Проект "Маленькие почемучки" для детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Ибрашева Наталья Георгиевна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperem.docx114.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Проект "Маленькие почемучки" 

 для детей младшего дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

(срок реализации 1 год).

Составитель: Ибрашева Н.Г

Янаул, 2020 г


Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Актуальность

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цели проекта:

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;

• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Тип проекта: опытно-экспериментальный.

Длительность: сентябрь 2022г. - май 2022г. (долгосрочный).

Ожидаемые результаты проекта :

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

Приёмы:

- наблюдение;

- рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;

- проведение дидактических игр;  

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- организация продуктивной деятельности;

- организация познавательно-исследовательской деятельности;

- изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

 

Форма организации детей:

Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Участники проекта: воспитатели, дети группы младшего возраста, родители.

Этапы проекта

 Подготовительный этап.

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Основной этап:

  • подбор оборудования для проведения опытов;
  • организация предметно-развивающей среды;
  • оформление картотеки опытов;
  • Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Заключительный этап:

  • Проведение опытов.

Перспективный план работы

Месяц(неделя)

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудования

Сентябрь

(1 неделя)

«Почему вода прозрачная?»

Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные св

Тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Сентябрь

 (2 неделя)

«Как вода меняет цвет?»

Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Сентябрь

(3 неделя)

«Какой вкус у воды?»

 Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Емкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,  стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Сентябрь

(4 неделя)

«Какую форму принимает вода?»

Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Емкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Октябрь

(1 неделя)

«Как вытолкнуть воду?»

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж Буратино.

Октябрь (2 неделя)

«Как вода гулять отправилась»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Октябрь

 (3 неделя)

«Водопад»

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Октябрь

(4 неделя)

«Во что превращаются снег и лёд?»

Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.

Два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

Ноябрь (1 неделя)

«Какой бывает песок?»

Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.  Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.

Ноябрь (2 неделя)

Как отделить песок?»

Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь

Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.

Ноябрь  (3 неделя)

«Как рисовать песком?»

Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к  другу и к  работам своих товарищей.

Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки  для лепки.

Ноябрь  (4 неделя)

«Почему раздувается песок?»

Способствовать расширению представлений детей о  свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктеля, лупа.

Декабрь (1 неделя)

Как мы дышим воздухом?»

Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, вееры.

Декабрь  (2 неделя)

«Где находится воздух?»

Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Декабрь (3 неделя)

«Как образуются мыльные пузыри?»

Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коклейля.

Декабрь (4 неделя)

«Как заставить лодочку плыть?»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Январь (2 неделя)

«Разноцветные лоскутки»

Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

Кусочки ткани разной фактуры

Январь (3 неделя)

«Свойства ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).

Кусочки ткани разной фактуры

Январь (4 неделя)

«Свойства ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани (намокает).

Кусочки ткани, емкость с водой.

Февраль (1 неделя)

«Из чего состоит ткань»

Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.

Кусочки ткани, лупа.

Февраль (2 неделя)

«Волшебная бумага»

 Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами.

Цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, крепбумага, лупа, персонаж Буратино.

Февраль (3 неделя)

«Свойства бумаги»

Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная.

Бумага разной плотности, карандаши, фломастеры.

Февраль

(4 неделя)

«Свойства бумаги»

Познакомить детей со свойством бумаги намокать

Кораблики из бумага, салфетки, емкость  с водой.

 Март (1 неделя)

«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

Дать детям представление о  свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи.

Корзина с муляжами овощей и фруктов, кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов( вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.

Март (2 неделя)

«Где прячутся семена?»

Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами « семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы.

Шишки, каштаны, семена березы, железные баночки с крышками, поднос.

Март (3 неделя)

«Какими свойствами обладает мел?»

 Познакомить детей с о свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать причинно- следственные связи между предметами. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Мелки, доска для рисования, ёмкости с водой и пустая, кусочки ткани, тёмная бумага, ложка столовая

Март (4 неделя)

«Почему камешки тонут в воде?»

Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.

Камушки большие и маленькие, прозрачная ёмкость с водой, две пустые ёмкости, мешочек с камнями, ложки, перья птиц.

Апрель (1 неделя)

«Что заменит чёрный карандаш?»

Дать детям представления об угле, помочь выявить его свойства (образуется от прогоревшего дерева, оставляет чёрный след на руках, бумаге, ткани, при надавливании крошится). Активизировать в речи слова: уголь, ломкий, крошится, серый. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Кусочки угля, листы белой бумаги, ткань, ложка, ёмкость с водой

Апрель

(2 неделя)

«Тонет-не тонет»

 способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, большая кукла.

Апрель (3 неделя)

«Катись, шарик, по желобку»

 Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой. Развивать наблюдательность, смекалку.

Желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Апрель (4 неделя)

«Мой веселый, звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

Май (1 неделя)

«Рисовальчики»

Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Май (2 неделя)

«Разноцветная вода».

Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.

Емкость с водой, краска, камушек.

Май (3 неделя)

«Мыльные пузырьки»

Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Взаимодействие с родителями

- анкетирование на тему «Детское экспериментирование в семье»;

- консультации на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!», «Детское экспериментирование дома»;

- изготовление папки – передвижки «Экспериментируйте с детьми дома»;

- подготовка индивидуальных консультаций для родителей;

-показ презентации на родительском собрании. «Детское экспериментирование – путь к познанию мира».

С целью привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду предлагается подготовить проекты «Экспериментируем дома».

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2014 г.
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4 года. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012 г.
  4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. Николаева  С.Н. Юный  эколог– М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...