Педагогический совет «Эффективные формы работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Нижнего Поволжья»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Светлана Анатольевна

Нижнее Поволжье - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и  задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет «Эффективные формы работы  по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Нижнего Поволжья»

Форма проведения: Деловая игра

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета. Аналитическая справка (старший воспитатель Попова С.А.)
  2. Консультация «Воспитываем любовь к родному краю» (воспитатель Голикова Е.Н.).
  3. Консультация «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» (музыкальный руководитель Фролова Н.Н.)
  4. Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников» (из опыта работы воспитателя Авдевниной И.В.).
  5. ДЕЛОВАЯ ИГРА:  «Знай свой родной край, познакомь с ним детей»

Цели:

  • Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы  по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Нижнего Поволжья.  
  • Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал  педагогов.
  • Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

Правила игры:  Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды  отвечают на вопросы и выполняют задания. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. Победа присуждается той команде, у которой окажется максимальное количество фишек.

Вступительное слово старшего воспитателя:

           -  В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее.

            Нижнее Поволжье - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и  задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. И в сегодняшней деловой игре мы выявим, насколько мы овладели подобными знаниями.

                                                    Ход деловой игры:

Задание № 1. «Ответы знатоков педагогических секретов»

Предлагаются вопросы для обсуждения. Каждая команда получает по  4 вопроса. Вопросы для обсуждения:

  1. Какие народы проживают в Нижнем Поволжье?
  2.  Какие формы работы вы используете, знакомя детей с традициями и культурой народов Поволжья?
  3. Охарактеризуйте самые эффективные технологии образовательного процесса, которые вы используете в процессе ознакомления детей с культурой народов Поволжья.
  4. Где вы чаще всего используете фольклор народов Поволжья? Что конкретно? Приведите примеры из своего опыта.
  5. Используете ли вы  игры, которые знакомят детей с национальными традициями и обычаями Нижнего Поволжья?
  6. Какие подвижные игры народов Поволжья, на ваш взгляд, можно использовать при проведении режимных моментов, а какие  во время тех или иных занятий?
  7. Имеют ли место в вашей практике те или иные формы работы  с родителями, направленные на их приобщение  к традициям и культуре народов Поволжья?
  8. Где вы знакомите детей с прикладным народным творчеством, на каких занятиях и каким образом в совместной деятельности?

Задание № 2.  «Как мы знаем пословицы и поговорки народов Поволжья»

              Старший воспитатель произносит пословицы и поговорки народов Поволжья участники игры должны:

а) дополнить пословицу;

б) отгадать – какой народ ее сложил.

  • Человек в беде  спешит к родителям, а птица – ….к гнезду (калмыцкая)
  • Родители детям плохо не …скажут (мордовская)
  • Сердце матери лучше солнца… греет (марийская)
  • Береги отца и мать- других не …сыскать (русская)
  • С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя… хлебнешь (татарская)
  • Хороший поспевает к делу, дурной к… еде (казахская)

Задание № 3. «Угадай мотив орнамента»

                    Старший воспитатель демонстрирует 6 мотивов орнаментов народов Поволжья. Участники игры должны отгадать, какой из мотивов является элементом прикладного искусства того или иного народа.

 Задание № 4.«Разгадай кроссворд»

По вертикали

  1. Современный город на территории нашего края, который  раньше был татарской крепостью. (Саратов)
  2. Народ, поселившийся в Поволжье в эпоху правления Екатерины Великой (немцы)

По горизонтали:

3.Название белой женской рубахи мордовского костюма (панар)

4. Губернатор – реформатор царской России. (Столыпин)

5.Самая большая река Европейского континента (Волга)

 1.   С

3.       П

       А

        Н

      А

       Р

       Р

       А

 4.      С

       Т

       О

       Л

      Ы

       П

        И

 2.   Н

       О

       Е

 5.   В

       О

      Л

      Г

       А

       М

       Ц

       Ы

  1. Справка по итогам тематической проверки «Совершенствование форм и методов ознакомления детей с историей родного края» (старший воспитатель Попова С.А.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с ФГТ"

Цель педсовета:         Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

«Этнокультурное воспитание детей на основе культурно – исторических традиций народов Алтайского края» Тематический педсовет

laquo;Этнокультурное воспитание детей на основе культурно – исторических традиций народов Алтайского края» Тематический педсоветЦель. Формировать представления педагогов об эффективн...

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...