художественная литература:

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; 

М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»; 

К. Чуковский «Краденое солнце», «Мойдодыр»

Рассказы: 

Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»;

В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: 

Г. Лагздынь «Ветерок»;

Ю. Ефремова «Воздух»;

Ирис Ревю «Добрый воздух»;

Н. Григорьевой «После дождя»; 

В. Минькова «Что такое вода»; 

И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки.

Пальчиковые игры

  • «Солнышко»
  • «Весёлые рыбки»
  • «Тучка»
  • «Умываемся»

Дыхательная гимнастика

  • «Подуй на султанчик»
  • «Снежинки»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

  • Рисование «Рыбка»
  • Рисование «Морские волны»
  • Рисование «Лучики для солнышка»

Социально-коммуникативное развитие

Игровые ситуации:

  • «Парикмахерская»
  • «Детский сад»
  • «Больница»

Дидактические игры

«Солнце» - на прищепках

«Сухой бассейн»

«Собери пирамидку»

«Что лишнее»

«Шнуровка»

«Подбери по цвету» и т.д.

Физическое развитие

Закаливание:

  • Утренняя гимнастика на свежем воздухе
  • Бодрящая гимнастика после сна
  • Ходьба босиком по массажным дорожкам
  • Обливание ног
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Воздушные ванны
  • Питьевой режим

Подвижные игры:

«Раздувайся пузырь»

«Солнышко и дождик»

«Хоровод»

«Снежинки и ветер»

«Соберём мячи в корзину», игры с мячом и т. д.

Взаимодействие с родителями

Консультации: 

  • «Детское экспериментирование»
  • «Игры с манкой»
  • «Игры с песком»
  • «Игры с водой»
  • «Эксперименты дома»

III этап

Заключительный: проведение контрольной диагностики с детьми.

Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования».

Практическая работа:

Необходимо включать дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие,  предоставления им возможности приобретать знания самостоятельно. (Проведены эксперименты «Свет и тень», «Таяние снега», а также опыты с воздухом)

Большой акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе.

   Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым  в природе. (Эксперимент « Свойства песка»).

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет).

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).

3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

Заключение и выводы

 

Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце проекта, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Список использованной литературы

1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Ефанова З.А.  Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.

4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012..

6. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

7. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.

8. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

9. Экспериментальная деятельность. Опыты с воздухом. https://youtu.be/MkeR3k7RDsw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогае...

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Проект "Маленькие почемучки"

Актуальность:      Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным ...

Проект «Маленькие почемучки»

Проект «Маленькие почемучки»Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства  не дать ребенку устать от обучени...

Проект "Маленькие почемучки"

: В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремя...

Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы

Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей  младшей группы Актуальность.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и...

Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...