"Как научить ребенка экспериментировать"
материал (младшая группа)

Стерхова Любовь Николаевна

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_nik.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе

"Как научить ребенка экспериментировать"

Цель: показать родителям  значимость экспериментальной деятельности для развития малышей, для ознакомления и расширения представлений об окружающем мире.

Оборудование:

Материалы для опыта: мешочек с камешками, губка поролоновая, кусочек ваты, ванночка с водой, пинцеты, сачки для вылавливания предметов, салфетки, маленькие ложечки, подносы или тарелочки на которых лежат камешки, коробочки для раскладывания камешков по цвету, форме, размеру;

Компьютерная презентация "Уголок экспериментирования".

Бумажные осенние листочки в корзинке.

Материалы  из опыта семейного воспитания "Эксперименты в домашних условиях".

Ход собрания

I. часть  Приветствие.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вновь встретиться с вами!

Традиционно начинаем нашу встречу с приветствия. Сегодня мы поприветствуем друг друга следующим образом.

        Перед вами на столах лежат осенние листочки. Напишите, пожалуйста, на них слова, которыми вы хотите поприветствовать собравшихся, что-то пожелать им  и положите листочки в корзинку.

- Вот и заполнилась наша корзинка. Сейчас я достану листочки и от имени всех собравшихся поприветствую вас.

(Зачитывает приветствия и пожелания).

- Спасибо за приветливые слова и пожелания, и с таким позитивным настроем продолжаем нашу встречу.

II. часть Беседа " Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития малышей".

- Сегодня мы с вами поговорим о значимости экспериментальной деятельности для развития малышей, для ознакомления и расширения представлений об окружающем мире.

        - Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что такое экспериментирование, как дети, по-вашему, могут экспериментировать? Назовите примеры экспериментов, которые ваш ребенок проводил уже с вами или самостоятельно".

        - Большое спасибо, очень интересно вы рассказали о ваших малышах и их деятельности, приносящей иногда очень много забот по ликвидации последствий экспериментирования.

        Многим родителям кажется, что это проказы, но это не просто проказы, а  действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира».  

        Вспомните, как ваш малыш, еще совсем маленький брат в рот погремушку, свою ножку, пытался засунуть пальчик в отверстие, дергал мамы за волосы и т.д. Для чего он это делал?

        Конечно, эти действиями он познавал мир, себя. Это была ориентировочно-исследовательская деятельность.

        Но сейчас малыш подрос, и он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, но  и  пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

         Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти!» Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментирование.

        Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

        Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

        В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

- Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (ответы родителей)

-  Вы правильно подметили, что родителям необходимо:

- самим быть любознательными;

-  давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка;

- предлагать новые интересные объекты для исследований;

-  не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения;

- стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

        Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

        Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
        Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

        Приведите примеры, где и какие дети могут дома провести эксперименты.

- Действительно, местом для экспериментов может стать любое помещение комнаты.

Ванная комната.

 Что здесь может узнать ребенок с помощью экспериментирования?

- Это свойства воды.

 Вода бывает холодная , теплая, горячая, чистая и грязная.

Воду можно подкрасить.

В воде можно играть с игрушками. Воду можно набрать в баночки, флакончики, выливать, переливать, пускать пузыри, делать пену и т.д.

Кухня

- замешивать тесто, подсыпая в воду муку и размешивая ложкой;

- лепка и раскатывание теста;

- приготовление сладкой и соленой воды;

- сортировка крупы;

- что лучше  ложка или вилка, когда кушаешь макароны или кашу и т.д.

Комната

- полив цветов - рассмотреть листья, цветы, понюхать;

- пылесосить - почему пыль засасывает пылесос, куда она попадает;

- рисовать - эксперименирование со цветом (смешивание красок, рисование на разных поверхностях);

- игры с дидактическими игрушками (вкладыши, сортеры, забивалочки, волчки, пирамидки и т.д.).

Прогулка

- игры с песком;

- хождение по лужам;

- игры с природными материалами (листья, шишки, палочки и т.д.);

- наблюдения за ветром, растениями, животными  (рассматриваем, спасаем, нюхаем, трогаем и т.д.).

(Подуем на семечко- крылатку, на одуванчик белый и желтый, потрогаем мать - и- мачеху, какая сторона нежнее и т.д.).

-  Уважаемые родители, ваша фантазия беспредельна, стоит только захотеть и главное, понять, как это необходимо вашему ребенку для развития. Поверьте, это время не пройдет зря и окупится вам сторицей. И не только в познавательном развитии вашего ребенка. Ведь общаясь с малышом, живя его интересами, вы налаживаете эту тоненькую пока еще нить взаимопонимания, которой подчас так не будет вам  хватать в более старшем возрасте, если сейчас вы упустите эту возможность.

III. часть. Практическая часть

1. Уголок "Юные экспериментаторы"

- Ознакомление родителей с групповым уголком для детского экспериментирования.

(Компьютерная презентация).

2.Мастер класс "Эти удивительные камешки"

- А сейчас от сов перейдем к делу и побудем немного сами в роли малышей - экспериментаторов.

Родителям предлагается провести ряд опытов с камешками.

1. Рассматривание камешков.

- Я положу все камешки на тарелочку. Вот их как много. Давайте возьмем по одному камешку, какой нравится.

- Потрогайте камешек, погладьте его, покатайте между ладонями. Какой он? Гладкий или шершавый?

- Приложим камешек к щечке. Камешек холодный или теплый?

- Пальчиком надавите на камешек. Легко давить его? Он мягкий или твердый?

- Теперь надавите на губку. Легко давить? Она мягкая или твердая?

- Сожмите камешек в руке. Сжимается?

- Сожмите губку. Она легко сжимается?

- Что мы скажем про камешки, какие они?

- А как вы думаете, если мы подуем на камешки, они полетят? А если на ватный шарик подуем, он полетит?

- Давайте проверим. Подуем на ватный шарик, он полетел? А на камешек подуем, он полетел? Почему?

-Вот они какие камешки бывают: холодные, гладкие и шершавые, твердые и тяжелые.

2. «Камешки, камешки – стук да стук»

- Возьмите еще один камешек. Теперь у вас в каждой руке по камешку. Постучите камешками.

- Что вы слышите?

- Да, камешки издают звук. Если тихонько ударим камешек о камушек, то звук получится тихий. А если сильно ударим, то камешки застучат громко.

- Вот так камешки! Они еще и звуки издают, песенку поют, если будем ударять их друг о друга

3. Купание камешков.

- Камешки, как и вы любят купаться. Хотите искупать камешки?

- Вот у нас ванна для камешков. Давайте посмотрим, что произойдет с камешком, если на него полить воды.

Воспитатель капает воду на камешек.

- Что случилось с камешком?

- Посмотрите еще раз. Вот сухой камешек, а сейчас я поливаю его, и он становится темнее. Вот как интересно.

- Полейте на свои камешки и посмотрите, какие они будут.

- Расскажите, что случилось с вашими камешками. Почему они потемнели? Вот так можно играть, купать камешки.

4. "Тонет - не тонет".

- А хотите узнать, тонут камешки в воде или нет?

- Давайте сначала опустим в воду кусочек ваты.

Утонула вата? Почему?

- Бросим губку. Утонула? Почему?

- А если бросим камешек, утонет?

- Бросаем камешек. Что случилось? Почему?

- Проверьте и вы, что тонет, а что не тонет.

- Камешки тяжелые, они в воде тонут.

- А сейчас возьмите сачки и пинцеты и достаньте предметы из воды.

3. Из опыта семейного воспитания "Эксперименты в домашних условиях".

(Выступление родителей).

IY. часть. Заключение.

- Уважаемые родители!

В конце нашей встречи просим высказать свое мнение о нашем с вами разговоре, о практической деятельности и ваших планах в этом направлении.

(Высказывания родителей).

- Мы подготовили для вас памятки с описанием некоторых опытов, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....